V Всероссийская строительная Ассамблея: проблемы, перспективы и стратегия восстановления стройкомплекса России - продолжение

14.10.2009 12:30:00

Краткий обзор стенограммы Ассамблеи:
Яковлев. Доброе утро, уважаемые коллеги. Безусловно, наша Ассамблея проходит не в очень простых условиях, мы знаем и о падении производства промышленности и строительных материалов, ни для кого не является секретом, что и объем строительных работ выполняется на уровне 80 %, произошел спад спроса и много других проблем возникло в этот период. Тем не менее, в это время как раз нам и следует осмотреться, следует оценить все то, что мы делали до кризиса, что мы можем исправить сегодня. Думаю, что на сегодняшних заседаниях мы более подробно об этом поговорим, а сейчас я хочу всех вас еще раз от имени «Российского союза строителей» поприветствовать и пожелать успехов. Спасибо.
Кошман. Слово предоставляется заместителю председателя правительства Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Козаку.
Козак. Доброе утро, уважаемые коллеги. Я, прежде всего, от имени Правительства Российской Федерации хотел поприветствовать вас на V Ассамблеи строителей, поблагодарить организаторов и спонсоров этого форума. Это чрезвычайно важно сегодня поддержать эту традицию накануне, когда эта добрая традиция, когда строители собираются, обсуждают проблемы функционирования отрасли, узаконена эта традиция. С 1 января будущего года национальное объединение строителей, проектировщиков, изыскателей должны будут регулярно собираться на такого рода форумы, обсуждать актуальные проблемы функционирования рынков в соответствующей отрасли, налаживать диалог с властью, и мы намерены в ближайшее время определить уполномоченный орган исполнительной власти, который будет обязан стоять на этой трибуне ежегодно и вести диалог по каждому из направлений деятельности в строительной отрасли.
Сегодня, действительно, строительная отрасль, как и многие другие отрасли реального производства, переживает не простой период, он связан, прежде всего, с последствиями кризиса в мировой экономике, и эти вопросы тоже должны и сегодня, и в будущем быть предметом на такого рода собраниях. Если говорить о ситуации в строительной индустрии, то, прежде всего, следует отметить, что пока сохраняется существенный спад в этой области, объем выполненных работа проектно-изыскательских и строительно-монтажных работа за 8 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 18,5 %, мы провели мониторинг по таким показателям, как выдача разрешений на строительство за первое полугодие текущего года даже в таких относительно благополучных регионах, где искусственно поддерживается государственный спрос, я имею в виду Краснодарский край, но только по Москве, Московской области и Краснодарскому краю количество выданных разрешений на строительство за первое полугодие текущего года снизилось на 20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это означает, что и сегодня, и в будущем кризисные явления в строительной отрасли сохранятся, и нам необходим диалог, нам необходим общий поиск, общее решение для выхода из этой непростой ситуации.
В начале я бы хотел тезисно остановиться на нескольких моментах государственной политики, направленной на поддержку реального производства, к которому несомненно относится такая важнейшая отрасль, как строительство. Основным направлением экономической поддержки, экономической политики государства для поддержки реальных отраслей производства является стимулирование спроса. Применительно к строительной отрасли это, прежде всего, стимулирование спроса на жилье, стимулирование жилищного строительства, которое оказывает определяющую роль, является самым большим фин.сектором, который востребует ваши услуги. На эти цели в текущем году будут потрачены только из федерального бюджета более 300 миллиардов рублей. Это и программы приобретения жилья для различных категорий граждан, для ветеранов Великой Отечественной войны, жилья для военнослужащих – беспрецедентные средства выделяются на эти цели, которые ранее не выделялись, это реализация программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, которая финансируется за счет фонда ЖКХ. Вы понимаете, что и в предыдущие годы, и сейчас, несмотря на трудности, таких программ никогда в современной России, да и в Советском союзе – таких масштабных программ с таким объемом финансирования – никогда не было. В 2010 году только на обеспечение жильем отдельных категорий граждан планируется потратить более 157 миллиардов рублей из федерального бюджета, это огромные средства, которые, несомненно, одновременно с решением проблем государства окажут существенную поддержку строительной отрасли.
