Вагонная составляющая в цене

15.04.2008 23:07:00

«Цены на наши услуги находятся в прямой зависимости от затрат на вагонный парк, от стоимости нового подвижного состава и сроков его окупаемости», — отмечает генеральный директор ОАО «Первая грузовая компания» Салман Бабаев. Как изменилась тарифная нагрузка на грузоотправителей и как оценивают ценовую политику ПГК ее клиенты?

В настоящее время клиентами ПГК являются такие компании, как ЛУКОЙЛ, Роснефть, НОВАТЭК, Газпром, ТНК BP, угольные предприятия холдинга МЕЧЕЛ, Северсталь, Кузбассразрезуголь, ОЛКОН, СУЭК, большинство заводов — производителей цемента (Евроцемент, Интеко, ДБ цемент и т.д.) и другие. Началась совместная деятельность практически со всеми крупнейшими нефтяными компаниями, предприятиями угольной и металлургической промышленности.

По данным ОАО «Мечел», перевозка энергетических углей для внутрироссийских получателей в вагоне ПГК суммарно стоит на 3% дороже, чем в вагоне РЖД, а угольного концентрата — на 10–12%. Экспорт назначением на российские порты стал дороже на 12–14% (в зависимости от порта). Еще большее увеличение стоимости перевозки угля произошло на транзитных экспортных перевозках по территории Украины. Причина тому — зависимость ставки за услугу ПГК от сроков оборота вагонов на конкретных направлениях. «В то же время основное преимущество работы с ОАО «ПГК» заключается в гарантированном предоставлении собственных полувагонов, находящихся в оперировании компании. Вместе с этим большое значение имеет состояние вагонного парка в техническом и коммерческом отношении», — отмечают в ОАО «Мечел».

В одной крупной цементной компании сообщили, что с началом деятельности Первой грузовой компании их общие транспортные расходы выросли на 50–60%. Эти затраты, естественно, будут закладываться в себестоимость продукции.

«Вместе с тем, — комментирует источник, — надо понимать основную цель ОАО "РЖД" и его дочерней компании, а она благородная — обновить парк вагонов. До настоящего времени тех доходов, которые получали Российские железные дороги, не хватало на ремонт существующего подвижного состава и покупку нового. Требовался механизм, который не только бы позволил обновить основной фонд компании, но и способствовал притоку частных инвестиций в покупку и расширение парка собственников. Появление на рынке Первой грузовой компании как раз и является способом решения накопившихся проблем».

Некоторые грузоотправители к новым экономическим условиям в части платы за пользование вагонами относятся с пониманием.

«Несмотря на увеличение вагонной составляющей в стоимости перевозки цемента специализированным подвижным составом, общие транспортные расходы грузоотправителя и грузополучателя на тарифные расстояния до 2 тыс. км в вагонах Первой грузовой компании не превышают существующих затрат при перевозке в вагонах инвентарного парка», — отмечает генеральный директор ОАО «ПГК» Салман Бабаев. Компанией проведена оценка доли транспортной составляющей в цене цемента из расчета на одну тонну груза. Так, по данным ПГК, на наиболее распространенное грузовое плечо — 400–700 км — транспортная составляющая железнодорожных перевозок в специализированном подвижном составе ОАО «РЖД» в цене цемента составляет сегодня в среднем 8,43% (с учетом плат за нахождение вагонов на путях необщего пользования), в то время как транспортная составляющая в цене цемента в сопоставимых условиях для данных перевозок в хопер-цементовозах ОАО «ПГК» находится на уровне 7,27%.

Как рассказал С. Бабаев, в бизнес-плане ПГК сделана оценка влияния будущей ценовой политики компании на транспортную нагрузку на пользователей по родам грузов. Годовое изменение тарифной нагрузки не превысит 0,33% по отношению к базовому году, что сопоставимо со среднегодовыми колебаниями данного показателя и не имеет существенного значения по сравнению с влиянием колебания цен на товарных рынках.

В то же время клиенты Первой грузовой компании отмечают и иные проблемы. Так, ПГК изменила правила учета простоя вагонов. Если раньше простой учитывался с момента подачи вагона на подъездной путь до его отправления оттуда, то есть считалось время нахождения вагона на заводе, то теперь учет ведется с момента прибытия вагона на станцию до его отправления оттуда. Грузоотправители принципиально не согласны с легшей на них дополнительной нагрузкой за перепростой подвижного состава на станциях. Складываются ситуации, когда погрузка произведена, вагон отправлен на станцию, а она по каким-либо причинам задерживает его дальнейший ход — и вот за этот перепростой почему-то несет финансовую ответственность грузоотправитель, который выполнил все свои прямые обязанности в срок. В настоящее время дискуссия по этому поводу с ПГК продолжается.

В целом же в Первой грузовой компании называют свою тарифную политику взвешенной и учитывающей при этом рыночные тенденции. «Становление ПГК приведет к существенному развитию конкуренции в сфере железнодорожных операторских услуг и позволит оптимизировать издержки пользователей за счет рыночного ценообразования», — убежден С. Бабаев.

http://rzd-partner.ru/

    Была ли полезна информация?
  • 1184
Автор: @ВесьБетон