«Новому главе свердловского Минстроя придется не просто засучить рукава: он должен забыть о себе»

23.11.2009 14:47:00

В интервью «НЭП» Михаил Абсалямов рассказал, готов ли он занять пост министра строительства Свердловской области, за счет чего ему удается привлекать иностранные инвестиции в свои проекты, и в чем заключается формула делового успеха.

– Михаил Наримбикович, сейчас новый губернатор начинает формировать состав кабинета министров Свердловской области. У меня есть информация, что вашу кандидатуру рассматривают в качестве главы Минстроя. Вы уже получали соответствующие предложения?

– Не было такого предложения.

– А если последует, то согласитесь? Вас вообще привлекает работа чиновника?

– (Смеется) Не знаю. Это очень ответственная работа. Ситуация в отрасли в области очень тяжелая. Человеку, который будет новым министром, придется не просто засучить рукава: ему придется забыть о себе, своей семье, личном времени. Недавно я встречался с проектировщиками. Они сегодня все без работы сидят, и многие ли переживут кризис – неизвестно. Мы один раз похоронили проектировщиков, если это случится еще раз – стройиндустрия в области встанет. Все проблемы, которые есть сегодня по экспертизе объектов и на стройке, происходят только от качества проектной документации. Вторая большая проблема – строительные кадры. Раньше у нас были ГПТУ, которые готовили людей, из институтов многие выходили с качественной подготовкой. А сегодня что? Приходят люди на работу, а даже чертежи читать не умеют, не знают новых материалов и технологических приемов. И третья проблема – промстройматериалы – цемент, стекло, кровельные материалы. И в регионе не хватает собственных компаний-производителей.

– Наверное, такие компании нужно создавать или развивать то, что есть. Вы знаете, как это сделать?

– Как? Очень просто: инвестиции вливать. Строительство чем классно? Тем, что дает работу другим отраслям. Отделочникам, банкирам, риэлтерам и так далее… Производители алюминия в Европе работают на строительный сектор: с алюминиевыми конструкциями у них делается 70% работ. У нас, 20% и то, только в витражах.

– В 2009 году строительные компании сильно пострадали от кризиса. Как долго будет идти процесс восстановления?

– Это очень-очень длительный период. Последствия кризиса мы будем чувствовать еще долго. Сегодня активно и бесперебойно стройка идет только в «Академическом».

– Это проект федерального масштаба: там есть господдержка, транши из бюджетов разных уровней. Но ваш коллега – глава «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев говорил, что строителям сегодня не нужна поддержка, нужен рынок. А рынка нет.

– Согласен. Покупателя нет. На мой взгляд, помогать нужно не строителям, а людям. Нужно создавать условия, чтобы они могли сами себе покупать жилье. Должна развиваться адресная помощь – ипотека, либо субсидии от родного предприятия. Вот, говорят безработица в стране. А почему никто не идет на стройку? Вы только посмотрите, кто там работает. Европа с этим уже столкнулась – люди приехали из других стран, создали свои гетто. В результате произошел социальный взрыв. То же самое может случиться и у нас. Толпами едут гастарбайтеры, без профессионального образования, навыков, без документов.

– Вы предлагаете пересмотреть квоты на иностранную рабочую силу?

– Может быть и квоты… В Европе когда кризис был немцы, к примеру, пошли строить дороги, чтобы кормить свои семьи. А у нас никто не хочет быть простым рабочим.

– Можно сказать, что строительные компании, которые активно участвовали в проектах к ШОС (в том числе Русград), пострадали меньше остальных, так как могли генерировать финансовые потоки?

– Неправда. Все пострадали. Был большой круг объектов, которые было необходимо сдать вовремя. И если их количество сокращалось (например, кто-то не успевал), то по нам это ударяло сильно. Объекты добавлялись и сроки срезались. Задача сложнейшая в физическом и моральном плане.

– С нового года строительный сектор переходит на саморегулирование. Непонятно, как будут решаться вопросы в случае возникновения ЧП. Есть мнение, что СРО будут находить лазейки, чтобы не платить из компенсационного фонда за чужие ошибки. Какие механизмы разрабатываются, чтобы избежать таких ситуаций?

– Мы являемся членом НП СРО «Гильдия строителей Урала» (СРО не зарегистрировано, сформировано на базе «Союза строителей Екатеринбурга» (прим. «НЭП»). Насчет механизмов: первое и главное – каждая строительная компания обязана застраховать свои риски.

– Но страховые компании не благотворительная организация, и в случае инцидента будет проводиться расследование. Любые ошибки застройщика будут трактоваться в пользу страховщика.

