Влияние технологии изготовления автоклавного газобетона на его свойства

15.09.2008 10:48:00

Для обеспечения прочности, долговечности и эксплуатационной безопасности зданий с применением конструкций из автоклавного ячеистого бетона (обозначаемого международной аббревиатурой ААС) необходимо соблюдение определённых показателей следующих свойств:

— класс по прочности на сжатие;

— марка по средней плотности;

— коэффициенты вариации прочности и плотности;

— модуль упругости;

— усадка;

— отпускная влажность;

— морозостойкость.

Зачастую в нормативных документах и научных исследованиях приводятся и другие показатели, а именно: коэффициент теплопроводности, коэффициент паропроницаемости, сорбционная влажность, водопоглощение, прочность на растяжение, вязкость разрушения. По этим показателям также оценивают качество технологии, но они являются производными названных основных свойств и существенно на качество конструкции здания не влияют. По крайней мере, проектировщик не имеет необходимости вводить их в расчёт, обеспечивающий безотказность зданий.

Из всех показателей наиболее важным является класс по прочности на сжатие, так как он определяет несущую способность конструкций. Но и она не должна быть больше расчётной, так как иначе это приведёт к перерасходу вяжущего и удорожанию строительства.

При нарушениях технологического процесса прочность может упасть ниже проектного уровня. К этому ведут следующие факторы:

— повышение крупности помола песка из-за несвоевременной замены мелющих тел;

— применение цемента с низкой автоклавной активностью или с завышенным содержанием алюминатов;

— увеличение в песке полевошпатовых и аморфизированных частиц, некристаллического кремнезёма, монтмориллонитовой примеси;

— использование низкоактивной извести (без трибоактивации) с повышенным содержанием пережога и алюминатов;

— переохлаждение газобетонной массы в процессе вспучивания;

— плохое удаление воздуха в процессе продувки и вакуумирования автоклава;

— недостаточная продолжительность изотермической выдержки для срединных зон изделий;

— слишком быстрый сброс давления;

— выгрузка горячих изделий на холод.

Указанные причины могут привести к увеличению коэффициента вариации прочности (среднего квадратичного отклонения). Если коэффициент вариации превысит 0,25, то конструкция из такого ячеистого бетона по расчёту не имеет никакой прочности и не допускается к применению.

Что касается плотности, то при неизменной прочности её изменение не так опасно. Плотность связана линейной зависимостью с теплопроводностью, то есть при увеличении плотности на 10 %, теплопроводность также возрастает на 10 %. Но общие теплопотери здания, даже если допустить во всех блоках (панелях) наружных стен такое отклонение, возрастут не более чем на 2,5 %, что не катастрофично.

Тем не менее, за пределы допусков, указанных в нормах, выходить не следует.

К незапланированному снижению плотности ведут следующие технологические факторы:

— завышение тонкости помола компонентов (песка, цемента, извести) или подход более мелкой фракции золы-уноса (с электрофильтров), если ячеистый бетон готовится на золе;

— увеличение дозировки воды сверх установленной по регламенту;

— перерасход алюминиевой пудры (пасты) или увеличение её дисперсности;

— передозировка щелочной добавки;

— падение атмосферного давления;

— завышение температуры газобетонной смеси (среды);

— получение некондиционных партий сырья без сопутствующей корректировки составов смеси.

Эти же факторы при ускоренном схватывании газомассы могут привести к утечке газа и увеличению плотности сверх допустимых пределов (±8 %).

Очень важными показателями, которые совершенно игнорируют производители и научные работники в области технологии, являются модуль упругости и характеристика ползучести ячеистого бетона.

Особенно они важны для изгибаемых элементов, предельное состояние которых характеризуется прогибами. Так, при снижении модуля упругости на 20 % прогибы могут вырасти на 10–15 %, для компенсации чего потребуется перерасход арматуры на 4–6 кг/м3. Ещё более опасно увеличение характеристики ползучести (?t), которая колеблется в пределах от 1 до 5. Даже увеличение её до 2 приведёт к увеличению прогибов в 1,5 раза и вызовет перерасход арматуры в 15–20 кг/м3. Отметим, что стоимость арматуры «в деле» уже превышает 30 руб./кг.

Модуль упругости и ползучесть влияют на несущую способность сжатых ячеистобетонных стен. Согласно новому СНиП по проектированию железобетонных конструкций, распространяемому и на ячеистый бетон, критическая сила, при которой стена разрушается, прямо пропорциональна модулю упругости и обратно пропорциональна величине (1 + ?t). Это значит, что при увеличении ?t с 1 до 2 критическая сила падает в 1,5 раза, что уже опасно.

К падению модуля упругости могут привести следующие факторы:

— снижение дисперсности песка;

— повышение кремнезёмовяжущего отношения;

— увеличение доли газовых пор в объёме общей пористости;

— увеличение доли двухкальциевого силиката в составе вяжущего;

— повышение содержания извести в вяжущем;

— увеличение рабочего давления пара в автоклаве сверх 0,9 МПа;

— недостаточная или избыточная продолжительность изотермической выдержки.

Эти же факторы могут привести к росту ползучести газобетона, к чрезмерным прогибам перекрытий, к досрочной потере устойчивости стен.

