Модернизация Московского железнодорожного узла до 2025 года обойдется в 1,5 триллиона рублей

15.10.2013 17:47:43

Представители госмонополии РЖД заявили, что модернизация Московского железнодорожного узла до 2025 года обойдется в 1,5 триллиона рублей. По их мнению, инвестиции никогда не окупятся, поэтому средства на проект должен дать бюджет.

Сообщается, что эксперты РЖД совместно с Институтом экономики и развития транспорта подготовили актуализированную генсхему развития Московского железнодорожного узла до 2025 года. Стоимость проекта выросла до 1,5 триллионов рублей говорится в документе, который подготовили они. Еще летом цифра была меньше — 1,2 триллиона рублей. Эти инвестиции РЖД не окупит никогда, следует из генсхемы. Поэтому этот проект «не является коммерчески выгодным» «при условии его финансирования за счет собственных средств». Компания может вложить в него только 126,3 миллиардов рублей, что составляет около 6 % от общего объема инвестиций. Поэтому модернизация железнодорожной инфраструктуры должна происходить «преимущественно за счет средств федерального бюджета».

Известно, что генсхема предусматривает преобразование пригородного сообщения в «пригородно-городское, ориентированное на перевозку пассажиров не только в сообщении Москва — пригород, но и между районами города». В частности, этому будет способствовать запуск перевозок по Малому железнодорожному кольцу Москвы и строительство новых веток до московских аэропортов. Все это приведет к двукратному росту пассажиропотока — с 800 миллионов человек в 2012 году до 1,6 миллиарда человек в 2025 году. Почти вдвое — с 25,8 миллионов до 45,6 миллионов человек — предполагается увеличить пассажиропоток на поездах дальнего следования, в том числе скоростных и высокоскоростных.

Кроме того, предполагается полуторакратно увеличить грузоперевозки, исключив при этом следование через столицу транзитных грузов. В частности, на развитие инфраструктуры для пригородного сообщения понадобится 785,5 миллиардов рублей, для пассажирских перевозок дальнего следования — 415,4 миллиардов рублей, для развития грузовых перевозок — 229,6 миллиардов рублей.

По словам экспертов, схема финансирования проекта еще обсуждается. От представителя правительства Москвы и Минфина получить комментарии не удалось. Пока таких гигантских средств на реализацию программы в федеральном и столичном бюджетах не предусмотрено. На эти цели зарезервировано лишь 199 миллиардов рублей.

Как отметил руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, основную выгоду от развития пригородных перевозок получают Москва и Московская область, расходы РЖД на этот проект доходы от перевозок не покроют. Он приводит в пример проект развития «большого Хельсинки», который реализовывался за счет госсредств. Эксперт считает, что проект может реализовываться и за счет частных средств. Инвесторы «построятся в очередь» за инвестициями в развитие железнодорожной инфраструктуры, уверяет Савчук. Ими могут быть прежде всего торговые компании, которые заинтересованы в развитии транспортно-пересадочных узлов и вокзалов.

Поддерживает этот вариант и гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его мнению, частных инвесторов действительно можно привлечь. В частности, они могут взяться за вынос грузовых дворов за пределы Москвы. Это позволит построить более 2 миллионов квадратных метров недвижимости и сформировать в Московской области масштабный логистический кластер с объемом переработки контейнеров более 0,5 миллиона TEU в год.

По словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, из-за тарифного регулирования РЖД невыгодно вкладывать в развитие Московского железнодорожного узла. В такой ситуации правительству и РЖД необходимо выбирать, что даст для развития экономики страны больший эффект: ВСМ Москва — Казань или развитие Московского железнодорожного узла. Стоимость строительства первой оценивается в 1,06 триллиона рублей.

 

Фото: http://yopolis.ru/, http://www.dv-reclama.ru/, http://www.vsevernom.ru/, http://allnews.org.ua/

    Была ли полезна информация?
  • 1897
Автор: @Алексей Щербатых