Надо менять правила работы – Президент РСС

24.03.2010 12:25:00

«В том, что сметы на строительство, финансируемое из бюджета, завышаются, виноваты и чиновники тоже, но одними увольнениями проблем не решить, – заявил на оперативном совещании Президент РСС Владимир Яковлев.

Напомним, накануне Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин предложил освободить от должности своего заместителя Сергея Круглика, после критики премьер-министром РФ Владимиром Путиным ситуации с ценами на строительные материалы.

В свою очередь Владимир Яковлев подчеркнул, что существующие проблемы необходимо решать комплексно. По его словам, пока правила, нормы, стандарты позволяют находить какие-либо отступления, их будут использовать, и будет происходить удорожание.

«Надо менять правила работы - уточнил глава РСС. - Уволишь одних, придут другие. Важно понимать, что заниматься вопросами должны специалисты, имеющие прямое отношение к строительному процессу, профессионалы, которые могут контролировать процесс. На руководящих постах сейчас таких крайне не хватает».

Владимир Яковлев подтвердил, что факторов, при которых стоимость строительства стремительно растет, много. В своем вступлении он привел несколько фактов и цифр, значение которых «говорит само за себя» (затраты энергоресурсов на единицу ВВП в РФ больше, чем в США в 2 раза, Европы в 3 раза, Японии в 3,7 раз. Производительность в российском строительстве отстает от самых передовых стран в 18 раз. В Китае за 9 дней строится столько дорог, сколько в России за год. Проектный срок службы дорог в Европе 30-60 лет в РФ 3-4 года. На км РФ дороги уходит 514 млн. рублей - в 2,9 раза больше, чем в Евросоюзе и 6 раз больше чем в Китае).

Зачастую, к расчетам сметной стоимости работ участники процесса подходят безответственно. Кроме того, к удорожанию строительства ведет некомпетентность участников торгов, часто возникающая коррупционная составляющая.

«Проектная экспертиза должна проходить строго, быстро и четко. Сейчас идет медленно, без альтернативы. Необходимо в срочном порядке приравнять негосударственную экспертизу к государственной за исключением особо опасных объектов, экспертиза которых проводится на самом высоком уровне», - уточняет глава РСС.

Сегодня, чтобы снизить стоимость строительных работ, полагают эксперты РСС, необходимо справиться с административными барьерами, использовать зарубежные технологии, ускорить адаптацию существующих норм к современным требованиям.

В завершении Владимир Яковлев заметил, что, все проблемы стройкомплекса, которые сейчас рассматриваются на самом высшем уровне, поднимались Министерством регионального развития еще 5 лет назад. По разным причинам многие вопросы не вошли в программу «Жилище», а вот теперь «созрели». «Плохо, что очень много времени тратится на то, чтобы доказать важность тех или иных проблем, - заметил Президент РСС.

В поисках профессионалов: кто будет курировать вопросы строительства и ЖКХ в Минрегионе

На оперативном совещании в Российском Союзе строителей вице-президент Российского союза строителей Анвар Шамузафаров высказал мнение, о том что в настоящий момент сложно предсказать, изменится ли ситуация в строительной отрасли в РФ в связи с уходом Сергея Круглика.

23 марта премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение правительства об освобождении Сергея Круглика от должности заместителя министра регионального развития РФ.

Анвар Шамузафаров считает, что сегодня в целом возникла сложная ситуация с управленческими кадрами в строительной отрасли. По его мнению, в настоящий момент в строительной отрасли РФ просто нет подходящих для замены Сергея Круглика кадров - "началась кадровая голодовка".

Как объяснил вице-президент РСС, в последние годы строительная отрасль РФ в значительной степени понесла урон в своем развитии. При этом, он отметил, что, ситуация с резкой сменой решений и политики властей в отношении развития строительной отрасли вызвана "не только деятельностью проходимцев, которые навешивали лапшу на уши отвечающим за жилищную политику, строительство и ЖКХ вице-премьерам", но и тем, что ни один из них не является специалистом в этих вопросах.