Несмотря на все те трудности, которые испытывает федеральный бюджет, в целом, объем государственных инвестиций в объекты капитального строительства в 2009 году составляет 993 миллиарда рублей, в 2010 году будет чуть меньшим – 951 миллиард рублей. Есть где работать, у нас развернуты крупнейшие инвестиционные проекты, и мы не сокращаем их финансирование, поскольку это наши не только внутренние, но и международные обязательства, я имею в виду такие масштабные стройки, как подготовка к саммиту АТЕС на Дальнем Востоке, я в хронологическом порядке называю, это подготовка к универсиаде в городе Казани, это, наконец, подготовка к олимпийским играм, которая требует огромных инвестиций, прежде всего, не с точки зрения строительства соответствующих объектов, которые непосредственно будут обеспечивать проведение соответствующих мероприятий, а во всех этих трех инвестиционных проектах речь идет, прежде всего, о строительстве общественной инфраструктуры, которой у нас огромный дефицит во всех… и применительно к этим мероприятиям, и применительно к жилищному строительству, и строительству вообще – подготовленных земельных участков для целей строительства недостаточно.
Приоритетной задачей является также восстановление рынка ипотечного кредитования. Вы знаете, что также по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ипотечных кредитов, выданных банками, упало в 5 раз. И для нас это является важнейшей задачей восстановления ипотеки. Для стимулирования платежеспособного спроса на построенное жилье Агентство по ипотечному жилищному кредитованию активно развивает систему рефинансирования ипотечных кредитов у банков на всей территории Российской Федерации. За 9 месяцев 2009 года Агентством профинансировано 17,5 тысяч ипотечных кредитов на общую сумму более 18, 5 миллиардов рублей. С целью повышения доступности ипотеки для населения Агентство с 30 сентября установило беспрецедентно низкую процентную ставку по своим стандартам – от 10,05 % до 12 % годовых. АЖК также запустило программы по предоставлению банкам заемных средств для кредитования застройщиков и физических лиц, общий объем программы – до 40 миллиардов рублей, которые будут предоставлены Агентству в виде долгосрочных займов.
Начал активную фазу своей работы фонд содействию развитию жилищного строительства, который должен содействовать решению одной из ключевых задач отрасли – это предоставление девелоперам и строителям качественно инфраструктурных и подготовленных земельных участков за вменяемые деньги. Сегодня реестр фонда. Реестр земельных участков, все, наверное, знают, кто интересуется этой темой, да, фонд создавался для целей инвентаризации федеральных земель, создание земельного фонда; позволит его инфраструктурное обустройство и предоставление девелоперам для строительства жилье, прежде всего, эконом-класса. Так вот, это реестр содержит сегодня 1146 земельных участков, общей площадью 1,5 миллиона гектаров и 600 объектов недвижимости. Фонд уже провел, несмотря на естественные трудности, которые были в связи с этим, на низкий спрос во время кризиса, фонд уже за год сумел составить такой реестр и провел уже два аукциона по 4 земельным участкам площадью 147,5 Га. Планируется до конца года вывести на рынок еще 16 участков, общей площадью до 200 Га. А вырученные средства направить на обеспечение новых участков объектами инженерной и коммунальной инфраструктуры. Это в целом те меры, которые предпринимаются для экономической поддержки строительной отрасли, я еще раз повторю, что они такие же, как для всех отраслей реального производства, вы знаете, какие меры предпринимаются в области автомобилестроения и многих других отраслях. Теперь, собственно, те меры, которые необходимы, более близки строителям, которые направлены на поддержку строительной отрасли непосредственно, это, прежде всего, создание условий для инвестиций в объекты капитального строительства. Снятие безумных административных барьеров, которые до настоящего времени, к сожалению, несмотря на множество разговоров на эту тему, в настоящее время не сняты. Сегодня я упоминал 3 инвестиционных проекта крупных, государство оказалось само в шкуре инвестора, и для того, чтобы реализовать собственные проекты по собственному заказу с использованием огромного административного ресурса (это естественно, заказчик государство имеет такой ресурс) мы вынуждены принимать отдельные законы для того, чтобы сделать исключение из общих правил функционирования на этом рынке. И несмотря на эти исключения, на упрощения всех этих процедур проблем, я вам скажу, все равно предостаточно, и каждый шаг в этой области, для того, чтобы сделать этот шаг, необходимо предпринимать гигантские усилия. Поэтому сегодня создана в рамках министерства регионального развития специальная комиссия, которая проводит инвентаризацию всех административных барьеров, которые стоят на пути, прежде всего, инвестиций в объекты капитального строительства, это и совершенствование земельного законодательства, и градостроительного законодательства, и законодательства, связанного с регистрацией объектов недвижимости, и многое другое. Результаты этой работы должны снять барьеры для инвестиций в объекты капитального строительства, а следовательно, увеличить спрос на услуги проектных и строительных организаций, поддержать таким образом строительную отрасль. И, наконец, третье направление, которое уже непосредственно связано с вашей деятельностью, это совершенствование правового регулирования проектной изыскательской и строительной деятельности, которая у нас безнадежно устарела, – у нас допотопные строительные нормы и правила, которые не пускают новые, современные технологии, а наши российские строители этими технологиями уже все обладают, не пускают на рынок новые строительные технологии, которые сегодня имеются и у нас, и во всем мире.
