Было писано 2 года назад.
С тех пор мало что изменилось.
Это и не удивительно - качество цемента настолько больная и запущенная тема, что ежегодно её обсуждают, "принимают меры" и т.д., но воз и ныне там. Увы.
3.3.1.4. Некоторые практические соображения и «производственные секреты» работы цементовозов.
Автор не одну тысячу километров провел как в кабине цементовоза так и, порой, за его рулем – наша организация длительное время специализировалась на поставках цемента. Снабжение цементом – это достаточно отлаженный и стабильный бизнес, изобилующий своими нюансами и производственными секретами. Люди, которые этим занимаются десятилетиями, если не всю жизнь, знают его досконально. И уж поверьте, ВСЕГДА найдут способ, как добыть своим детям не только кусок хлеба, но и масло с икрой к нему. А чтобы они сильно не «жировали» и Вам следует знать хоть некоторую толику производственных секретов. Тем более что цемент – главная составляющая пенобетона. От его качества и рентабельности поставок зависит очень многое, если не все.
Только на самых первых, начальных порах, можно довериться случайным поставщикам цемента. Какими бы громкими регалиями, они не прикрывались и какие бы красивые бумажки и сертификаты они Вам не показывали. Гарантом качества данной партии цемента является ТОЛЬКО заключение НЕЗАВИСИМОЙ лабораторной экспертизы (даже к лабораторному заключению цемкомбината следует относиться с известной долей скептицизма). А так как лабораторная проверка цемента процесс достаточно длительный и дорогой – проводить его на месте имеют возможность только крупные потребители. И даже они это делают оЧЧЧЧЧень редко – дешевле и проще, получается, подстраховаться простым перерасходом цемента.
Проблема усугубляется еще и тем, что в процессе погрузки или тарирования, еще на заводе, возможны различные «схемы», благодаря которым вы вместо своей бездобавочной пятисотки, на вполне законных основаниях получите, в лучшем случае четырёхсотый, а то и вообще шлакопортланд, в котором будет половина шлака, и который для пенобетона ну никак не годится – сплошное мучение. Хотя на внешний вид они абсолютно одинаковы.
Как быть?
Совет первый, главный – не только у Вас есть дети. Не жадничайте, и все у Вас получится.
Совет второй – берете новое ведро и заполняете его доверху конфетами. Самыми дорогими, какие найдете. Легенду придумайте сами, главное, чтобы под её прикрытием Вы с этим своим ведром проникли в заводскую лабораторию. Лучше всего ничего не выдумывать – честно рассказать, как для Вас важны поставки качественного цемента и как Вы способны ценить эксклюзивную информации. В заводских лабораториях работают очень милые и симпатичные молодые девушки, в отличие от отдела сбыта, как правило, обделенные вниманием клиентов. Вы сами будете поражены как много очень интересной и полезной информации узнаете, подружившись с сотрудниками заводской лаборатории. Уж поверьте, способ проверен многократно. И ни разу он не давал осечек. А непринужденное общение за чашкой чая, с вашими-же конфетами, будет не только полезно в плане Вашего профессионального роста, но и просто приятно…
Совет третий – располагая «эксклюзивчиком» (как там минералогия «пляшет», какая печка не в режиме, какая банка силоса заполняется прямиком с мельницы, а какая была заполнена еще пол года назад, что-там с мелющими телами, и на какой мельнице «тонина упала» и т.д. и т.д. и т.д.), Вы сможете уже более определенно и предметно общаться на отгрузке. Там Вам тоже нужно будет обязательно «навести мосты». При умелом подходе даже проблема пересортицы (см. выше) может быть обыграна в Вашу пользу, а её неизбежные последствия будет расхлебывать какой нибудь колхозник, который всего этого, разумеется, не читал.
Совет четвертый – при малейшей возможности организуйте снабжение своего производства при помощи цементовоза – цемент навалом. В этом случае, возможен хоть какой-то контроль. Работать же на тарированном цементе, в мешках, оставьте любителям самоистязания. Там ситуация настолько закрученная, что о каком либо качестве или стабильности можете забыть в принципе. Или гарантированный недовес, или гарантированная пересортица – третьего не дано. А к надписям на мешках относитесь как к забору, - на нем еще и не такое пишут.
