Российские архитекторы переключились с бизнеса на школы

24.10.2009 11:57:00

«Зодчество-2009» очень отличалось от всех предыдущих архитектурных фестивалей, которые ежегодно проводились в Манеже в середине октября. Непрофессиональная публика привыкла обходить их стороной, потому что обычно на «Зодчестве» можно было увидеть лишь малопонятные схемы территориального зонирования да образцы продукции фирм-производителей строительных и отделочных материалов. О том, что архитектура – искусство не только глубоко социальное, но и зрелищное, организаторы вспомнили лишь в этом году и, вопреки всеобщему унынию в разгар кризиса, решили превратить «Зодчество» в яркое событие профессиональной жизни.

В частности, у фестиваля появился куратор – человек, который не просто принимает заявки от всех желающих выставиться в Манеже компаний, но разрабатывает единую концепцию экспозиции, обеспечивающую участников достаточным количеством стендов и при этом образно выражающую главную тему года. На эту роль Союз архитекторов России пригласил Юрия Аввакумова, организатора легендарных выставок Бумажной архитектуры, одного из авторов российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале, создателя фонда «Утопия». Именно Аввакумов и придумал «Индекс устойчивости», оттолкнувшись от «архитектурно-строительной» составляющей этого экономического термина. С одной стороны, куратор стремился показать, что в России по-прежнему строят, а значит, позиции архитектурной отрасли вполне устойчивы, с другой – хотел выявить, в чем именно заключается этот индекс и какие объекты, проектируемые сегодня, способны обеспечить отечественному зодчеству славу в светлом завтра.

И если говорить о главных тенденциях, ставших очевидными именно благодаря «Зодчеству», которое представило весь спектр проектируемых и строящих зданий в России, то это, безусловно, смещение от коммерческих объектов в сторону социальной архитектуры.

Экономический кризис довольно серьезно сказался на объемах коммерческого строительства: кое-где достраиваются объекты, начатые еще до падения доллара, но вот проекты новых бизнес-центров и элитных жилых комплексов архитекторам сегодня почти не заказывают. Зато этого нельзя сказать о школах и дошкольных учреждениях, а также социальном жилье. На «Зодчестве-2009» было представлено огромное количество проектов учебных заведений, летних детских лагерей и досуговых центров, а также многоквартирных домов. Конечно, эпитет «огромное» уместен лишь в сравнении с предыдущими годами, когда среди многочисленных коммерческих проектов с превеликим трудом обнаруживались одна-две школы. Тем не менее пришедшим в этом году на фестиваль родителям будущих первоклассников действительно было из чего выбрать.

Чего стоит хотя бы школа-гимназия в Одинцово – круглое в плане здание с целым стеклянным городком световых фонарей на кровле. Или детский сад №74 на Новослободской улице – бело-рыжее здание, фасады которого украшены яркими кубиками, шариками и конусами, словно позаимствованными из набора детских игрушек. Ну а лучшей постройкой года на «Зодчестве-2009» также назвали именно объект для детей – школу №1414 на улице Советской Армии, спроектированную бюро ЗАО «АРСТ».

Это очень внушительное по площади строение и настолько яркое (оно выкрашено в ослепительно белый цвет и украшено жемчужно-серыми и красными панелями), что в первый момент догадаться о том, что перед нами школа, просто невозможно. Острые углы, горизонтальные «штрихи» балок и окна самой разной формы – все эти приемы кажутся более уместными для центра современного искусства или штаб-квартиры корпорации, занимающейся современными технологиями.

В общем, главную премию фестиваля – «Хрустального Дедала» – в этом годуприсудили зданию, ломающему наши представления о том, каким должно быть учебное заведение. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что эпоха типовых унылых школ осталась в прошлом, и если выходцы из них способны спроектировать столь необычное и запоминающееся здание, то остается только гадать, до каких высот фантазии поднимутся те, кто будет в немучиться.

Архитектурой социальных объектов тема «Индекс устойчивости» не исчерпывалась. На фестивале «Зодчество-2009» также были представлены экспозиция «зеленых» проектов и примеры регенерации объектов промышленной архитектуры. Павильон Green House (дословный перевод звучит как «зеленый дом», но это выражение также можно понять и как «теплица», и кураторы сделали ставку именно на игру слов) демонстрировал образцы экологической архитектуры, созданные на Западе, преимущественно в США, с применением самых передовых «зеленых» технологий.

В рамках экспозиции были представлены и очень камерные сооружения, например небольшой дом, целиком построенный из бамбука, и целые поселения, способные существовать автономно, не нанося природе никакого ущерба.

Выставка, посвященная промышленным объектам, в свою очередь рассказывает об уже реализованных проектах перепрофилирования и реконструкции бывших заводских и фабричных комплексов, например: «Красной розы», «Красного октября», Винзавода, Бахметьевского гаража в Москве, завода «Россия», комплекса силовой подстанции фабрики «Красное знамя» и комплекса «У ростральных колонн» в Петербурге. Эта экспозиция также носила весьма красноречивое название «(Не)прикосновенный запас» – таким образом организаторы лишний раз подчеркнули, что многочисленные бывшие фабрики и заводы должны не сноситься, а реконструироваться, ибо в новом качестве они способны прослужить обществу еще не одну сотню лет.

http://sob.ru/

фото: http://sob.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 1213
Автор: @ВесьБетон