Челябинская «дорожная революция» переходит от количества к качеству

06.06.2013 17:48:33

Челябинская «дорожная революция» претерпит значительные изменения. Масштабный дорожный проект инициатором которого стал губернатор региона Михаил Юревич сделает упор на качество дорог, а не на их количество. Планируется, что правительство Челябинска намерено сократить пул подрядчиков, по вине которых весной этого года возникли очевидные дефекты дорожного полотна. Помимо этого, в регионе приняты новые правила контроля качества дорожного строительства. По оценке чиновников из окружения губернатора, начался новый виток «дорожной революции», акцент с объемов строительства будет смещен на улучшение качества. Также власти обещают учесть мнение общественности, которая уже поставила качество дорог в Челябинске на второе место в России, но до собянинской Тюмени Юревичу «еще есть простор для творчества». Известно, что Челябинск стал вторым городом в России по удовлетворенности населения качеством дорог. Положительно оценили состояние дорожной сети порядка 80% автовладельцев, приводит данные ежегодного социологического опроса центр стратегических исследований «Росгосстрах». Причем положительная динамика в оценках населения появляется с 2008 года, то есть со старта «дорожной революции» и начала масштабных финансовых вливаний в транспортную инфраструктуру Челябинска. Сообщается, что за последние 5 лет челябинским властям действительно практически удалось избавить город от пробок, однако план полного дорожного преображения подорвали местные подрядчики: уложенный в 2012 году асфальт, как говорят в правительстве, «местами сошел вместе со снегом». Чиновники взяли курс на сокращение «списка строителей», что общественностью было ошибочно принято за сворачивание программы. Вместе с тем, в окружении челябинского губернатора уже говорят о «дорожной революции версии 2.0». «На самом деле сейчас начинается новый этап «дорожной революции», если хотите, некоторый апгрейд. Если раньше основной акцент был на количестве, и мы являлись безусловными лидерами в стране по дорожному строительству, то теперь губернатор акцентирует сильное внимание на качестве с оглядкой на общественное мнение. Юревич не стесняется говорить о проблемах и спрашивать мнение общественности – когда ты делаешь что-то большое, невозможно это сделать без трудностей или ошибок. «Дорожная революция» сейчас набирает обороты, в проекте появляются новые сегменты», – заявил источник в правительстве Челябинской области. Ранее сообщалось, что схема развития дорожной сети Челябинска с учетом значительного увеличения пропускной способности дорог была разработана еще в 2008 году и представлена губернатору Петру Сумину. Михаил Юревич, будучи мэром Челябинска, сделал акцент на дорожном строительстве во время собственной избирательной кампании в 2009 году. Возглавив область, Юревич и ввел термин «дорожная революция». На данный момент в городе реализуется программа развития улично-дорожной сети до 2020 года, действует также областная целевая программа. По данным властей, за три года «дорожной революции» инвестиции в строительство дорог увеличились в 3,5 раза: с 3,5 миллиарда рублей в 2008 году до 12,2 миллиардов рублей в 2011 году. Для сравнения, в соседнем Екатеринбурге в рамках принятой в 2012 году году программы «Столица» муниципалитет получит 4 миллиарда рублей из областного бюджета. Как отметил министр строительства Челябинской области Виктор Тупикин, в прошедшем году в рамках областной целевой программы на региональные дороги было выделено 9,2 миллиардов рублей, в этом году предполагается направить 9,5 миллиардов рублей. Федеральный бюджет финансирует лишь строительство сельских дорог – это порядка 280 миллионов рублей в год. «Обманутые ожидания» области относительно федеральных средств уже привели к тому, что часть челябинских дорог строится в долг», – сообщают в администрации Челябинска. «Размеры недополученных субсидий от Федерации – это миллиарды рублей. В итоге на муниципалитете висит серьезная сумма долгов перед подрядчиками. Проблема решается постепенно», – заявили в челябинской мэрии. Однако, главной трудностью чиновники называют масштабы строительства, «с которым порвали штаны все подрядные организации», – заявили в правительстве Челябинска. Не хватало ни материалов, ни исполнителей. В итоге на дорожные работы брали «всех без разбора». «Именно с некачественным асфальтом был связан скандал, разразившийся в начале весны, хотя сами дороги были ровные, укладывали нормально. Проблема с материалом характерна для последних 2 лет работы. До этого хватало своего асфальта. Но в последние 2 года начали привлекать непроверенных подрядчиков из этнических диаспор, которые готовили асфальт, мягко говоря, с нарушением технологии. Другого материала просто не было. Поставщики выигрывали тендеры на законных основаниях, максимально занижая цену так, что она опускалась ниже себестоимости. Понятно, что ни о каком качестве уже говорить не приходилось. И под эту дудку пролезло очень много «левых» поставщиков», – рассказал челябинский чиновник. Сообщается, что претензий к непосредственным строителям, в числе которых крупнейшее строительное предприятие ООО ПК «ЧелСИ», у властей не оказалось. В отношении поставщиков было принято жесткое решение: список подрядчиков пересматривается, недобросовестных «берут на карандаш» и отстраняют от работы. Санкций, впрочем, скорее всего, не будет. «У нас законодательство очень лояльное к предпринимателям и очень жесткое к власти, на муниципальном уровне практически нет инструментов регулирования этого рынка. Будут, скорее, политические решения региональных властей, т.