Совет пятый – если Вы имеете возможность разовой приемки цементовоза, иными словами ему есть куда «выдуться» (подготовленный сарай, спец. хранилище и т.д.) очень ответственно подойдите к выбору собственно самого цементовоза и, самое главное, водителя который на нем работает. Если все сделать грамотно – профессионал-водитель, который на этом цементовозе проработал всю жизнь, и который знает на ближайших цем. комбинатах каждую собаку, решит большинство Ваших проблем. Как правило, это ушлые и толковые дядьки, которые не только в совершенстве знают свою машину и спец. оборудование на ней, но и детально посвящены во все тонкости и нюансы всего этого дела – вплоть до особенностей личной жизни сотрудников цем. комбината. Они за руку здороваются с каждым гаишником на дороге и с помощью маленькой шоколадки, хихи-хаха и шаловливых ручек, в три минуты решают все проблемы в отделе сбыта. И даже очередь на загрузку, машин эдак в 300, помеха для них не большая – максимум через час, перегруженная бочка начинает монотонно «бодаться в спину» на пути домой.
Разумеется, подобный «сервис» удовольствие не из дешевых – доставка цемента автоцементовозом стоит 0.5 – 1.0 доллара за километр пути и вплотную приближается к цене самого транспортируемого цемента (расценки Восточной Украины 2004 года). И многие начинающие или разовые потребители цемента, считая эти расценки грабительскими, стараются сэкономить на доставке любым доступным способом. Рано или поздно, но практически всегда, жизнь им преподносит урок, и они начинают понимать, что профессионализм в любых его проявлениях, дешевым быть не может по определению.
Совет шестой – если транспортное плечо до нужного цем. комбината превышает 200 км, и Вы способны принять вагонные нормы, имеет смысл рассматривать схему комбинированных поставок – железная дорога + автотранспорт.
Традиционно эта схема решается при помощи местного завода ЖБК. У них, как правило, имеются производственные мощности по приему и хранению вагонных норм. Берут они за эту услугу обычно тем же цементом – от 10% с хопра за разгрузку, и 5 – 10% за месяц хранения. Удовольствие не из дешевых и для приемки высокомарочных цементов не годится в принципе – никто не будет там носиться с вашей бездобавочной пятисоткой. Свалят в общую кучу в свободный силос и, в лучшем случае, не станут его гонять по банкам.
Модернизация этой схемы – осуществить перегруз с вагона-хопра в свое хранилище самостоятельно. За достаточно скромное вознаграждение на любой станции «отобьют готовность» на цем. комбинат по приему специального вагона-цементовоза в ближайшем тупике. Разумеется, если Вы аргументировано убедите начальника станции, что сможете обеспечить его разгрузку самостоятельно.
(Такую экзотику, как - дежурным тепловозом раскрываем на перегоне люки «под себя», на брезент, а затем десяток студентов за ночь «растаривают» 65 тн в мешки, конечно, предлагать не стоит. Схема хоть и очень красивая и подкупающе дешевая, всё же предполагает очень четкую организацию и опыт подобных экстремальных действий, уж поверьте на слово).
Гораздо проще организовать разгрузку вагона-цементовоза при помощи автоцементовоза. Он же и доставит его к точке разгрузки и, без хлопот выгрузит. Единственный нюанс – бочка должна быть оборудована соответствующей системой самозагрузки. Как правило, все 12-ти тонные бочки под тягач КАМАЗ-5410, именно такими и выпускаются изначально заводом. Суть этой системы – компрессор начинает работать «наоборот» - как вакуумный насос. Он создает разрежение в бочке, и струя всасываемого воздуха захватывает цемент. Чтобы он не попал в насос, есть два фильтра - один непосредственно на компрессоре и другой в самой бочке. Вот с эти фильтром то обычно и возникают главные проблемы – его просто срезают, чтобы увеличить полезный объем бочки и 12-ти тонник превращается в 14-ти тонник. Соответственно цементовоз уже не способен к самозагрузке.
И даже если все нормально – водители очень неохотно соглашаются на подобные издевательства над техникой. Как ни крути, запыленный воздух, даже после всех фильтров, очень быстро изнашивает текстолитовые пластины в роторном насосе, - его производительность резко падает. И если, в обычном режиме, компрессор не требует к себе внимания годами, то через 10 – 15 циклов самозагрузки пластины нужно менять. На «нерасфрезерованных канавках ротора компрессора» это усугубляется еще и крайней дефицитностью этих самых пластин.
