«БазэлЦемент»: Время покупать

12.06.2008 14:05:00

Проекты, реализация которых в Казахстане началась год назад, из-за грянувшего вскоре кризиса в той или иной степени лишились финансирования и остановились в развитии. Некоторые из них сегодня можно приобрести по невысокой цене, рассказал в интервью финансовый директор «БазэлЦемента» Антон Заболоцкий, подчеркнув, что его компания намерена воспользоваться этой ситуацией.

— Антон Викторович, поделитесь планами «БазэлЦемента» в Казахстане.

— Прежде всего, мы увеличиваем производство на заводе «Састобе-Цемент» в Южном Казахстане. Также готовимся запустить три проекта по производству газобетона — в Шымкенте, Астане и Алматы. Хотим развивать здесь и нерудный бизнес — производить щебень, песок. В России мы активно производим щебень, в Казахстане же наш нерудный дивизион до сих пор не был представлен. В «Састобе-Цемент» мы планируем вложить около 20 млн $, в газобетонные проекты — примерно 150 млн $, в нерудные — 100 млн $. При этом хочу подчеркнуть, что все наши планы в высокой степени зависят от состояния экономики Казахстана, от потребностей местного рынка, от рыночных тенденций.

Мы присматриваемся к активам в цементной отрасли, изучаем возможность покупки либо действующих цементных заводов, либо заводов, которые еще строятся. Хочется верить, что в Казахстане будет стабильный спрос на цемент. Все-таки стройки в стране ведутся, жилье необходимо все большему количеству людей. Да, в прошлом году многие строительные программы были заморожены. Но наш завод в Састобе кризиса фактически не почувствовал: мы сколько производим, столько и продаем, разве что цена установилась ниже наших ожиданий. Что касается рынка сбыта щебня и песка, то здесь нам только предстоит определиться.

— Повлиял ли на ваше решение войти на казахстанский рынок затянувшийся в стране кризис?

— Я бы не сказал. Просто весь прошлый год мы были увлечены развитием своего бизнеса по большей части в России — рынок там шире, да и развивался он на тот момент динамичнее. Теперь пришла пора плотнее заняться Казахстаном. Как говорят финансисты, есть время покупать акции и есть время продавать. С этой точки зрения я бы назвал текущий период в Казахстане «временем покупать», поскольку те проекты, которые были начаты здесь год назад, из-за кризиса не смогли развиваться дальше, и сейчас их разработчики вынуждены продавать эти активы. Мы, в принципе, в материальном плане чувствуем себя уверенно, потенциал финансовой поддержки у нас достаточно высокий. Соответственно, нынче сама ситуация позволяет покупать активы по невысокой цене.

— Есть мнение, что кризис в строительном секторе Казахстана возник из-за того, что правительство развернуло широкомасштабную акцию по развитию ипотеки. Как вы считаете, справедливо ли оно?

— Думаю, нет. Не уверен, что в Казахстане ситуация с ипотекой проще и легче, чем в России. Те ставки, которые предлагали наши банки населению, достаточно высокие, поэтому не каждый мог пойти и купить себе квартиру в ипотеку. Не надо сравнивать американский кризис с нашей реальностью. В США ипотечные кредиты выдавались даже пенсионерам по ставкам 2–3%, а они в разы несопоставимы с нашими. Те 15%, которые предлагают наши банки за ипотеку, — это слишком много. Поэтому я считаю, что в Казахстане кризис в жилищном строительстве был связан именно с общим финансовым кризисом. Ваши банки активно привлекали внешние инвестиции. Доля западного фондирования была слишком высокой. Впрочем, для Казахстана эта ситуация — временная. Государство, обладающее такими запасами сырья, обязательно из нее выпутается. К тому же мне кажется, что кризис пойдет на пользу вашей экономике. Госструктуры, финансисты, бизнес сделают из случившегося соответствующие выводы.

— Как, на ваш взгляд, необходимо решать проблему с обманутыми дольщиками? Должно ли государство отвечать за долги нечистоплотных застройщиков?

— Скандалы с дольщиками происходят и в России, и в Казахстане. Мое мнение по этому поводу очень простое: лично я никогда в долевое строительство не пойду. Дело в том, что законодательная база не позволяет обеспечить возврат денежных средств при долевом строительстве. Когда есть построенный дом со всеми разрешительными документами, тогда я буду там что-то покупать, а долевое участие — это риск. Позарился на дешевизну — получил дырку от бублика. Данная схема не нова. Недремлющее око махинаторов так и ждет, когда рынок начинает расслабляться, а затем бьет по больному месту. И в России, и в Казахстане не существует работающих механизмов по защите дольщиков. Если вы покупаете квартиру по низкой цене через долевое строительство, то при этом вы не имеете почти никаких зафиксированных прав. Если вы все-таки рискнули — это ваша вина. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Безусловно, государство каким-то образом должно регулировать рынок долевого строительства, но оно не может отвечать за долги застройщиков, так как решение о сделке дольщик принимал самостоятельно и добровольно. Государство может наказать инициаторов процесса, но возвращать деньги оно не обязано.