Сегодня поставлена задача – буквально до середины следующего года Министерство регионального развития пересмотрит в корне эти правила с тем, чтобы вы могли использовать весь свой профессиональный потенциал для того, чтобы конкурировать не только внутри России, но и на мировом рынке строительных услуг. И последнее, о чем я хотел сказать, собственно, о саморегулировании, о котором говорил в самом начале. На эту тему тоже у нас до сих пор по рынку строительных услуг гуляет много всяких слухов и страхов, и домыслов, и т.д. Решение об отказе от государственного регулирования доступа на рынок строительных услуг принято окончательно и бесповоротно. И с 1 января государство уходит с этого регулирования, отказывается от этого неэффективного, на самом деле, инструмента, и строители самостоятельно должны отрегулировать эти вопросы и с 1 января текущего года все, кто занимается этой деятельностью, должны сделать для себя выбор: либо вступить в саморегулируемую организацию, либо искать другой вид деятельности. И мы заинтересованы в том, чтобы были сформированы эффективно действующие саморегулируемые организации во всех отраслях, чтобы были сформированы национальные объединения строителей с тем, чтобы можно было вести такой диалог на регулярной основе, и такие съезды представляли всех строителей Российской Федерации. Мы намерены, может быть, несколько усовершенствовать действующее регулирование еще до Нового года, которое принципиально не влияет на саму процедуру создания саморегулируемых организаций. Несколько усовершенствовать с тем, чтобы упростить допуск, с одной стороны, на рынок малых и средних предприятий – это чрезвычайно важно и в связи с этим необходимо, видимо, будет отказаться от части регулирования в этой отрасли, от выдачи разрешений саморегулируемым организациям, – а с другой стороны, ужесточить с тем, чтобы у саморегулируемых организаций было больше инструментов, больше возможностей создавать условия для добросовестной конкуренции. Создавать условия для добросовестной конкуренции в этой отрасли. Вы знаете, что на сегодняшний день у нас выдано около 250 тысяч лицензий на осуществление строительной деятельности, понятно, что значительное количество таких лицензий носит чисто фиктивный характер, в том числе государственные конкурсы… чем озабочено, собственно государство? Конкурсы, которые сегодня проводятся, часто они носят тоже фиктивный характер, потому что выступают в качестве участников фирмы – однодневки, которые потом перепродают подряды, а сами не обладают ни опытом, ни знаниями, ни возможностями по организации строительства. Поэтому и сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы самостоятельный допуск на рынок, разрешение на осуществление деятельности ген.подрядчика выдавалось саморегулируемой организацией, чтобы вы сами решали, кто может выполнять такие функции, а кто не может. И тогда мы можем легко отказаться от выдачи допуска малым и средним предприятиям на те виды работ, которые никак не влияют на безопасность зданий и сооружений, в то же время, за качество выполнения этих работ будет нести ответственность тот же ген.подрядчик, который получит специальный допуск на осуществление этой деятельности. Очень много зависит от того, насколько нам удастся уже с самого начала, с тем, чтобы не дискредитировать этот институт, эффективно наладить работу саморегулируемых организаций. На сегодняшний день у нас в стране зарегистрировано уже более 70 саморегулируемых организаций, куда вошли 6,5 тысяч строительных компаний. И этот процесс, надеюсь, что в последний момент – у нас, как всегда, в России делают все – в эти оставшиеся 3 месяца будет более динамичным, и Ростехнадзор, и Министерство регионального развития нацелены на то, чтобы оказывать всяческое содействие вам с тем, чтобы вы могли объединиться в такие организации. И будем всячески поддерживать эту деятельность. Хочу взять на себя обязательства – ежегодные съезды строителей уже в рамках закона с соблюдение тех демократических норм представительства, которые заложены в законе, будет проходить непосредственно с участием уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, которые должны осуществлять этот диалог, и с участием Правительства Российской Федерации
Спасибо вам за внимание, я желаю вам успешной работы и конструктивных решений. Мы к ним обязательно будем прислушиваться.