Поэтому если водитель не уверен в целостности фильтров, он НИКОГДА не согласится на самозагрузку. Ну, разве что, полный дурак или, что чаще, случайный «наездник». И наказаны за подобную неосмотрительность будете в первую очередь Вы сами – с неисправными фильтрами насос сломается через 10 минут работы, вагон затолкают в тупик, и все то время, пока Вы будете судорожно метаться по городу в поисках нового цементовоза согласного на самозагрузку, штрафы за простой будут облегчать Ваш кошелек.
Зондаж на предмет возможной самозагрузки следует начинать только с водителя, - никакое начальство, в этом вопросе Вам не помощник. Разговор рекомендую начать с полушутливого и фривольного склонения слова «сосать», разумеется, по отношению к цементовозу. Как бы Вы не пыжились, это слово имеет настолько специфическую интерпретацию в повседневной речи, что ответные реплики наверняка весьма обогатят Ваш словарный запас оригинальными оборотами, - Вам только того и надо. Хотя подобный стиль беседы предполагает обязательное умение парировать выпады оппонентов их же языком, любой водитель цементовоза сразу же поймет о чем речь. И если тема не затухает, или начинает активно поддерживаться, - это верный сигнал – бочка соответственным образом оборудована (начальство, как правило, в подобные тонкости не посвящают), а водитель готов к более предметному обсуждению. Вот тогда уже и пойдет заинтересованный разговор, результат которого всецело будет зависеть от Вашей подготовленности к тому факту, что операция самозагрузки действительно весьма хлопотна и нетипична для повседневной работы, а, следовательно, должна быть соответствующим образом вознаграждена.
Если переговоры прошли успешно, и Вы заполучили сосущий цементовоз, дальнейшее весьма просто. Грамотно построенная беседа с экипажем дежурного тепловоза и сразу по прибытию, вагон уже стоит в удобном месте. И Вы об этом знаете, еще, как только он пересек входные стрелки – дармовые «бесплатные» сутки на разгрузку наверняка по достоинству будут оценены Вашим начальником.
Дальше дело техники – бочка двенадцатитонника заполняется максимум за час. Внутри вагона-хопра должен находится человек в противогазе, который «водит» соплом и обеспечивает забор цемента по углам.
Совет седьмой – контроль выгрузки.
Если цементовоз «ходит под загрузку» без Вашего экспедитора, либо они с водителем «спелись» (очень часто, если не всегда, водитель берет экспедитора в долю – в этом вопросе нужен глаз да глаз) - возникает проблема обеспечения сохранности тоннажа в пути. Профессиональный водитель цементовоза ВСЕГДА знает, в каком придорожном селе можно тонну другую быстренько выдуть. Проверить этот факт очень сложно, если не знать одного секрета - если система выгрузки по пути домой включалась, то в открытый люк видно, что цемент испещрен сетью трещин (как пересохшая глина летом).
Открывая для проверки верхний люк, обязательно обратите внимание на различные проволоки, веревки и т.д. торчащие из него. Это верный признак - на донных сетках аэрожолоба лежит кусок брезента. После «окончания» разгрузки, водитель за веревку вытащит этот брезент и еще пару тонн выдует, но уже себе.
В процессе выгрузки очень сложно определить момент её окончания, все ревет, пыль, дым – подходить страшно. Падение давления на манометре бочки НЕ ЯВЛЯЕТСЯ признаком полной разгрузки, как бы Вас водитель в этом не убеждал. Внимательно следите за шлангом, по которому цемент транспортируется. Пока он хоть немного вздрагивает - значит, цемент еще идет. Если резко упало давление, но шланг продолжает дрожать – заставляйте водителя продолжать разгрузку. Все его высказывания по данному вопросу – дешевый спектакль, рассчитанный на Вашу эмоциональную неустойчивость.
Совет восьмой – если доверяете, дайте водителю заработать.
Проверено неоднократно – цементовоз может взять цемента больше, чем по паспортным данным на данную бочку. Это зависит от мастерства оператора загрузки (по минимуму аэрирует цемент на аэрожелобах силосов), желания самого водителя («дергает» бочку тягачом – зрелище не для слабонервных, или ждет несколько часов пока само уляжется). Многое зависит также и от схемы, по которой в данный момент работает отгрузка – если идет сильно аэрированный цемент прямиком с мельниц (обычно это летом) получается вообще недогруз.
Если от водителя поступает предложение, что он, дескать, вместе с Вашими 12-тью, привезет для себя еще пару тонн – знайте такой трюк в принципе возможен. Но решения по данному вопросу должно исходить целиком из Вашей степени доверия данному водителю.