Мост как архитектурный аттракцион

19.07.2009 09:12:00


Мост – это не только полезное инженерное сооружение,

но и замечательный символ объединения,

понятный абсолютно всем людям планеты.

Наверное, именно поэтому мосты так популярны.


Ежегодно в мире возводится не менее десяти сооружений, благодаря которым на картах мегаполисов появляются новые удобные маршруты из точки А в точку В.

Впрочем, давно прошли те времена, когда архитекторы и инженеры подходили к делу проектирования мостов как к сугубо утилитарной задаче по поиску кратчайшего способа соединения двух берегов.

Современный мост – это настоящий архитектурный аттракцион, не только балующий пешеходов интересными видами на окружающие красоты, но и демонстрирующий торжество конструкции над силой земного притяжения.

Сразу два новых пешеходных моста не так давно появились в Париже, и оба спроектированы швейцарским архитектором Дитмаром Файхтингером.

Первый получил имя Симоны де Бовуар, и нужно отметить, что пока это единственный во французской столице мост (из 38!), названный в честь женщины.


Он представляет собой элегантную однопролетную конструкцию: две дважды пересекающиеся дуги перекинуты с одного берега на другой и, перекрещиваясь над водной гладью, образуют эдакую «линзу», с верхнего яруса которой открывается вид на исторический центр Парижа, а с нижнего – «скадрированная» панорама на реку.

Свой второй парижский мост Файхтингер построил в этом году в деловом районе Дефанс, и он получил имя Granite – по названию возводящегося рядом небоскреба. В парижском Сити, правда, нет реки, но ведь далеко не все мосты перебрасываются через водную гладь, не правда ли? В данном случае архитектор соединил два участка делового района, которые раньше почти никак не взаимодействовали друг с другом, и трактовал мост как своеобразную прогулочную аллею. Общая длина моста составляет 88 метров, он имеет форму сильно загнутой дуги и держится на стальных опорах, которые сам архитектор называет «вихреобразными».


Не менее признанным мостостроителем в мире считается английский инженер Сесил Балмонд, один из руководителей инженерной корпорации Arup. Не так давно он закончил работу сразу над двумя мостами, поражающими воображение своим смелым конструктивным решением. 

В древнем португальском городе Коимбра Балмонд построил Мост Педро и Инес, названный так в честь старинной легенды о любви принца Педро, сына Алфонсо IV, к придворной даме Инес де Кастро. Возлюбленные сбежали в Коимбру, чтобы тайно обвенчаться и жить в счастливом браке, но слуги короля выследили Инес и жестоко ее убили. Однако бракосочетание успело состояться,и после того как Педро взошел на престол, он посмертно короновал свою возлюбленную и обязал всех подданных почитать ее память.

Несложно представить, как эту историю можно запечатлеть в живописи или скульптуре, но в образе моста? Однако Балмонд нашел очень символичное решение: у моста всего две опоры, и они представляют собой неразрывную пару, поддерживающую конструкцию посреди реки, словно две сложенные руки. Ограждения моста выполнены из мозаично сложенных фрагментов разноцветного стекла, что в солнечную погоду заставляет деревянный настил переливаться всеми цветами радуги.

А для Университета Пенсильвании Балмонд спроектировал Weave Bridge, что можно перевести как «Плетеный мост». И действительно, внешне его конструкция больше всего напоминает множество сплетенных между собой канатов. Агрессивные металлические «узлы», сквозь которые и пролегает пешеходный маршрут, словно приглашают в увлекательное путешествие.

Изначально этот мост, кстати, задумывался как временное сооружение, которое заменит существующий неподалеку мост на время его реконструкции. Однако фантазия Сесила Балмонда и его умение превратить конструкцию в неотъемлемую часть пейзажа сыграли в судьбе Weave Bridge решающую роль: он был построен как капитальное сооружение и мгновенно стал достопримечательностью Университета Пенсильвании.

Появился новый мост в прошлом году и в Венеции – признанной мировой столице мостостроения. Его спроектировал прославленный Сантьяго Калатрава. Мост Конституции, соединивший площадь железнодорожного вокзала и автобусную станцию, эффектнее всего смотрится именно с воды, когда одинаково хорошо видны и его лаконичные стеклянные перила, и скелетообразная структура.


Хищно ощерившийся скелет или остов старинного корабля чем-то неуловимо напоминает и новый пешеходный мост в чилийском городе Заппалар. Его автор – архитектор Энрике Браун. Мост соединяет историческую часть города с новым жилым районом и переброшен через скоростное шоссе, расположенное в небольшом ущелье. Поскольку совсем неподалеку расположена рыбацкая деревня, мост намеренно был уподоблен шлюпке, которая словно застряла поперек ущелья. Как и положено настоящей шлюпке, мост полностью выполнен из дерева, а в качестве ограждений здесь использована обычная металлическая сетка, призванная напомнить, конечно же, о рыбацких сетях.

Новый мост в этом году обрела и столица Исландии Рейкъявик. Hringbraut bridge построен по проекту исландского бюро Studio Granda и представляет собой лихо закрученную спираль, по конфигурации больше всего похожую на автомобильную развязку. Однако это сходство обманчиво: на самом деле этот мост предназначен исключительно для пешеходов и имеет несколько спусков-«ответвлений», что уже подвигло исландцев прозвать конструкцию гигантской треногой.

http://sob.ru/

фото: http://sob.ru/

    Была ли полезна информация?
  • 1457
Автор: @ВесьБетон