– На одном из последних собраний партнерства встал представитель одной компании и сказал, что все что создается – вступительные взносы в СРО, членские взносы и страховка ­ – отрезает мелких игроков и лишает рынок свободной конкуренции. Его можно понять: человек душевной болью поделился. Но он и все остальные должны понимать – для того, чтобы все нормально работало, у каждой компании должна быть материальная база. И каждый должен нести ответственность за поступки в полной мере. Проблема недобросовестной конкуренции стоит очень остро. Иногда на тендерах наблюдаем страшные вещи, когда цена тендера падает в разы. А за счет чего, спрашивается? Ведь стоимость строительных материалов одинаковая… Начинаешь разбираться и выходит, что у компании, которая демпингует, 20 рабочих, арендованный офис, техники нет. Генеральный директор (он же технолог), главный бухгалтер и так далее. Так вот, что эта компания сможет сделать? И можно ли сравнивать их степень ответственности и, например, степень ответственности Атомстройкомплекса, которому есть чем ответить? Это очень сложный вопрос – как создать эффективную систему.

– Разве президиум СРО будет бегать по стройкам и лично проверять кто, как и чем строит?

– Мы будем обязаны это делать. Мы будем бегать, мы будем разбираться. И будем лишать членства в СРО тех, кто нарушает требования. Иногда вычислить тех, кто неверно подходит к работе можно с самого начала – когда человек говорит, что он может сделать работу, условно, за 100 рублей. Садимся, начинаем считать: из них только на материалы нужно 90 рублей. Вопрос к товарищу возникает: а как ты собрался сделать это за 100 рублей? Зарплату людям платить не будешь, или просроченными испорченными материалами строить будешь?

– Вы начинали свою карьеру еще в Советском Союзе. Строительная индустрия с тех пор очень изменилась. Много новых идей были привезены из-за границы. Что из работы с иностранцами запомнилось больше всего?

– Вообще, огромный опыт дало строительство Атриум Палас Отеля. Тогда Свердловская область была еще закрытой для иностранцев, и у нас существовали проблемы с выездом. И вот в то время было создано австрийско-российское предприятие «Уралстройинвест» и я там был директором по строительству. Это было прорывом. Тогда я понял, что нужно учиться, нужно ездить, смотреть на людей, изучать их менталитет. Мы впитывали все как губка, и старались делиться опытом с коллегами. Когда на объект приехали югославы и начали делать монолитные конструкции, вся документация по опалубочным системам тут же тиражировалась и передавалась в другие компании. Мы не делали из стройки фетиш и тайну. Однажды Эдуард Россель приехал на стойку и спросил: «Правда, что ты тут школу передового опыта устроил?»….Все строители в Екатеринбурге, которые хотели, приходили к нам, встречались с нашими партнерами-иностранцами. На стройке практически постоянно находилась треть строителей. Мы многому научились тогда. Сейчас с иностранцами работаем легко. Вот по гостинице «Angelo» (четырехзвездный отель в Кольцово – прим. «НЭП») в мае 2008 года заключили контракт с девелоперской компанией Warimpex Finanz-und beteiligungs AG и за год сделали проектирование, согласование. Построили все и открыли объект. Теперь это один из лучших отелей в России.

– Австрийцы строили одновременно четыре объекта – отель в Екатеринбурге, отель в Варшаве, отель в Берлине и деловой центр с отелем в Санкт-Петербурге. Но только уральский объект был сдан в срок (в Питере стройка еще идет). Почему?

– Просто все инвестиции уходили к нам, потому что австрийцы видели, что в Екатеринбурге стройка идет быстро, что мы не разбрасываемся словами и работаем. Здесь только местные компании работали, и никто не ходил, не хорохорился друг перед другом.

– Сколько у вас сейчас проектов, и в какой они стадии?

– Проектов много. К декабрю будет сдано 50 тысяч м. кв. жилья. Очередная очередь «Гринвич» сдается в декабре. Ведется проектирование Центра управления воздушным транспортом, там же в Кольцово, будет Центр авиакосмического спасения.

– Существует какая-то универсальная формула успеха строительного проекта?

– Формула успеха в любом проекте: он должен быть интересен тебе, интересен людям и власти. Вот и в «Кольцово» все хорошо получается, потому что здесь есть все три составляющие. Аэропорт – это лицо города. Те, кто приезжают сюда, оценивают регион, как только спускаются с трапа самолета. А равных Кольцово аэропортов нет сегодня в России. У меня есть еще одна формула, если хотите, личного счастья. Когда идешь от УПИ в сторону Главпочтамта, встречаешь по дороге 1000 человек. Пять из них перейдут на другую сторону дороги и сделают вид, что не знают тебя. Пять опустят глаза и пройдут мимо, а 900 подойдут к тебе, и вы с улыбкой вспомните что-то. Счастье в людях, которые тебя окружают.

Мария Кутепова

http://www.nep08.ru/

фото: http://www.nep08.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 1105
Автор: @ВесьБетон