Усадка автоклавных ячеистых бетонов лимитируется величиной 0,5 мм/м. Это больше предельной растяжимости материала, что приводит к образованию трещин на фасаде.

Снижению усадки способствуют следующие факторы:

— уменьшение водотвёрдого отношения;

— увеличение кремнезёмовяжущего отношения;

— применение вибрационной или ударной технологии;

— введение гидрофобных добавок;

— интенсификация гидротермальной обработки (повышение давления и продолжительности изотермической выдержки);

— увеличение алюминатной составляющей.

Однако опускать значение усадки ниже 0,2 мм/м не рекомендуется, иначе падает прочность сцепления газобетона с арматурой. В безусадочном или расширяющемся бетоне прочность сцепления может снизиться в 2–3 раза.

Отпускная влажность напрямую связана с фактической усадкой (отличающейся по методике определения от нормируемой усадки). Чем влажность больше, тем больше усадка и больше трещин в стенах. Первоначально предельная отпускная влажность составляла 15 % (Временные технические условия по применению крупноразмерных стеновых изделий из автоклавных ячеистых бетонов. — М.: Стройиздат, 1959). После многочисленных исследований, десятков конференций, в которых участвовали сотни учёных, и многомиллионных (если не миллиардных, включая освоение вибрационной технологии) затрат величину отпускной влажности для обычного газобетона ограничили в 25 %. И это — непререкаемый закон.

Снижение отпускной влажности можно получить следующими путями:

— уменьшить В/Т;

— ввести суперпластификатор;

— снизить расход гипса;

— применять вибровоздействия;

— интенсивнее вакуумировать изделия в конце автоклавной обработки;

— выдерживать открытые изделия на закрытом и тёплом складе готовой продукции до достижения требуемой влажности.

сооружениявантового моста. В Лос-Анджелесе и Санта-Монике (США), в рамках программыповышения сейсмоустойчивости мостовых конструкций (1993), нашли применениезащитные облицовки колонн с использованием матов на основе фибробетона.

На сегодняшней день существуетнесколько видов дисперсно-армированных бетонов, основным признакомклассификации которых является физическая природа волокон (табл. 1).

Виды дисперсно-армированных бетонов

Международное название

Характеристика используемых волокон

Фибробетон с армированием натуральными волокнами

Natural Fiber Reinforced Concrete (NFRC)

Натуральные волокна:

сизаль (лубяное волокно),

кокос,

бамбук,

джут

Сталефибробетон

Steel Fibre Reinforced Concrete (SFRC)

Металлические волокна:

из холоднотянутой проволоки или листовой стали,

с анкерами в виде отгибов,

зигзагообразной формы

Стеклофибробетон

Glass Fiber Reinforced Concrete (GFRC)

Стекловолокна:

стекло E,

стекло S

Фибробетон с армированием синтетическими волокнами

Polymer Fiber Reinforced Concrete (PFRC)

Синтетические волокна:

полиэтилен,

полиэстер

Фибробетон с армированием углеродными волокнами

Carbon Fiber Reinforced Concrete (CFRC)

Углеродные волокна:

карбон,

арамид (кевлар)

Фибробетон с армированием смешанными видами волокон

Multiscale-Scale Fiber-Reinforced Concrete (MSFRC)

Смешанные виды волокон разной длины

Таблица 1. Классификация дисперсно-армированных бетонов

Несмотря на многообразие применяемых в строительстведисперсно-армированных бетонов, в вопросе предотвращения образования и снижениятемпов развития трещин ведущая роль отводится смешанным видам волокон.Существует два научных подхода к данной проблеме. Первый заключается вприменении фиброволокон одного вида, но разных размеров. Например, сочетаниемакро- и микрометаллическИ, наконец, морозостойкость, которую не могут обеспечить многие заводы, даже когда остальные показатели обеспечиваются.

Повышения морозостойкости можно добиться такими мероприятиями:

— снижение В/Т;

— увеличение доли цемента с высоким содержанием трёхкальциевого силиката;

— ограничение интенсивносвати тепловлажностной обработки (снижение доли гидросиликатов групп CSH (B));

— увеличение марки по плотности;

— введение гидрофобизаторов.

Как видно из вышеизложенного, многие технологические факторы улучшают одни показатели, но ухудшают другие. Поэтому применительно к каждому заводу нужно искать разумный компромисс, с учётом принятой на нём технологии и сырья, а также номенклатуры изделий, чтобы в конце концов получить надёжные и экономичные здания без особых технологических трудностей.

Контакты:

Центр ячеистых бетонов (Санкт-Петербург)

Тел.: (812) 380 33 26

E-mail: info@stroypalata.ru

 

Cтатья предоставлена журналом «Популярное бетоноведение»

Журнал «Популярное Бетоноведение» — всегда свежая и профессиональная информация о производстве и применению бетонов и других строительных материалов, добавках, оборудовании и многом другом. 

Издание выходит при поддержке Научно-Технического общества строителей Санкт-Петербурга. Распространяется в России, СНГ, за рубежом. Журнал рассчитан на широкий круг читателей — строителей, технологов, проектировщиков.

http://www.popcon.ru/

info@popcon.ru

Быстрая подписка на журнал: (812) 541-91-45, 541-91-46

    Была ли полезна информация?
  • 3829
Автор: @