Главное - не оштрафовать, а заставить исправиться

14.11.2008 09:35:00

Газета Московская перспектива опубликовала интервью с председателем Мосгосстройнадзора Анатолием ЗАЙКО.

В столице строится не просто много, а очень много – жилых домов, детских садов, поликлиник и других необходимых городу объектов. В условиях жестких сроков сдачи этих строений особого внимания требует качество возводимых зданий. А это включает целый комплекс понятий – от марки бетона и профессионализма рабочих бригад до порядка на стройплощадке и уровня безопасности производства работ.

Комитет государственного строительного надзора города Москвы осуществляет контроль качества и безопасности строительства в столице уже более 60 лет. Сегодня перед Мосгосстройнадзором ставятся самые сложные и ответственные задачи - современное строительство предъявляет новые требования и к качеству, и к технологиям, и к срокам. Сегодня мы беседуем с председателем Мосгосстройнадзора Анатолием ЗАЙКО.

- Анатолий Николаевич, расскажите, как осуществляется государственный надзор за качеством строительства?

- На сегодняшний день у нас на контроле около 4000 объектов капитального строительства. Это не только жилые дома, но и объекты дорожно-мостового строительства, инженерной инфраструктуры. В своей работе мы руководствуемся, прежде всего, предписаниями федерального Градостроительного кодекса и действующими нормативно-правовыми актами.

Контроль осуществляется надзорными управлениями по административным округам, причем ведется он на всех этапах строительства: с момента получения извещения от застройщика (который обязан за семь дней предупредить нас о начале работ) и заканчивается выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Оформлением разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию занимаются специально созданные управления, при этом приемку документов и выдачу оформленных разрешений выполняет отдельная служба «Одного окна».

- А какие санкции применяются к нарушителям?

- С 1 января 2007 года приняты изменения к Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях, согласно которым штрафы за правонарушения в области строительства значительно увеличены. Кроме того, расширен перечень правонарушений, за которые Мосгосстройнадзор вправе привлекать недобросовестных участников строительства к административной ответственности. Конечно, для нас главное не оштрафовать нарушителя, а заставить его исправиться. Если наши предписания не выполнены, по решению суда организация может понести наказание в виде приостановки своей деятельности до 90 суток!

Итоги этого года подводить пока рано, но могу уже назвать некоторые цифры. Так, за 9 месяцев этого года выдано 22245 предписаний, наложено штрафов на сумму 49645 тысяч рублей, 236 дел направлено в судебные органы, в органы лицензирования переданы материалы на приостановку действия лицензий по 83 организациям.

- Что необходимо предпринять, чтобы повысить эффективность работы Мосгосстройнадзора?

- С 1 января 2007 года Градостроительным кодексом РФ запрещено ведение иных видов строительного надзора, кроме государственного. На нас теперь возложены также функции пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и экологического контроля за строительством в Москве, поэтому мы сформировали три новых соответствующих структурных подразделения. Но численность сотрудников осталась прежней. Поэтому обеспечить на эффективном уровне эти виды надзора пока не всегда удается.

Кадровый вопрос для комитета - один из самых важных. От нашей деятельности зависит безопасность строительства, а специалистов для нас не готовит ни один вуз страны. Наш инспектор должен не только получить высшее образование, но и пройти суровую производственную школу в строительстве, ведь только настоящий профессионал может объективно оценивать результаты работы других.

- С какими нарушениями приходится сталкиваться чаще всего?

- Я разделил бы нарушения на несколько основных групп. Первая - нарушения в области культуры строительного производства, от соблюдения которой зависит и качество строительства. Благодаря совместным усилиям нашего комитета, департамента дорожно-мостового и инженерного строительства и департамента городского строительства достигнуты определенные успехи в этой области. Сейчас в столице практически не найти строительную площадку без пункта мойки и очистки колес, хотя проблема с выносом грязи на территорию города полностью еще не решена. Но мы пощады не даем никому!

Вторая группа - нарушения по качеству строительно-монтажных работ. Наибольшее количество нарушений допускается при производстве монолитных железобетонных работ, при монтаже сборных железобетонных конструкций, при устройстве кирпичной кладки, фасадных и отделочных работах. Но радует то, что в последние годы значительно сократился конструктивный брак. Мы искоренили серьезную проблему промерзания и протечки стыков в панельных жилых домах. Если несколько лет назад на это были массовые жалобы жильцов, то сегодня - это единичные случаи. Теперь нужно больше обращать внимание строителей на качество выполнения отделочных и сантехнических работ в квартирах.

Третья группа - это качество применяемых строительных материалов и конструкций. Погоня подрядчиков за дешевыми строительными материалами приводит не только к снижению качества строительства. При таком подходе к делу не обеспечивается санитарно-эпидемиологическая и экологическая безопасность, а также снижается эксплуатационная долговечность. Наша задача - создать барьер низкосортным материалам и не допустить их применения на стройках города.

- Назовите основные причины нарушений

- Главными причинами я бы назвал слабый контроль со стороны строительных организаций и служб заказчика, низкую квалификацию рабочих, низкий уровень лабораторного и производственного контроля, в том числе входного контроля. Невозможно на каждую стройку отправить нашего инспектора, который ежедневно контролировал бы качество строительства - это прямая обязанность самих участников строительства. А на деле получается, что специалисты Мосгосстройнадзора, невзирая на нормативный регламент посещения строительных площадок, контролируют стройки чаще, чем технический надзор заказчика. Такого быть не должно! На мой взгляд, основная проблема сейчас - утерянная роль технического заказчика.

- Ваше ведомство также принимает непосредственное участие в реализации городских программ...

- Реализация городских программ - одна из приоритетных задач, стоящих перед нами. Конечно, повышенное внимание сегодня уделяется объектам, строящимся в рамках реализации национальных проектов, таких, как «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование».

Все нацпроекты и городские программы, а также значимые объекты в городе находятся на личном контроле мэра Москвы Юрия Лужкова. Только в августе этого года к Дню города было введено в эксплуатацию более 30 объектов в столице. По нашей инициативе сложилась практика научно-технического сопровождения ведущими институтами столицы строительства высотных зданий и комплексов. Кроме того, профильные институты, такие, как НИОСП им. Герсеванова, НИИЖБ, ЦНИИСК, МГСУ, ГУ центр «Энлаком» и другие, привлекаются для осуществления мониторинга за состоянием зданий существующей окружающей застройки во время строительства.

- 2009 год объявлен «Годом равных возможностей». Как Мосгосстройнадзор будет участвовать в реализации этой программы?

- До настоящего времени застройщиками уделялось недостаточное внимание этой проблеме: нередко все сводилось лишь к устройству пандусов с поручнями для инвалидов-колясочников.

Сегодня в нашем комитете не оформляются разрешения на строительство без наличия в проекте раздела, включающего мероприятия по обеспечению доступа инвалидов и маломобильных граждан.

Это очень серьезная проблема, требующая комплексного подхода. Очевидно, всем городским структурам придется изменить к ней отношение. И начинать ее решение необходимо с внедрения современных проектов, учитывающих и российские, и европейские нормы. Очень хотелось бы, чтобы наши строительные объекты стали примером для строительства в других городах России и за ее пределами.

Беседовала Дина Мясоедова

http://mp.stroi.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 873
Автор: @ВесьБетон