18.09.2008 06:27:00
Менеджмент расчитывает, что предложенная модель развития обеспечит компании лидирующие позиции на украинском рынке щебня.
Компания добывает известняк на Балаклавском рудоуправлении, Евпаторийском и Сакском заводах стройматериалов; гранитный щебень на ОАО “Запорожнерудпром”, владеет лицензиями на разработку Михайловского, Скелеватского и Надежденского месторождений гранита и Червоноднепровского месторождения песка. Все эти активы объединены в составе “Смарт-холдинга” в субхолдинг нерудных материалов.
При разработке программы развития субхолдинга исходили из того, что возможности для расширения известнякового направления практически исчерпаны. Хотя нынешняя доля предприятий субхолдинга на наиболее прибыльном рынке флюсовых известняков составляет 21%, отставание от лидеров — “Метинвеста” и Комсомольского рудоуправления — весьма значительно и исчисляется десятками процентов. К тому же главному флюсоизвестковому активу — ОАО “Балаклавское рудоуправление” — для того, чтобы и дальше продолжать работу требуется неотложная и довольно затратная реорганизация. Согласно договоренностям с властями Балаклавы условием получения нового горного отвода является вынос обогатительной фабрики из прибрежной курортной зоны — собственно, это мероприятие и значится на первом месте списка инвестиций в известняковые активы.
Поэтому поставленная менеджентом “Смарт-холдинга” стратегическая цель — сохранение нынешней рыночной доли — является вполне реалистичной и вместе с тем совсем непростой. Для ее достижения планируется, в частности, усилить работу по заключению долгосрочных договоров с основными потребителями, по возможности приобретать мелкие предприятия, производящие флюсовые известняки, а также, не упуская случая, получать разработку участков, прилегающих к уже разрабатываемым. “Смарт” рассчитывает в среднесрочной перспективе обеспечить стабильную прибыльность своих известняковых активов, что даст возможность сосредоточиться на гранитно-щебеночном направлении. Именно тут менеджмент компании наметил прорыв в лидеры рынка.
Гранитный щебень является одним из ключевых видов сырья, поскольку входит в состав бетона и асфальта. Соответственно, если будут увеличиваться объемы капитального строительства и прокладки новых автодорог, будет расти и спрос на щебень. К тому же украинский рынок гранитного щебня сегодня не консолидирован. На долю нынешнего лидера — ОАО “Полтавский горно-обогатительный комбинат” — приходится всего чуть более 5% рынка. Поэтому вполне логично, что основной прорыв запланирован именно в щебеночном направлении.
Для этого субхолдинг “Смарта” сконцентрировал достаточно сырьевых ресурсов и имеет лицензии на разработку в общей сложности 575 млн. тонн гранита. В настоящий момент добыча ведется лишь в ЗАО “Запорожнерудпром” под Запорожьем — предприятие имеет Передаточнянский гранитный карьер проектной можностью 1510 тыс. кубометров щебня в год и балансовыми запасами сырья 183 млн. тонн. На остальных месторождениях — Михайловском (запасы — 152 млн. тонн), Скелеватском (42 млн. тонн) и Надеждинском (125 млн. тонн) карьеры и необходимую транспортную инфраструктуру, включая подъездные железнодорожные пути, только предстоит построить. Кроме того, в настоящее время завершается приобретение ЗАО “Яроватский гранитный карьер” (запасы — 73 млн. тонн).
Предприятия, чье производство требует перевозок грузов в больших объемах — в их число входят и щебеночные карьеры — часто страдают от ценового диктата и недостаточных поставок грузовых вагонов “Укрзалізницею” (которая, кстати, сама владеет множеством карьеров). В “Смарте” осознают важность строительства собственной системы логистики, поэтому планируют инвестпрограмму развития собственной железнодорожной инфраструктуры и приобретение причала на Днепре.
Развивая добычу щебня, “Смарт” расчитывает, что дефицит этого сырья в Южном федеральном округе Российской Федерации, отличающегося сейчас рекордными масштабами и динамикой строительства (именно это стало фактором украинских инвестиций в строительство метзавода по производству арматуры в российском Армавире). К тому же широкомасштабные строительные проекты в рамках программы “Дороги России ХХІ века” и подготовки к проведению сочинской Олимпиады 2014 года поспособствуют расширению импорта из Украины. Исходя из этого, в концерне считают, что производство щебня будет прежде всего экспортоориентированным.
Выделение нерудных активов в субхолдинг соотвествует рыночной тенденции — концентрации в отрасли. Так, компания “Юнигран”, владеющая акциями Малинского камнедробильного завода, Пинязевического карьера и Коростенского карьера, привлекло заемные средства для модернизации производства и строительства двух заводов. С конца прошлого года развивается Strabag.ua Construction Company (SUCC) как совместный строительный бизнес австрийской компании Strabag, российской “Базэл” (Олег Дерипаска) и украинской DCH (Александр Ярославский). В планах этого предприятия — развитие направления нерудных материалов (песок, щебень, базальт). Причем месяц назад Strabag приобрела Хустский карьер на Закарпатье. Инвестируют в отрасль и производители стройматериалов, выстраивая вертикально-интегрированные холдинги, среди которых отметим киевский Завод железобетонных конструкций им. Ковальской, который купил Омельяновский карьер в Житомирской области. Очевидно, что решение “Смарта” по активизации и концентрации своих активов в этом бизнесе вполне логично.
На первый взгляд, инвестпрограмма “Смарт-холдинга” в отношении нерудных материалов не выглядит амбициозной и не поражает размахом, однако реалистичная оценка ресурсов, четкое структурирование бизнеса вкупе с грамотной постановкой целей и задач могут обеспечивать устойчивое развитие нерудного направления группы. И не исключено, что со временем вопрос, кто является лидером гранитно-щебневого сегмента отрасли добычи нерудных материалов в Украине, станет риторическим.
http://economica.com.ua/