Некоторые размышления на важную тему:
Формы для декоративного камня производимого методом вибролитья.
Литьевые формы играют основополагающую роль в производстве декоративного камня. От правильного выбора литьевых форм зависит, в конечном счете, качество продукции и в первую очередь геометрические параметры камня и его рельеф. Так же, качество литьевых форм имеет влияние на производительность и на себестоимость конечной продукции. И вот эта совокупность влияющих факторов, несомненно, будет отражаться в доходности данного производства. Если рассматривать все факторы поочередно, то выявляется фактор, имеющий главенствующую роль, это рельеф. То есть способность литьевой формы передавать мельчайшие штрихи, скопированные из природных прообразов. Ведь основная задача производителей декоративного камня это идеальное или как можно больше приближенное копирование камней различных пород. Я не останавливаюсь на возможностях в колористики, т.к. это особая и отдельная тема и имеющая так же отношение к конечному продукту и его покупательской способности. Так какие же формы лучше? Этот вопрос возникает как у начинающих производителей, так и у тех, у кого уже имеется довольно таки большой производственный опыт. И связано это с тем, что на существующем рынке имеется большое количество предложений от производителей литьевых форм применяющих различные технологии и материалы. Стоит отметить, что все существующие предложения не идеальны. Одни виды форм слишком дороги, вторые имеют плохую передачу рельефа, третьи требуют периодической смазки и промывки в кислоте, четвертые не способны удерживать краску на своей поверхности, пятые имеют очень низкий ресурс работы и т.д. Тем не менее, не требовательные и не стремящиеся к совершенству производители соглашаются с данными недостатками, а иные уподобляются на эксперименты в поисках последних достижений в этой довольно таки консервативной теме или как минимум в поисках компромиссных решений.
Занимаясь уже долгое время производством литьевых форм, а так же и самого камня произведенного на этих формах, мы пришли к некоторым соображениям. Не все модели камня требуют резиноподобных (эластичных) форм, как об этом утверждают некоторые производители. Есть модели, которые превосходно получаются на тонкостенных пластиковых формах. Но есть коллекции, которые чрезвычайно требуют резиноподобных форм, т.к. рельеф имеет высокую разветвленность и большие перепады по высоте. Произведенные на пластиковых формах такие модели, имеют эффект «замыленности», «зализанности», ярко демонстрируя чрезмерную искусственность камня. Эти выводы являются некоторым компромиссом между дорогими эластичными и дешевыми с присущими им недостатками пластиковыми формами. Учитывая конечно, что оба вида форм имеют высокие показатели ресурса, технологичности, геометрических и рельефных свойств. В свое время нами был введен термин «цена съема». Это стоимость одного квадратного метра форм отнесенная к количеству произведенного камня на этих формах. Для производителя это основополагающий критерий, т.к. именно эта величина закладывается в себестоимость продукции, в дальнейшем оказывая влияние на прибыль данного производства. Некачественные формы создают серьезные издержки в производстве декоративного камня.
В настоящее время существует немало производителей литьевых форм от проходимцев до профессионалов этого дела, что осложняет начинающему предпринимателю сделать правильный выбор. Имея большой опыт в производстве камня и в производстве литьевых форм, нами было испытано большое количество пластиков, компаундов, пластических масс самой различной химической природы. И на основании результатов проделанной нами работы в подборе наилучшей технологии и наилучшего материала форм, мы можем сформулировать ряд важных критериев на основе которых советуем определять свой выбор в пользу того или иного производителя:
1. Цена съема (этот показатель связан со стоимостью форм и их ресурсом в работе).
2. Геометрия и рельеф камня произведенного на этих формах (эти показатели характеризуют декоративные свойства камня). Плохой рельеф наблюдается на пластиках толщиной свыше 1 мм.
3. Технологичность
3.1. отсутствие в процессе производства стадии смазки форм для предотвращения залипания бетона к стенкам формы (чаще всего встречается на формах, произведенных из пластиков или полиуретановых, силиконовых и других эластомеров имеющих низкую щелочестойкость).
3.2. отсутствие в процессе производства стадии промывки в кислоте от залипшего бетона к стенкам формы (чаще всего встречается на формах, произведенных из пластиков или полиуретановых, силиконовых и других эластомеров имеющих низкую щелочестойкость).
3.3. отсутствие в процессе производства стадии распарки на стадии расформовки, извлечения камня из формы (чаще всего встречается на формах из толстых от 2 мм пластиков).
3.4. отсутствие в процессе производства вибровыбивки (чаще всего встречается на формах из толстых от 2 мм пластиков).
Учитывая эти критерии можно сделать белее менее правильный выбор, хотя такой показатель как ресурс работы форм имеет сложность в правильной оценке. Этот показатель зависим от рук оператора, от технологических приемов в производстве, а также известно, что формы из одного и того же материала, имеют различную ходимость на разных коллекциях (моделях) камня. Это влияние связано с разностью в геометрии камня (толщина, ширина, длинна, наличие острых углов).
В заключение хочу отметить, что вне зависимости от различных пристрастий, основную оценку выбору литьевых форм в конечном итоге дает покупатель.
С Уважением!
Владимир Константинович