Кутьин. Добрый день. Вообще, очень трудно выступать после Дмитрия Николаевича, поскольку у него доклад обширный и закрывает многие вопросы. Несколько уточняющих моментов. На сегодняшний день у нас зарегистрировано в реестре саморегулируемых организаций уже 81 саморегулируемая организация, это 44 строительных, по проектной документации 33 и инженерно-изыскательных 4. Кроме того, в службе находится на сегодняшний день 32 пакета документов на рассмотрение на новые саморегулируемые организации, в службе мы организовали сейчас работу практически круглосуточно, количество заявлений увеличивается буквально с каждой неделей, потому что если мы посмотрим статистику, у нас январь-февраль было, практически, 4 заявления, к апрелю было с десяток, к маю 20 и по нарастающей, буквально недавно мы проводили в Правительстве совещание, было 54 зарегистрированных организации, сейчас уже 81. то есть темпы явно набираются, и мы готовы к приему и рассмотрению документов постоянно. Сегодня я дал команду, чтобы документы принимались в течение всего дня и ежедневно. В рамках процедур на рассмотрение документов уходит не более 1 недели, 7 дней. Что касается остальных вопросов, к сожалению, как орган государственного строительного надзора мы наблюдаем резкий спад, поскольку еще в прошлом году мы осуществляли надзор на 12,5 тысячах объектах, к сожалению, в этом году у нас активно ведется работа только на 3,5 тысячах объектов, то есть значительные изменения количества. Но это касается объектов опасных производств, уникальных – с пролетами больше 20 метров. Вы знаете, соответственно, законодательство.
Кроме того, возникают сложности с используемыми материалами, и это становится все более частым. Поэтому хотелось бы, пользуясь возможностями присутствия на Ассамблеи, обратить внимание всех присутствующих, что мы начинаем более жестко смотреть еще в связи с тем, что это стало чаще проявляться, на качество используемых материалов. Следующий вопрос, который регулярно возникает, это наличие всей проектной документации на местах ведения работ. Третий вопрос для всех общий – очень мало квалифицированных сварщиков. Хотелось бы в качестве рекомендаций к строительному комплексу обратить внимание на подготовку специалистов в области сварки, поскольку явно их в стране не хватает, и часто используются на работах, в которых установлена категория сварки одна, специалисты более низкой категории. Что касается других вопросов, также, к сожалению, у нас произошел небольшой рост смертных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом при работах строительных. Тоже хотелось бы обратить внимание на ответственность строительных организаций за подготовку персонала и организацию ведения работ на местах. Кроме того, хотелось бы обратиться ко всем организациям – информировать надзор о случаях поставки заводами-производителями некачественной техники. К сожалению, сейчас мы разбираемся последние 2 недели с поставкой некачественных тросов заводами-изготовителями, которые под ГОСТ подводят изделия, которые не могут поставляться в соответствии с теми требованиями, которые установлены для подъемных механизмов, тоже если будут появляться такие моменты, прошу информировать нас для организации работ уже с производителями техники. Также у нас была, как вы помните, в прошлом году такая же проблема с башенными кранами Рижеского завода, когда подряд у нас было несколько аварий, связанных со стрелами этих кранов. И своевременное реагирование позволило изменить качество выпускаемой продукции и завод поставить в правильное русло.
