Бублиевский А.Г. Директор НП «Союз производителей бетона»-Анализ проблем отрасли и государственное регулирование рынка в условиях кризиса

12.03.2009 20:02:00

1.ОТНОШЕНИЯ НА БЕТОННОМ РЫНКЕ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ, ПОТРЕБИТЕЛЕМ И ГОСУДАРСТВОМ

С начала 90-х годов предприятия отрасли переходят от государственной собственности в частную. Государство полностью устранилось от регулирования в отрасли, не обозначив каких-либо «правил игры». В регионах, где еще сохраняется «вертикаль власти» в лице местных министерств строительства, порядка с качеством бетона гораздо больше. Там, где нет строительного бума, работают старые производства, кое-как поднятые из руин. При увеличении динамики развития строительства в регионах, мы можем столкнуться с ситуацией, которая наблюдается сегодня в городах с высокими темпами строительства Москве и Спб Здесь, в полной мере ощущается влияние дикого, неуправляемого рынка, в котором процветает высокая конкуренция, демпинг, низкое качество продукции. Это объясняется общей ситуацией в строительной отрасли. Специфические особенности - (коррумпированность и жажда наживы) в современных условиях развития отношений между заказчиком и производителем ведет к тому, что главным критерием при выборе того или иного поставщика бетона является цена. Как правило, решение о выборе поставщика принимает отдел снабжения, а не служба качества. Так зачем производителю работать над качеством своей продукции, когда ее и так берут, только дай цену подешевле? Анализ фирм - поставщиков бетона, дающих рекламу в СМИ, показывает, что не менее 60% из них - посредники, предлагающие заманчивые цены и сервис, но не отвечающие за качество продукции.

Государство сейчас делает все, чтобы снизить административную нагрузку на производителя. Отменено лицензирование производства бетона и государственный надзор за производством. Но, сняв административные барьеры, взамен государство не дало ничего. И на рынке появляются бесконтрольные горе-производители, которые мало что понимают в бетоне, но хорошо чувствуют запах денег. В стране правового нигилизма это приводит к неисполнению стандартов, норм и правил в угоду выгоде. Низкая квалификация служб отечественных заказчиков на объектах строительства и определенная степень их коррумпированности выхолащивают основные принципы при выборе поставщика бетона, позволяют проявлять нетребовательность к продукции, что усугубляет ситуацию с управлением качеством производства бетона.

С каждым годом координация между предприятиями отрасли уменьшается и возрастает конкурентная борьба за рынки сбыта продукции.

Нередко на рынке идет «игра без правил» когда отдельные строительные компании, пользуясь сложившейся на рынке кризисной ситуацией, навязывают кабальные условия договора и, получив товарные кредиты у одного производителя бетона, длительное время не погашают перед ним свой долг, а уходят ко второму и третьему поставщикам, играя на их естественных конкурентных отношениях. Такой механизм «кражи на доверии» не только противоречит элементарным принципам деловой этики, но и приводит к тому, что производители бетона несут значительные финансовые потери и сбои в производстве из-за отсутствия оборотных средств. Их недостаток ведет к покупке некачественного, более дешевого сырья и выпуску соответствующего продукта.

Помимо отмеченного выше, есть и другие причины ухудшения качества продукции связанные с рыночными отношениями.

2. СЫРЬЕ

Решение проблемы качества нужно начинать не с производителей бетона, а с производителей сырья. Для этого необходимо обеспечить стабильность его поступления, правильно организовать входной контроль всех компонентов, включая добавки для бетона, среди которых попадаются откровенные фальсификаты.

По мнению заместителя министра по строительству Свердловской области Алексея Крупкина, в регионе даже назрела необходимость создания базы данных поставщиков некачественных стройматериалов, поскольку обвалившиеся стены, рухнувшие потолки, плохие строительные смеси стали сегодня нормой.

Предприятие, рассчитывающее выпустить на рынок качественный бетон, должно осуществлять поэтапный контроль качества бетонной смеси на всех технологических переделах. Даже не специалистам известно, что конечное качество бетона во многом зависит от качества исходного сырья. А вот с этим сейчас проблема.

Генеральный директор НИЦ «Гипроцемент-Наука» Лев Бернштейн считает, что сегодня низкое качество бетона напрямую связано с ситуацией в цементной отрасли - «На рынке теперь тонны некачественного цемента». Цементная промышленность СССР создавалась, когда в стране не хватало денег. Вопрос состоял не в том, чтобы сделать хорошо, а в том, чтобы сделать что-нибудь. Поэтому на обеспечении высокого качества и экологии при проектировании заводов экономили. Кроме того, все цементное производство в мире использует для анализа химического состава дифрактометры, а у нас на всю страну есть только один – на «Оскол-Цементе».