— Не беспокоит ли вас тот факт, что в Казахстане реализуется или заявлено большое количество проектов по строительству цементных заводов? По некоторым прогнозам, через 3 года рынок даже будет перенасыщен...

— Реальные планы и решения, касающиеся строительства цементных заводов в Казахстане, можно пересчитать по пальцам. Пусть даже инициаторы отдельных проектов опираются на определенное политическое лобби, без финансовой поддержки построить цементный завод сегодня невозможно. Во-первых, это очень большие затраты с точки зрения технологий — строительство завода обойдется как минимум в 300 млн $. Во-вторых, эти средства придется заморозить на срок строительства и окупаемости, то есть примерно лет на 10. Кто из инициаторов проектов в Казахстане готов на 10 лет заморозить такую сумму? Я думаю, единицы. Такое по силам только крупным корпорациям.

«БазэлЦемент» просчитывает все риски, прежде чем вступить в проект. На мой взгляд, казахстанский цементный рынок достаточно перспективен. В стране заявлено большое количество проектов по строительству дорог, портов, жилых домов и инфраструктурных сооружений. Будет расти потребность в цементе и в связи с ростом населения республики. Леса, как известно, в Казахстане нет, поэтому цемент для строительства необходим. Но, конечно, нельзя забывать, что рынок хотя и достаточно интересный, но не резиновый.

— С какими проблемами сталкиваются российские предприниматели при организации и ведении бизнеса в Казахстане? Налоги, таможня, законодательство?

— Мы, как инвесторы, ощущаем себя здесь комфортно. Для инвесторов созданы нормальные условия, жаловаться же на какие-то рабочие моменты, полагаю, не стоит. В целом в Казахстане ситуация с законодательством, с определенными государственными регуляторами и ограничителями, напоминает ту, что была в России 5–10 лет. Битва государства за уплату налогов, снижение наличного оборота — все это мы у себя уже прошли. Сегодня не платить налоги в России — и непопулярно, и невыгодно, что продемонстрировал не один судебный процесс. Казахстан в свое время тоже к этому придет.

— Какие секторы экономики Казахстана вы считаете инвестиционно привлекательными? Почему?

— Прежде всего тот сектор, в котором работаем мы, — производство стройматериалов. О нефтегазовой отрасли говорить не буду. Ее привлекательность — факт сам собой разумеющийся, но бизнес этот в определенной степени закрыт. Кто успел, тот им и занимается. Строить, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем добывать нефть.

— По вашим ощущениям, справляется ли Казахстан с кризисом?

— Я думаю, да. Будь кризис такой уж глубокий, мы ощутили бы это в первую очередь на себе по одной простой причине — снижению продаж. Сейчас же объем реализации фасованного цемента в Казахстане достаточно велик. Это значит, что частники покупают цемент и строят. Это, в свою очередь, значит, что у частников есть деньги. В общем, я, как наблюдатель, глубокого кризиса не вижу. Те кризисы, которые в свое время были в России, очень существенно сказывались на экономике, в том числе на физических лицах. У вас этого незаметно. Да и такого количества дольщиков, как в России, в Казахстане нет.

Справка: Компания «БазэлЦемент» основана в 2006 году, входит в строительный сектор инвестиционного холдинга «Базовый элемент». Производит цемент, щебень, известь, песок. В настоящий момент «БазэлЦемент» выпускает ежегодно 1,7 млн т цемента, 540 тыс. т извести. Активы «БазэлЦемент»: «Састобе-Цемент» (Казахстан), «Ачинский Цемент» (Красноярский край), Пикалевский глиноземный завод (Ленинградская область), Угловский известковый комбинат (Новгородская область), «Венцы-Заря» (Краснодарский край). Также компания разрабатывает месторождения цементного сырья, вблизи которых будут построены заводы — в Рязанской области (Серебрянский цементный завод), Краснодарском крае (Туапсинский цементный завод), Новгородской области (Угловский цементный завод).

http://www.zakon.kz/

    Была ли полезна информация?
  • 1315
Автор: @ВесьБетон