В остальном Дмитрий Николаевич здесь достаточно все описал, уже трудно что-то добавить к нему, поэтому разрешите еще раз поприветствовать вашу Ассамблею, пожелать удачи строительному комплексу. Проектов много, мы это видим, и проекты достаточно большие, глобальные. Поэтому еще раз в добрый путь, и хороших вам успехов в развитии этого бизнеса.
Кошман. Я хотел бы от имени нас поблагодарить Николая Георгиевича, вообще-то за очень принципиальную и качественную работу его ведомства. Почему? Потому что начальный прием и регистрация – там было до 10 заходов отдельных некоммерческих объединений. Сейчас создана структура, которая очень хорошо работает. И со стороны наших организаций, которые регистрируются, мы практически не имеем никаких претензий.
Слово предоставляется государственному секретарю союзного государства Россия – Беларусь Павлу Павловичу Бородину.
Бородин. Дорогие друзья, я не буду затягивать официальное приветствие, оно 40 минут, я просто передам Дмитрию Николаевичу и Николаю Павловичу. Я, знаете, такое нестандартное сделаю выступление, вы только не обижайтесь, потому что перед вами сейчас стоит почтенный гражданин Лондон-сити. Я 11 мая этого года получил звание в Лондоне. Это 4 гражданин за всю историю России (2 получили в 1812 году, один в 1899 году и я получил за реставрацию кремля). Надо чем-то похвалиться. Товарооборот Беларуси и России был в 2000 году 6,8 миллиарда рублей, сейчас 35 миллиардов долларов. 28 тысяч предприятий работает, 5 миллионов рабочих мест создали за это время благодаря воле президента, благодаря вам, строителям. Я вам хочу такие нестандартные примеры привести. Американцы, их 300 миллионов населения, они вводят 300 миллионов метров квадратных жилья в дереве. А мы с вами вводим 60 в бетоне. Почему не в дереве, непонятно. Мы с вами, население наше – 2 % Земного шара, 7 миллиардов население, а территории у нас с вами 17 % территории земного шара. Вот я выступал в Лондоне, там было 17 миллиардеров с Арабских эмиратов, Германии, Франции, Англии. Я им говорю: «Что вы из себя представляете? Вы 43 % нефти и газа получаете из России, 60 % титана Боинг и Аэрбасс получают из России, 50 % металла вы получаете из России. Нам надо делать союзное государство Европа-Беларуссия-Россия». Они согласились, потому мне такое звание и вручили, 100 %. Чтобы я не занимался саморекламой, здесь Владимир Иосифович Ресин, с которым мы тут делали. Соседнее здание вы видели, Белый дом расстрелянный? 175 тысяч метров квадратных, 75 тысяч метров сгорело. 206 фирм, 18 тысяч человекосуток, 2 месяца 27 дней – все готово. Кремль – 100 тысяч метров квадратных, центр управления страной, система газ-выбора, хладоцентр, теплоцентр, ресторанный комплекс, телефонная станция, 48 телекоммуникаций. Цена год и два месяца, БКД – два года один месяц. Все натуральное! 30 пород деревьев, все в золоте, все. У нас только один есть способ что-то решать вам, строителям. Когда меня принимали в хабаровскую высшую партийную школу, то ректор читает мой листок по учету кадров: «Бородин Павел Павлович – ученый агроном, экономист? Работает в объединении «Культгеология»? Замом по капитальному строительству? Берем без собеседований». Так вот вам, строителям, такое задание я даю от Союзного государства: строить дороги от Бреста до Владивостока или от Лондона до Владивостока. 5 рядов туда, пять рядов обратно. Вокруг терминала, вокруг хаба, вокруг машиностроительного завода, вокруг усадьбы, вокруг – я жил в Якутии 20 лет, меня сюда 2 раза приглашали, я не поехал. Потому что здесь был оклад 230 замначальником ОКСА МИНГЕОЛСССР и 320, А там я получал 2200-2400 рублей в Якутии. 20 лет провел! Давайте строить дороги, давайте строить терминалы, строить хабы, поднимать машиностроение. Благодаря вам. Но нам надо так, как, помните, царь построил дорогу Петербург-Москва? Взял линейку и карандашом провел. Только один раз палец запнулся, дорога кривая. Так и здесь нам надо давать задание строить дороги. Как Рузвельт в начале прошлого столетия вызвал губернаторов, вставил им пистон и сказал: «Ну-ка стройте дороги, стройте жилье. Вот у вас есть население в штате 1,5 миллиона – 1,5 миллиона жилья, столько-то км и т.д.» Как Рузвельт восстановил экономику? Ведь Америка спивалась! С помощью дорожного строительства. Как Гитлер пришел к власти? Уж извините за такое выражение, но в Германии 240 тысяч км автобанов, 180 тысяч км Гитлер построил в то время. А у нас? У них дорога самая дорогая стоит 6,8 миллиона долларов, а у нас 400 миллионов долларов, один километр. Вот я сейчас в Санкт-Петербурге был, меня это очень потрясло. Весь кремль стоит 800 миллионов, а у нас дорога только 400 миллионов стоит. Надо правильно работать.