А ведь сегодня качество цемента – вопрос номер один. И это вопрос государственной политики, вопрос строительства новых современных заводов. Отсюда вывод: в перспективе обеспечение бетонной отрасли качественным цементом будет стоить дорого для бетонщиков в любом случае – будут ли это поставки из Китая, который производит ежегодно 900 млн тонн цемента, или из Швеции по цене 65 евро за тонну исключительно качественного цемента.

Сегодня уже ясно, что дефицит цемента был создан искусственно, с целью повышения цен на него. Это была попытка цементных монополистов перераспределить сверхприбыли строителей в свою пользу.

В рамках существующей вакханалии с цементом, производители бетона вынуждены использовать цементы нескольких поставщиков сразу, которые отличаются химическим, минералогическим составом, сроками схватывания, темпами набора прочности, требуют разной температуры, тепловлажностной обработки. Невозможно получить бетонную смесь стабильного качества, изготовленную из цементного «коктейля» и из нерудных материалов, из которых поставщик отсеял мелкую фракцию для последующей ее перепродажи. Качество цемента, является сегодня основной проблемой строительства. Переход на европейскую маркировку цемента совсем не означает, что цемент стал обладать таким же качеством. Отмена таможенных пошлин, привела к насыщению рынка импортным цементом и положительно повлияла на ценовую политику цементных монополистов.

Не лучше ситуация и с заполнителями. Переход карьеров в руки множества мелких собственников, не имеющих возможности создания обогатительной фабрики на карьере, приводит к выпуску сырья низкого качества, не отвечающего НТД. В связи со сложившейся экономической ситуацией ограниченности сырьевых ресурсов, практически невозможно получить заполнители требуемого качества с карьера. Если сегодня лаборатория завода на входном контроле выполнит требования ГОСта по заполнителям, завод останется без материалов. Фактическое качество заполнителей не соответствует сертификатам и паспортам. Необходимо выводить на новый уровень взаимоотношения между производителем и потребителями продукции предприятия. Сегодня поставки материалов на завод идут через цепочку многочисленных транспортно-экспедиторских и посреднических организаций, с перевалок с применением гусеничной техники, использование которой, как правило, приводит к измельчению щебня и, соответственно, ухудшению его качественных характеристик и цемэлеваторов, где и образуется коктейль из разносортного цемента.

3. ГОСУДАРСТВЕННООЕ РАЗРЕГУЛИРОВАНИЕ

В 2002 году было отменено лицензирование производства бетона, а в 2008 г. статья 33, п. 2, ФЗ «О техническом регулировании» провозгласив государственный надзор в отношении продукции на стадии обращения, по сути, отменила государственный надзор! за качеством производства бетонных смесей и его компонентов. Собственно, именно после этого рынок накрыла волна некачественных бетонных смесей.

В то же время, определить наличие скрытых дефектов, возникающих при изготовлении ЖБИ, можно только на стадии изготовления. Нарушен один из основных элементов управления – контроль. Соблюдение принципа - «доверяй, но проверяй», то есть осуществление контроля, отвечает как интересам предприятия, желающего выпускать качественную продукцию, так и общества, желающего жить в безопасных домах. За последние полгода существования государственного строительного надзора, пятая часть проверок предприятий, производящих бетонные смеси, закончилась штрафами за нарушение технологий изготовления бетона. При этом, среди недавно открывшихся заводов в Спб не оштрафован только один (!). Таким образом, производство некачественных бетонов приобрело массовый характер.

Нужны радикальные системные изменения. Одним из них может стать восстановление обязательного лицензирования строительных материалов, отмененного в 2002 году. Но в другом качестве. Это может быть сделано через саморегулирующие организации или через государственные Реестры предприятий держателем, которых может быть местная администрация с персональной ответственностью экспертов, выдавших лицензию.

4. СНИЖЕНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОТРАСЛИ

Мы считаем, что главными составляющими качества продукции являются квалификация персонала, при условии оснащения его современной лабораторией, а производства современным оборудованием, системы контроля качества на каждом технологическом переделе и качественным сырьем (цемент, щебень, песок),

К сожалению, сегодня наблюдается снижение общего уровня квалификации, как строителей, так и специалистов бетонного производства. В советское время подготовкой кадров занимались системно и постоянно на самом высоком уровне. Отсутствие системы подготовки кадров в отрасли , соответствующих новым требованиям. Некому учить. Развал отечественной строительной науки, сокращение количества научных институтов, реорганизация научной строительной базы страны привели к резкому сокращению научных кадров, и, как следствие к уменьшению учебных центров переподготовки специалистов отрасли.

Сегодня положение научных работников, занимающихся исследованиями в сфере строительства, можно без преувеличения назвать бедственным. Быть ученым в современной России, к сожалению, больше не престижно. Нет кандидатов, стремящихся стать докторами, нет аспирантов, которые хотят стать кандидатами.

Идея государства передать отраслевую науку на откуп строительному бизнесу, которая сегодня активно насаждается, несомненно, приведет к полному уничтожению отечественной школы бетоноведения, которая по праву считается одной из лучших в мире.

Кроме низкой квалификации персонала производителя бетона , необходимо решить проблему отсутствия на ряде частных заводов информационной составляющей по проблемам качества производства бетона и оперативного реагирования на разрабатываемые НИИ рекомендации по устранению замеченных проблем в производстве бетона.

С введением закона о ТР, действующая НТД перешла ранг временной. Анализ состояния стандартов для производства бетона на координационных совещаниях со специалистами в области строительных нормативов показал, что существующие стандарты не соответствуют современным требованиям и нередко противоречат друг другу. В стране нет регламентирующих системных документов для высотного монолитного домостроения. Не обновляется нормативная база отрасли, а при отсутствии системы современных стандартов, невозможно разработать технический регламент на бетон.

5. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наблюдается низкая техническая оснащенность производств, требующаяся реконструкции материальной базы. В советское время, оборудование государственных предприятий обновлялось на более современное, каждые 10–12 лет. А сейчас, новые хозяева в погоне за прибылью, этим почти не занимаются, добивая остатки советского наследия. Наблюдается снижение темпов обновления производственных фондов. Кризисные явления уменьшили инвестиции в реконструкцию производств. Исходя из сегодняшней ситуации, можно предположить, что в скором будущем крупные компании, охватив значительную часть рынка, начнут теснить слабые полукустарные производства, добиваясь стабилизации качества продукции. Рынок сбыта небольших компаний, не обладающих потенциалом для модернизации производственных мощностей, проведения масштабных маркетинговых мероприятий, транспортным потенциалом, очень сузится, а впоследствии и просто сойдет на нет. Сегодня компаниям резонно переходить на ресурсосберегающие технологии, модернизировать собственные производства и выпускать материалы последнего поколения. Это, например, группа самоуплотняющихся бетонов, среди которых можно выделить фибробетон и экобетон. В них уменьшена доля содержания цемента, и многие показатели лучше, чем у традиционных материалов.

Но научные разработки – вещь достаточно затратная, а государственный бюджет, к сожалению, не предусматривает выделения средств на этот вид деятельности, в надежде на то, что частный бизнес возьмет эти обязательства на себя.

Однако бизнесмен предпочитает вкладывать средства в проекты с быстрой окупаемостью, а инновационная деятельность, как правило, предполагает получение так называемых «долгих денег», т.е. возврат вложенных средств произойдет ориентировочно на 10-15 год, если не позже.

Тем не менее, производители вводят новые технологии бетонов, востребованных рынком. Особый сектор рынка, закрытый для многих производителей – специальный высокомарочный бетон, производством которого в Москве занимается несколько предприятий. Потребность в нем сегодня не столь высока, так как он используется только при строительстве крупных транспортных и промышленных объектов. При строительстве объектов Москва-сити, а также монолитных высоток нового кольца, возникает потребность в модифицированных бетонах высокой прочности со специальными свойствами, достигаемыми путем введения специальных добавок и модификаторов цемента. Не каждый бетонный завод способен выпускать бетоны с такими свойствами. Для этого БСУ должны быть оснащены раздельным дозированием 2-х, -3х фракций щебня, иметь как минимум 3 линии добавок и 1 линию дозирования сухого модификатора цемента. Таких заводов в Москве немного.

