Рассмотрены различные виды повреждении железобетонных конструкции (в том числе в результате пожара) и основные факторы, вызывающие эти повреждения. Приведены сведения о приборах и оборудовании, используемых для исследования повреждений и дефектов конструкций, о механизмах для производства ремонтных работ, материалах для защитных покрытий, применяемых в Великобритании и других зарубежных странах. Предложены наиболее эффективные методы ремонта сооружений, различные варианты герметизации в конструкциях и стыках.
Книга предназначена для инженерно-технических работников.
«…
Предисловие
Несмотря на то, что отдельные железобетонные сооружения были построены в конце XIX и начале XX века, железобетон как конструктивный материал получил широкое распространение лишь после первой мировой войны. Потребности строительства во время второй мировой войны, а также обширные программы строительства и восстановительных работ в послевоенный период привели к тому, что железобетон стал основным материалом для производства несущих конструкций. Сооружения, построенные в 20-е и 30-е годы, уже существуют 40—50 лет, т. е. они появились в период, известный большинству читателей этой книги.
Применение сравнительно нового строительного материала неизбежно выдвигает ранее неизвестные проблемы. При этом возможны и разочарования. Железобетон в этом смысле не является исключением. Чем дольше срок службы первых построенных сооружений, тем в большей степени они нуждаются в ремонте и реконструкции.
Хотя методы разработки архитектурных и конструктивных решений зданий в разных странах весьма различны, принципы их ремонта более универсальны. Поэтому автор книги надеется, что она будет интересна широкому кругу специалистов, которые несут ответственность за эксплуатацию разных типов сооружений с железобетонными конструкциями.
Материалы и рекомендации этой книги отражают точку зрения автора. Однако он в долгу перед своими коллегами из Ассоциации цемента и бетона и сотрудниками ряда ведущих фирм, которые специализируются в вопросах восстановления, защиты и гидроизоляции различных железобетонных сооружений. Всем им автор выражает свою искреннюю благодарность. Автор также признателен Ассоциации цемента и бетона Австралия и Новой Зеландии за помощь в подготовке глав 1 и 3.
…»
«…
Предисловие к русскому изданию
Бетон и железобетон находит все более широкое применение в мировой строительной практике. Опыт эксплуатации сооружении и отдельных конструкций из бетона и железобетона показывает, что наряду с поисками оптимальных проектных решений и методов возведения конструкций надо искать наиболее рациональные приемы и методы их зашиты от внешних воздействий, а также способы ремонта. Автор книги приводит примеры повреждений конструкций, анализирует вызвавшие их причины и дает конкретные рекомендации по ремонту. Ф. Перкинс рассматривает причины дефектов и повреждений конструкций с точки зрения влияния таких факторов, как агрессия (газовая и воздушная), высокие и низкие температуры, механические воздействия (истирание и кавитация) и др.
Несомненным преимуществом книги является то, что в ней делается попытка комплексного подхода к проблеме ремонта конструкций и сооружений из бетона и железобетона. Автор рассматривает материалы для ремонта—наиболее оптимальные виды цементов, заполнителей, полимерных, пленочных и других материалов. Большое внимание уделено оценке долговечности и надежности конструкций после ремонта, а также экономичности того или иного вида ремонта.
Наряду с методами ремонта конструкций жилых, общественных и промышленных зданий рассмотрены также методы ремонта специальных железобетонных сооружений — емкостей для воды и промышленных жидкостей, - морских сооружений, канализационных труб, колодцев и др. Таким образом, в книге рассмотрен широкий круг вопросов, посвященных возведению, эксплуатации и ремонту бетонных и железобетонных сооружений и конструкций, в связи с чем она несомненно будет полезна работникам, осуществляющим эксплуатацию и ремонт зданий и сооружении.
…»
«…
ВВЕДЕНИЕ
Существует несколько основных принципов восстановления и ремонта железобетонных сооружении разных конструктивных схем. Цель автора — представить эти принципы в краткой форме, а затем распространить их на различные тины сооружений, рассмотренных в этой книге.
Первые признаки разрушения железобетонных конструкций обычно проявляются в виде тонких трещин и ржавых пятен и могут сопровождаться выкрашиванием бетона. Эти ржавые пятна и выкрашивание вызываются коррозией (ржавлением) арматуры, образование же трещин может быть обусловлено другими факторами.
Разрушению подвергаются и морские сооружения, если не считать механических повреждений бетона в результате прямого нлн косвенного воздействия волн. В некоторых сооружениях возможно химическое воздействие на бетон, что в особых случаях приводит к быстрому его разрушению.
Ржавые пятна и выкрашивание бетона в связи с коррозией арматуры наблюдаются задолго до разрушения арматуры. Это связано с тем. что продукты коррозии (в основном окислы железа) занимают значительно больший объем, чем первоначальный стальной элемент. Разбухание, сопровождающее образование продуктов коррозии, приводит к возникновению трещин и выкрашиванию защитного слоя бетона. Это означает, что если процесс контролируется, то можно обнаружить повреждения на начальной стадии их развития задолго до того, как разрушение материалов приведет к потере прочности и устойчивости сооружения.
Первый шаг, который необходимо предпринять при обследовании железобетонных конструкций, требующих ремонта, заключается в установлении причины разрушения. Опыт автора свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев не существует опасности быстрого обрушения. Более того, маловероятно, что обрушение произойдет вообще, если, конечно, необходимый ремонт был выполнен своевременно.
Наиболее распространенными причинами разрушения являются недостаточная толщина защитного слоя арматуры, низкое качество бетона, не-заделанные трещины от теплового воздействия пли усадки бетона. Эти дефекты усугубляются в некоторых случаях содержащимися в бетоне хлоридами кальция, ноны которого способствуют коррозии арматуры. Хлориды в бетоне могут в определенных условиях значительно снизить долговечность отремонтированных конструкций.
В данной монографии под термином «железобетонные конструкции» подразумеваются конструкции из бетона на портландцементе. В некоторых случаях для ремонтных работ рекомендуется глиноземный цемент, и это может вызвать некоторое недоумение в связи с тем, что он не удовлетворяет требованиям современных нормативных документов по строительству. Кроме того, все ссылки на этот тип цемента (НАС) исключены из сборника материалов Научно-исследовательского центра по строительству №174 «Бетон в условиях сульфатосодержащих грунтов и грунтовых вод».
Автор считает, однако, что применение глиноземистого цемента при выполнении определенных ремонтных работ может дать вполне удовлетворительные результаты. Он также ставит вопрос, не были ли слишком поспешными все выводы относительно глиноземистых цементов в нормативных документах по строительству и официальных публикациях. Автор выражает надежду, что в результате проводимых сейчас экспериментальных и научно-исследовательских работ запрет на использование этого вида цемента будет снят.
0 комментариев