Я хочу сказать вам по-человечески, мы просто с вами живем в уникальной стране. Вчера было заседание Российской Академии наук, там показывали карту 2020 года. До Урала Америка, Сахалин и Камчатка – Япония, Иркутск и т.д. – Китай. Так вот, чтобы мы там с вами были, жили, чтобы нам не было поганым москалям ехать сюда и здесь работать, нам надо строить дороги, надо строить терминалы. Еще один вам смешной пример приведу. В Японии 4,7 миллиона гектар сельхозугодий, население Японии 127 миллионов человек. Они на 75 % себя продуктами питания сами обеспечивают. У нас с вами 240 миллионов гектар только освоенных сельхозугодий, 142 миллиона человек. Мы себя на 45 % продуктами питания обеспечиваем сами. Потому и 30 рублей доллар стоит, потому и все остальное… я считаю, что надо вас, строителей собирать ежегодно и ставить, как нам с Ресиным давали задачу: «Ну-ка к 1 января, ну-ка к 1 февраля, ну-ка к 12 июня», – и вы все будете делать. Я хочу пожелать вам счастья, здоровья и исполнения всех моих поручений.
Ресин. Уважаемый Дмитрий Николаевич, уважаемый президиум, уважаемые коллеги. В самой теме пленарного заседания заложена интрига, однако, отнюдь не бесполезная. Нас всех побуждают дополнительно проанализировать развитие строительной индустрии за этот период, вычленить основные характеристики, динамики отрасли, определить роль ведущих игроков и участников строительного рынка и строительного процесса, еще раз критически взглянуть на основные направления и перспективы градостроительства. Минуло 10 лет с начала века. Много это или мало? Давайте вместе вспомним путь, пройденный строительным комплексом Москвы да и всей России в целом за эти годы. В 2000-2001 годах строительный рынок только начал приходить в себя после катастрофических последствий дефолта 1998 года, появились первые признаки роста, в строительной индустрии, по крайней мере. Столица вновь выступила в роли локомотива, который вытащил всю городскую экономику из кризиса и стагнации, в который она была ввергнута несостоятельной финансово-экономической политикой тогдашнего правительства. С 2002 года началась фаза устойчивого развития строительного комплекса, которая продолжалась до середины 2008 года, пока не сказалось разрушительное действие мирового финансового кризиса. За минувшие 10 лет в столице было построено более 44 миллионов тысяч квадратных метров жилья, 187 зданий общеобразовательных школ, 36 блоков начальных классов, 424 дошкольных учреждения, 68 объектов здравоохранения, 114 спортивных объектов. Эти цифры я привожу с учетом выполнения плановых показателей по текущему году. Даже в условиях кризиса в Москве продолжали выполняться все социально ориентированные строительные программы. В 2008 и 2009 годах из примерно 200 тысяч квадратных метров, ежегодно возводимого жилья, более миллиона передавалось под переселение москвичей из ветхого и сносимого жиль, очередникам и молодым семьям. В прошлом году мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым принято решение о строительстве малоэтажного жилья для многолетних семей. За 8 месяцев текущего года уже построены и введены в эксплуатацию 147 коттеджей, площадью почти 30 тысяч квадратных метров. В нашем городе строятся поликлиники и больницы, физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивные сооружения, гаражи и крупные торговые центры. Новые дороги и магистрали. Возрождаются памятники архитектуры, возводятся новые театры и музеи, новые корпуса ВУЗов и студенческих общежитий, благоустраиваются зоны отдыха, парки и скверы. Все это делает жизнь Москвичей более комфортной.