"Замминистром на место Круглика должны назначить строителя, потому что непрофессионализм принятых в последнее время решений вызван тем, что нет среди заместителей министра регионального развития ни одного профессионального строителя, либо же человека со строительным или архитектурным образованием", - уточнил Анвар Шамузафаров.

Кроме того Анвар Шамузафаров высказал опасения, что, уже сегодня из-за непрофессиональных организационных решений при строительстве Олимпийских объектов в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке существует реальная опасность не успеть достроить все начатые объекты.

Полный текст доклада А.Ш.Шамузафарова
Последние решения по регулированию строительной деятельности, принимаемые федеральными чиновниками, резко уменьшают безопасность населения России.

Министерства и ведомства России вот уже лет семь-восемь, рьяно борясь за «уменьшение административных барьеров, снятие ограничений», с одной стороны – только умножают эти барьеры в геометрической прогрессии, с другой стороны – стали резко снижать безопасность для населения объектов градостроительной деятельности.

Ведь трагедия в г. Перми, где в результате пожара в ночь с 4 на 5 декабря текущего года погибло 155 человек, и серьезно пострадали около 80 человек, а также иные трагедии, происходящие в последние годы с пугающей периодичностью при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов градостроительной деятельности, являются результатом системных ошибок.

1.Основная проблема была связана с законодательством по техническому регулированию, принятому в декабре 2002 года, по которому все технические требования по проектированию и строительству объектов должны были приниматься не техническими специалистами-профессионалами, а в виде законов. При этом:
последовательно отменялась- существовавшая в строительстве система технических нормативов без установления иной адекватной системы, а система по подготовке и принятию технических нормативов была уничтожена;
была отменена- государственная система сертификации строительных материалов и компонентов, из которых производятся эти материалы и строительные изделия (обязательная сертификация была оставлена только для окон и замковых систем).
Только после вмешательства высшего руководства страны, наконец, был принят Федеральный закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», по которому вводится утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень обязательных для исполнения национальных стандартов и сводов правил,.

2.Следующая правовая проблема связана с необдуманными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в декабре 2004 года, по которым были сняты требования по обеспечению безопасности объектов капитального строительства (по государственной экспертизе проектов, контролю качества строительства и приемке объектов) этажностью менее 3 этажей и площадью менее 1500 кв. метров. Предполагалось, что эта мера позволит снять административные барьеры для строительства малоэтажного жилья, оформления его ввода в эксплуатацию и регистрации прав собственности.
Однако введение этих правовых норм привело к тому, что одновременно были сняты требования по обеспечению безопасности населения в других объектах социальной сферы: в отдельно стоящих детских садах; в школах в большинстве городов и поселков страны; в домах интернатах для детей и престарелых; в отдельно стоящих или пристроенных магазинах и других предприятиях торговли и бытового обслуживания; в столовых, кафе, ресторанах и других предприятиях общественного питания; спортивных, культурных и других объектах массового пребывания людей.

3.Новая проблема возникла в последнее время с введением системы саморегулирования в строительстве.
Минэкономразвития России и ФАС России под видом защиты интересов бизнеса настаивают на отмене правовых норм, направленных на недопущение брака при строительстве объектов градостроительной деятельности, заменив их полной отменой регулирования качества строительных работ на объектах социальной сферы при условии возмещения ущерба. То есть, исходя из экономических интересов отдельных представителей бизнеса, допускается уменьшение требований по обеспечению безопасности для граждан, проживающих или пребывающих в объектах градостроительной деятельности.
ФАС России и Минэкономразвития России безосновательно настаивают на исключении из приказа Минрегиона России для всех видов зданий и сооружений (кроме уникальных и особо опасных объектов) таких видов работ, как: монтаж и пусконаладочные работы внутренних систем жизнеобеспечения объектов (водопровод, канализация, теплоснабжение, вентиляция, дымоудаление, кондиционирование, системы пожаротушения, системы электрооборудования и энергоснабжения, системы автоматики и управления системами жизнеобеспечения, монтаж подвесных потолков, и многие другие виды работ), возведение конструкций из камня и кирпича, усиление и монтаж деревянных конструкций, облицовка фасадов и работы по монтажу навесных фасадных систем, устройство всех видов кровель и другие, из-за нарушения требований по которым могут массово погибнуть либо пострадать люди, может быть нанесён непоправимый материальный ущерб.
В разряд не влияющих на безопасность объектов капитального строительства неправомерно отнесены работы по разборке конструктивных элементов зданий и сооружений, а также работы по полному сносу объектов строительства, выполнение которых нередко сопровождается гибелью людей. К разряду не влияющих на безопасность объектов капитального строительства отнесены геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений и устройство грунтовых оснований фундаментов объектов. Необоснованно к категории не влияющих на безопасность объектов отнесены такие работы, как монтаж оборудования сооружений связи, монтаж оборудования учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности, пусконаладочные работы котельного оборудования и другие.
Можете себе представить, уважаемый Владимир Владимирович, какие непрекращающиеся катастрофы и аварии в зданиях и сооружениях и объектах жизнеобеспечения России начнутся в ближайшие годы при условии введения этих «новшеств».