е. непрямые методы воздействия», – сказал чиновник горадминистрации. По данным местных СМИ, некачественным было признано всего 1,5–2% дорожного покрытия в городе. Однако этого оказалось достаточного для кардинального разворота «дорожной революции» – невыполнение программы начало бить по имиджу губернатора Юревича. «Это один из самых амбициозных и масштабных проектов, озвученных областными властями и лично Юревичем. Безусловно, в проекте есть политическая составляющая, которая тесно связывает его с губернатором. Однако думаю, что дивидендов из этой связи он извлекает больше: данные социологических исследований в целом подтверждают, что три четверти горожан поддерживают реформу», – выразил мнение политолог Александр Мельников. По словам экспертов, Михаил Юревич действительно затеял «апгрейд» программы вплоть до того, что ход «революции» будет отслеживать экспертный совет с привлечением общественников. «Огрехи были на первом этапе, который подразумевал, в первую очередь, экстенсивный путь и большие масштабы строительства. Сейчас пришло время делать работу над ошибками, и все внимание уделяется качеству дорог – это самая большая претензия жителей. И это логично, поскольку строительство транспортных артерий не является самоцелью, проект ориентирован, в первую очередь, на удобство населения. Политическая составляющая проекта повлияла на то, что начался диалог с обществом, власть демонстрирует готовность к общественному обсуждению», – заявил Александр Мельников. Сообщается, что технически модернизация «дорожной революции» заключается в разработке нового техрегламента, а также усилении контроля над качеством дорожного полотна. Областные дороги контролирует непосредственный заказчик в лице ГБУ «Челябинскавтодор», осуществляя визуальный осмотр и лабораторный контроль, как в процессе строительства, так и по завершению работ. В лаборатории также изучается качество поставляемых материалов. В муниципалитетах же качество дорог начнут проверять областные структуры еще на стадии проекта. «С этого года по муниципальным дорогам работает новая система контроля качества. Во-первых, это проведение дополнительной экспертизы технических решений, так как зачастую муниципалитетами принимались технически неграмотные решения, например, по толщине полотна, по подготовке основания, лишь бы сэкономить деньги. Во-вторых, обеспечивается право области проверить качество поставляемых материалов. Известно, что подрядчики обычно берут асфальт где попало. Таким образом, еще на стадии подготовки минстрой проверяет, можно ли каждый конкретный завод допускать до работы. Все эти требования прописаны в конкурсной документации, поэтому они должны быть исполнены. В-третьих, по завершении работ качество асфальта, толщину покрытия и другие факторы проверит областная лаборатория», – объяснил технологию глава челябинского министерства строительства Виктор Тупикин. Технический регламент вобрал в себя многочисленные документы – нормативы, СНиПы, ГОСТы. Техрегламент в обязательном порядке применяется при строительстве региональных дорог, документ также направлен в муниципалитеты в качестве рекомендации. По итогам различных соцопросов по теме дорог и транспортного удобства, Челябинск занимает от 2 до 11 места, то есть в целом стабильно входит в первую десятку российских городов с наиболее удобной транспортной инфраструктурой. Федеральные эксперты, оценивая усилия Юревича, говорят о том, что в основном проекты с «политическим окрасом», когда глава региона берет на себя всю полноту ответственности по реализации программы, заканчиваются плачевно для самих губернаторов. Инертность чиновничьей машины, недостаток средств для реализации заявленного зачастую приводят к обрушению рейтингов власти, и это стало, в какой то части, причиной для нескольких отставок руководителей российских субъектов. Единственным положительным примером, который приводят все эксперты без исключения, называют практику бывшего губернатора Тюменской области Сергея Собянина. Возглавив область, чиновник объявил ту самую «дорожную революцию» и взял на себя ответственность за проект, присоединив Тюмень к перечню регионов «с высококачественным дорожным покрытием». Теперь по этому показателю к Тюменской области, ХМАО и ЯНАО стремится и Челябинск, значительно уступающий своим соседям в УрФО по бюджетному обеспечению. Фото: [url=http://www.gorod73.ru/]http://www.gorod73.ru[/url],[url=http://bezfishki.ru/]http://bezfishki.ru[/url],[url=http://bezfishki.ru/]http://bezfishki.ru[/url], [url=http://www.wellnews.ru/]http://www.wellnews.ru[/url],[url=http://chelreal.ru/]http://chelreal.ru[/url],[url=http://www.naurfo.ru/]http://www.naurfo.ru[/url], [url=http://uralpolit.ru/]http://uralpolit.ru[/url],[url=http://www.cheltrans.ru/]http://www.cheltrans.ru[/url]

    Была ли полезна информация?
  • 1994
Автор: @Алексей Щербатых