Славная страница в истории московского градостроительства – возрождение таких объектов архитектурного, исторического и культурного наследия столицы, как Казанский собор и Иверская часовня на Красной площади, Храм Христа спасителя, Марфомарьинская обитель и старый гостиный двор. Построен филиал государственного академического Большого театра, реконструирована Третьяковская галерея, малый театр и Музей Пушкина на Пречистенке. Театр новой оперы в саду Эрмитаж и Исторический музей. Открыта галерея народных художников СССР Ильи Глазунова, Александра Шилова и Сергея Андриенко. Украшением города стал Мемориальный комплекс на Поклонной горе в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне, обновлена и большая спортивная арена в Лужниках, и новый стадион «Локомотив», преобразившаяся Манежная площадь и значительная часть исторического центра Москвы. В последние годы построены такие уникальные объекты, как Дом музыки на Красных холмах, реконструирован Манеж, воссоздан садово-парковый комплекс Царицыно. Большие работы проведены в музее-заповеднике Коломенское, где воссоздан уникальный ансамбль деревянного дворца царя Алексея Михайловича. Завершено строительство фундаментальной библиотеки и корпуса медицинского факультета МГУ им. Ломоносова на Воробьевых горах. Минувшее десятилетие стало свидетелем огромных изменений в градостроительной деятельности. Прежде всего, следует отметить принятие Государственной Думой, Федеральным собранием России целого ряда основополагающих законов, градостроительного и земельных кодексов, внесение изменений в десятки других законодательных актов, регламентирующих вопросы градостроительного развития. Это и закон о долевом участии в строительстве, и закон о техническом регулировании, которые создали принципиально новое правовое поле для участников строительного процесса. Само собой разумеется, что Москва как крупнейший субъект Федерации не могла остаться в стороне от данного процесса. Московской Городской Думы принят закон о градостроительном кодексе города Москвы, который адаптирует деятельность московских градостроителей к действующему на территории России законодательству. В настоящее время завершается работа по обобщению итогов и анализу состоявшихся публичных слушаний по проектам генерального плана города Москвы на период до 2025 года и привил землепользования и застройки города Москвы. По результатам проекта будут внесены необходимые изменения, которые будут затем приняты Мосгордумой уже нового созыва и обретут силу закона.
Вы не хуже меня знаете, какие качественные изменения произошли на строительном рынке в этот период. В столице начали строиться дома по проектам ведущих мировых архитекторов, да, впрочем, и наши лучшие мировые зодчие ни в чем им не уступают. Наши широко применяться новые конструктивные и отделочные материалы. Наряду с качественно новыми индустриальными сериями домов возводятся жилые, офисные и многофункциональные комплексы по индивидуальным проектам. В бывших спальных районах и промышленных зонах создаются бизнес-инкубаторы. А новые здания Москва-сити – это ведь целые вертикальные города! К слову, переживаемый нами финансово-экономический кризис несет в себе и ряд позитивных тенденций. Уже сейчас можно сказать, что время резких потрясений, в первую очередь, психологических, уже позади. Позади и время безудержной эйфории в ожидании бесконечного роста рынка недвижимости. Наступила новая эпоха, на наших глазах формируется совершенно другая модель рынка жилья, структуры потребления и бытия в целом. Меняются технологии строительства, финансовые схемы, градостроительные подходы. Неизбежен резкий рост влияния государства на рынок жилья. Начинается время поиска новых эффективных решений в сфере архитектуры и строительства с акцентом на малобюджетные инновационные способы развития территорий. Мы вплотную приблизились к началу комплексного освоения подземного пространства столицы. Единственное, что нас пока сдерживает, это отсутствие нового Федерального закона «О недрапользовании». Наши попытки привлечь в условиях кризиса дополнительные инвестиции в строительство, вдохнули новую жизнь в программу «Народный гараж». При этом никто не снимал с нас нашей главной производственной и, если хотите, политической задачи – реализации национальных проектов в области развития образования, здравоохранения и обеспечения граждан доступным и комфортным жильем. Эти программы, как и раньше, были и остаются приоритетом деятельности московского правительства в области строительства и всего строительного сообщества России.
