Землю под госстройки будут выкупать по новым правилам

02.12.2013 12:45:28

Министерство строительства, которым руководит бывший губернатор Ивановской области Михаил Мень, предлагает разрешить государству выкупать земли под строительство дорог и прокладку инженерных сетей не по рыночной стоимости, как сейчас, а по средней цене участка за последние десять лет. Это позволит в несколько раз сократить расходы бюджета.

По словам источника в министерстве строительства и ЖКХ, на данный момент разрабатывается законопроект о новом порядке выкупа земли для государственных нужд. Речь идет в первую очередь о земле под строительство линейных объектов: автомобильных дорог, железнодорожных линий, газопроводов, линий электропередачи.

 

«Сегодня доля выкупа земли под капитальное строительство подобных объектов по рыночной цене для государства может доходить до 40% от стоимости всего объекта. При этом собственник платит налог исключительно с кадастровой стоимости участка, а не с рыночной», - говорит представитель ведомства.

Эксперты отмечают, что при действующем положении возможны спекуляции на цене земли, когда предприниматель скупает все земли, где запланировано строительство, и пытается их продать государству по завышенной цене. Так, перед тем как государство планировало выкупать земли под окружную дорогу в обход Иванова, сельхозземли на этих участках скупил у крестьян местный бизнесмен, возможно, имевший сведения о планах по строительству там новой трассы.

 

Из-за этого на выкуп участков у него государству пришлось потратить гораздо большую сумму, чем планировалось изначально. В итоге около 40% от всей стоимости работ по объекту ушло только на один выкуп участков. В том числе из-за случившихся непредвиденных трат дорога до сих пор не построена.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, чиновники министерства предлагают дать право собственнику в одностороннем порядке декларировать стоимость участка в налоговые органы. С этой задекларированной суммы собственник будет платить налог. Стоимость же выкупа земли будет составлять среднюю цену участка за последние десять лет.

«Допустим, владелец участка предполагает, что на его земле может быть построена новая дорога. Тогда он приходит в налоговый орган и говорит, скажем, что этот участок дорог моему сердцу и я считаю, что его цена гораздо выше. То есть он может завышать его стоимость, надеясь получить потом больше за выкуп, но при этом будет платить с этой завышенной стоимости налог. Чем больше завысит — тем больше будет платить», - говорит чиновник министерства.

 

По мнению представителей ведомства, если инициатива будет поддержана, то государство сможет в разы сократить затраты на выкуп земли, а сэкономленные средства направить на капитальное строительство, не используя при этом дополнительных бюджетных средств. По оценкам экспертов, опрошенных министерством, средняя цена на выкуп земель под строительство линейных объектов может снизиться с 40% от общей стоимости реализации объекта до 10% от той же суммы.

Планируется, что письменное уведомление о выкупе участка будет приходить собственнику за год. Однако на деле он будет узнавать об этом где-то за 1,5—2 года, когда в СМИ будет появляться информация о планах строительства.

 

«Земельный налог сейчас составляет от 0,3 до 1,5% от кадастровой стоимости. Поэтому инициатива Минстроя, скорее всего, не будет сдерживать недобросовестных перекупщиков, которые просто учтут дополнительные расходы на земельный налог в «рыночной цене», которая будет искусственно сформирована. Более эффективным выглядит установление специальных правил оценки участков, подлежащих выкупу, — оценка должна проводиться с допущением, что о будущем строительстве ничего не известно», - сказал руководитель отдела налоговой практики компании Sameta Андрей Панфилов.

«На Западе люди не возмущаются, когда земли под прокладку трассы у них покупают по цене ниже рыночной. Там считают, что это нормально, когда приходится поступиться личными интересами в пользу государства и общества. Хорошо, что мы наконец к этому тоже приходим. Главное, чтобы об изъятии земель сообщалось в достаточный срок», - отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

 

Фото: http://tuningnow.ru/, http://auto-news.complexdoc.ru/, http://www.intelauto.ru/, http://trucktir.ru/

    Была ли полезна информация?
  • 3289
Автор: @Алексей Щербатых