Стоимость альтернативной продукции почти в два раза выше, поэтому многие строители относятся к ней настороженно. На практике эта переплата полностью окупается. Высокая прочность бетонных материалов позволяет снижать их количество на конкретном объекте. Некоторые бетонные плиты нового поколения значительно тоньше, а значит, экономить можно даже на транспортировке. В будущем не только строительные конструкции, но и сам бетон будут проектироваться согласно требованиям конкретного объекта. Материал не придется расходовать впустую. Но это требует времени и освоения соответственных технологий. Наиболее перспективными из них, обеспечивающими расширение области применения бетонов и растворов в строительстве, являются:

- производство самоуплотняющихся бетонных смесей, армирование бетона фибровой арматурой, использование углепластиковой или стеклопластиковой арматуры в виде напрягаемых стержней и канатов;

- совершенствование технологии подготовки наполнителей по классам для бетонов различного назначения,

- переход на использование для изготовления бетонов нового более производительного и менее энергоёмкого оборудования как зарубежного, так и отечественного производства,

- совершенствование контроля качества подготовки бетонной и растворной смеси.

Гарантией обеспечения роста потребности в бетоне, особенно монолитном, являются достигнутые во многих странах успехи в создании новых видов бетонов, удовлетворяющих современные требования в строительстве. В частности, полимербетонов с использованием полимерных смол и других материалов в качестве модификаторов бетонной смеси, бетонов на основе более высокопрочных цементов, обладающих улучшенными свойствами, обеспечивающими повышение прочности бетонов на растяжение, а также бетонов с повышенной упругостью и долговечностью при высокой степени удобоукладываемости.

6. САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ОТРАСЛИ

ФЗ «О саморегулируемых организациях» предоставил возможность создавать саморегулируемые организации, которые по замыслу создателей этого закона помогут решить проблемы строительного сообщества. Их функции состоят в следующем: устанавливать стандарты профессиональной деятельности, привлекать к ответственности за нарушение правил, организовывать проведение третейских разбирательств и споров, проводить обучение, аттестацию и сертификацию участников СРО. Возможно, со временем СРО смогут давать квалифицированную оценку, но не сейчас, на этапе становления. Делать нужно постепенно с формированием цивилизованного рынка. Саморегулируемые организации должны стать дополнительным механизмом контроля, а не заменять им уже имеющиеся.

7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОЮЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ БЕТОНА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Сегодня в отрасли сложилась критическая ситуация, практически неконтролируемая государством. Производство основного строительного материала - бетона, перешло, практически, на «саморегулирование» вследствие чего рынок переполнен предприятиями, которые могут безнаказанно выпускать бракованные материалы и изделия, некачественный бетон. В связи этим Союз производителей бетона предлагает, хотя бы на период преодоления кризисной ситуации в строительстве, государству обратить внимание на отрасль и внести в Проект Резолюции съезда, следующие пункты:

- Принять постановления Правительства об обязательности на данном этапе применения требований действующих ГОСТов и СНиПов

- Поддержать проект закона «О стандартизации». Считать целесообразным его скорейшее принятие .

- Разработать государственную программу и существенно увеличить государственное финансирование разработки и обновления нормативных документов строительства,

- Не допустить снижения темпов строительства и развала строительной отрасли - локомотива вывода страны из кризиса. Обеспечить государственную поддержку конечному потребителю продукции строительной отрасли.

- Государству взять на себя функции единого заказчика в жилищном и социальном строительстве и обеспечить реальный контроль за действиями монополий, установить «правила игры» на строительном рынке, с обеспечением защиты инвесторов и прав граждан.

- С целью снижения цен на жилье и строительные материалы законодательно ограничить норму прибыли строительных организаций и предприятий стройиндустрии.

- Правительству обеспечить поддержку отраслевой науки и последовательно реализовать обновление нормативно-технической базы отрасли. Активизировать деятельность производителей бетона в области формирования современной нормативно-технической базы развития отрасли, в том числе – через участие в деятельности технических комитетов по стандартизации.

- Поставить вопрос о создании в системе Ростехрегулирования самостоятельного технического комитета «Бетон и железобетон» - аналога ISO TC 71 (Concrete, reinforced concrete and pre-stressed concrete).

- Восстановить полномасштабное управления строительством в стране с созданием в структуре федеральных органов исполнительной власти Министерства строительства РФ.

- Вернуть государственный надзор на предприятия стройиндустрии.

- Усилить социальную защищенность работников. Поставить вопрос о полном отнесении в структуру себестоимости продукции, страховой премии за добровольное медицинское страхование работников предприятия.

Бублиевский А.Г. Директор НП «Союз производителей бетона»

http://www.concrete-union.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 3867
Автор: @ВесьБетон