14.10.2013 11:32:44
Градоначальник столицы Сергей Собянин отменил распоряжение своего предшественника Юрия Лужкова о строительстве под Пушкинской площадью тоннеля и торгового центра. Господин Лужков вынашивал планы реализовать проект стоимостью 15-20 миллиардов рублей с середины 1990-х, но господин Собянин мэр решил, что Тверскую улицу вообще не нужно реконструировать: слишком дорого и неэффективно с точки зрения борьбы с заторами.
Известно, что распоряжение экс-мэра Москвы Юрия Лужкова 2004 года, которое отменил действующий градоначальник Сергей Собянин, предусматривало строительство «тоннеля и подземного торгово-досугового центра с автостоянкой на пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров». Как пояснили в пресс-службе мэрии Москвы, причина такого решения — «транспортные ограничения, протесты жителей и изменение градостроительной ситуации».
Сообщается, что планы по реконструкции Пушкинской площади Юрий Лужков вынашивал еще с 1995 года. Тогда он распорядился разработать проект многоуровневой транспортной развязки в месте пересечения Страстного и Тверского бульвара. При этом предусматривалось «активное использование подземного пространства — в первую очередь, для парковки легковых автомобилей». К 2004 году был готов проект, согласно которому под площадью должны были построить торговый центр площадью 90 тысяч квадратных метров и паркинг на 1 тысячу мест. Тогда же вышло и новое распоряжение, согласно которому инвестором проекта выступало ОАО ТДЦ «Тверской», в котором двумя основными инвесторами выступало правительство Москвы и турецкая компания MNG Holding.
Также ранее сообщалось, что общая цена строительства оценивалась на уровне в 15-20 миллиардов рублей. Новая развязка должна была стать частью самого крупного инфраструктурного проекта — «Большой Ленинградки», который позволил бы доезжать от Манежной площади до Шереметьево без светофоров.
В 2008 году план реконструкции площади был отложен. Позже главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что власти не могут договориться с инвестором, который требует «увеличения торговых площадей». Одновременно с этим против строительства выступили столичные археологи и местные жители. В итоге проект был фактически заморожен.
По словам экспертов, с приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина в 2011 году концепция дорожного строительства в городе изменилась: расширение вылетных магистралей ограничили Садовым кольцом.
«Очень сложно, да и нецелесообразно в центре, в условиях плотной застройки, возводить двухуровневые развязки или расширять проезжую часть», — говорил глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. Вице-мэр Марат Хуснуллин, в свою очередь, заявлял, что «дорогостоящие вложения в проект не дадут того положительного эффекта, который ожидался». Окончательное решение о прекращении проекта было принято Градостроительно-земельной комиссией в феврале 2013 года, но юридически оно было оформлено только сейчас.
Как известно, несмотря на отказ от реконструкции Пушкинской площади, проект «Большая Ленинградка» по-прежнему не завершен. Последний его этап — это реконструкция площади Тверской Заставы. Недавно там появились парковки и изменилась организация движения, однако основные работы только впереди. «Мосинжпроект» уже разработал проект, согласно которому у Белорусского вокзала появится сложная многоуровневая развязка и подземный паркинг на 1,1 тысячу мест. На время стройки планируется, в частности, построить временную эстакаду, которая будет дублировать Тверской путепровод. В департаменте строительства сообщили, что в ближайшее время будет объявлен конкурс на выбор компании-застройщика. Срок строительства — до 2015 года.
«Еще в 2000-х я был против проекта реконструкции Пушкинской площади. В транспортном плане тоннель в этом месте не имеет смысла. Согласно транспортной науке, городские улицы, которые граничат с жилой застройкой, должны иметь светофоры: это совершенно нормально. Тверская улица — это не магистраль. Проект этот появился, поскольку его разработчики имели определенные коммерческие интересы», — отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.
Фото: http://pda.19rus.info/, http://www.skyscrapercity.com/, http://rusadvice.org/, http://www.autoblogger.ru/