В заключение своего выступления хочу остановиться на такой важной теме, как формирование системы саморегулирования в строительстве. Этим вопросам будет посвящено проведение специального круглого стола во второй половине дня. Как председатель координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам формирования системы саморегулируемых организаций в строительном комплексе горда могу отметить, что на этом поприще уже сделано, я бы сказал, немало. Но предстоит сделать гораздо больше, чтобы механизмы саморегулирования смогли стать эффективной заменой ранее действующей системы лицензирования. Хочу выразить надежду, и я уверен, пожелать всем присутствующем, что в этот переходный период существенную поддержку нам оказал контрольно-надзорные органы, Ростехнадзор, органы архитектурно-строительного надзора, государственной экспертизы, административно-технические инспекции, которые все вместе должны обеспечить надежную безопасность строящихся зданий и сооружений. В этой связи при создании новых саморегулируемых объединений я предлагаю придерживаться установленных законов, минимально необходимой численности участников и величины компенсационного взноса. Думаю, что первый съезд саморегулируемых организаций России целесообразно провести не ранее второй-третьей декады декабря, что даст время зарегистрироваться новым саморегулируемым организациям, которые приняв участие в работе съезда, придадут большую легитимность создаваемому национальному объединению и снимут вопрос о возможности создания иных национальных объединений, саморегулируемых организаций. Желаю всем присутствующим успешной работы на Ассамблеи и удачи в профессиональной деятельности. Спасибо за внимание
Шаккум. Уважаемый Дмитрий Николаевич, уважаемые участники Ассамблеи, строительный комплекс – это один из наиболее значимых сегментов в экономике. Он обеспечивает работой не только строителей, но и работников транспорта, промышленности и строительных материалов, металлургов и еще десятки смежных отраслей. Строительная отрасль является одним из приоритетов государственной политики. В условиях кризиса государством была оказана значительная финансовая помощь и поддержка. В приоритетном порядке выделены средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, десятки миллиардов рублей выделены дополнительно на закупку жилья для отдельных категорий граждан, увеличен уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, разрешено направлять средства материнского капитала на ипотечное кредитование. Государственная Дума уделяет значительное внимание строительному комплексу. Так, в Пятом созыве Государственной Думы был создан специальный комитет по строительству, и ему же были переданы все вопросы, связанные с земельными отношениями. В середине прошлого года было принято концептуальное решение о замене неэффективной, на наш взгляд, системы лицензирования механизмом саморегулирования строительной отрасли. Система саморегулирования должна стать действенным механизмом повышения ответственности участников строительного рынка, повышение качества строительных работ. И сегодня можно с уверенностью говорить о первых успешных итогах формирования принципиально новой системы. Уже создано более 80 саморегулируемых организаций, более 10 тысяч компаний получили допуска к работам, которые влияют на безопасность объектов строительства, многие организации имеют документы высокой степени готовности, и мы уверены, что более 100 саморегулируемых организаций будут зарегистрированы к концу этого года. Успешно создано национальное объединение саморегулируемых организаций в области проектирования, готовится создание национального объединения в области строительства. Несмотря на определенное противодействие созданию системы саморегулирования, законодательно созда

    Была ли полезна информация?
  • 1156
Автор: @ВесьБетон