4.К сожалению, перечисленные выше примеры не являются чем-то безобидным или не существенным. Снижение или отмена требований к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, грубо противоречит нормам Федерального Закона «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» и Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
А тезис отдельных представителей Минэкономразвития России и ФАС России о том, что для защиты интересов бизнеса на объектах капитального строительства «безопасность необходимо обеспечить для неограниченного числа лиц, а возможная гибель в объектах градостроительной деятельности отдельных людей является проблемой самих людей» является просто антиконституционным. Снижение или исключение в правовых актах ранее существовавших требований по обеспечению безопасности населения грубо противоречит статье 20 Конституции России, гарантирующей право каждого гражданина на жизнь.
Разработка подзаконных актов, коренным образом противоречащих Конституции России и Федеральным законам, создает правовой хаос.

5.Противоречивые требования отдельных представителей Минэкономразвития России и ФАС России совершенно запутали заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака и И.И. Шувалова. Если проанализировать протокольные решения Д.Н. Козака, и И.И. Шувалова, начиная с июля-августа 2009 года и до настоящего времени, посвященные вопросам строительства, они все кардинально противоречат друг другу, так как в них:
-то горячо поддерживается, то резко отрицается идея саморегулирования в строительстве;
-то поддерживается, то не поддерживается идея страхования ответственности участников строительной деятельности;
-то поддерживается малый бизнес путем предложений по снижению его взносов в компенсационный фонд, то малый бизнес грубо выталкивают с рынка легальных строительных услуг, поддерживая только крупные генподрядные организации;
-и наконец, то идет борьба за повышение безопасности объектов капитального строительства, то снимаются всякие требования по обеспечению безопасности населения в объектах градостроительной деятельности.

К сожалению, эта путаница в решениях стала возможной, так как ни один из действующих вице-премьеров, отвечающих за жилищную политику, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, не является специалистом в этих вопросах. А сумма полу-знаний в строительстве двух-трех вице-премьеров создает не целостное знание, а вызывает полный хаос и бессмыслицу в принятии решений, к тому же опасную для жизни граждан.
Слабо мотивированное, безграмотное сокращение гарантий безопасности на объектах массового пребывания людей неизбежно приведет и к напряженности в отношениях с мировым сообществом, в том числе и в связи со строительством по заниженным требованиям для объектов инфраструктуры проектов «Северный поток» и «Южный поток», большинства объектов для Саммита АТЭС в г. Владивостоке и для Зимней Олимпиады в г. Сочи.

Думаю, что повышение грамотности принятия решений по обеспечению гарантированной безопасности населения в объектах градостроительства, будет обеспечено, если центр принятия решений по проблемам регулирования градостроительной деятельности будет возвращен в Минрегион России. А уважаемым вице-премьерам вместе с представителями Минэкономразвития России и ФАС России хотелось бы порекомендовать заниматься вопросами, находящимися в пределах их профессиональной компетенции.

http://www.omorrss.ru/

фото: http://www.omorrss.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 1433
Автор: @ВесьБетон