26.09.2008 12:16:00
При активном жилищном строительстве в нашей стране ежегодно увеличивается спрос на стройматериалы. Однако быстрорастущие потребности застройщиков не всегда бывают удовлетворены. К примеру, чтобы покрыть потребности российских застройщиков, значительный объем цементной продукции приходится завозить из Китая. Иркутская область в этой ситуации тоже не стала исключением. В регионе существует лишь один завод
по производству цемента — «Ангарскцемент». Причем он поставляет свою продукцию не только для Иркутской области, но и для других регионов Сибири, где цементная промышленность не развита. Естественно, что такой огромный спрос одно предприятие покрыть не сможет. Для того чтобы улучшить ситуацию на отечественном рынке стройматериалов, «РАТМ Холдинг» (владеет 50,1% пакета акций «Ангарскцемента») намерен открыть в Иркутской области новый комбинат по производству цемента мощностью 1,3 млн тонн в год. Данный проект был презентован 10 сентября на V Байкальском экономическом форуме и получил поддержку со стороны Минрегионразвития и администрации Иркутской области.
В связи с активным жилищным строительством в нашей стране ежегодно увеличивается спрос на стройматериалы. Однако быстрорастущие потребности застройщиков не всегда бывают удовлетворены. К примеру, чтобы покрыть потребности российских застройщиков, значительный объем цементной продукции приходится завозить из Китая. Иркутская область в этой ситуации тоже не стала исключением. В регионе существует лишь один завод по производству цемента — «Ангарскцемент».
Причем он поставляет свою продукцию не только для Иркутской области, но и для других регионов Сибири, где цементная промышленность не развита. Естественно, что такой огромный спрос одно предприятие покрыть не сможет. Для того чтобы улучшить ситуацию на отечественном рынке стройматериалов, «РАТМ Холдинг» (владеет 50,1% пакета акций «Ангарскцемента») намерен открыть в Иркутской области новый комбинат по производству цемента мощностью 1,3 млн т в год. Данный проект был презентован 10 сентября на V Байкальском экономическом форуме и получил поддержку со стороны Минрегионразвития и администрации Иркутской области. Подробнее о том, насколько перспективным может быть развитие нового производства, мы беседуем с президентом «РАТМ Холдинга» ЭДУАРДОМ ТАРАНОМ.
— Расскажите, какие тенденции сегодня наблюдаются у нас в стране в цементной промышленности?
— Рынок цемента можно подразделить на несколько территориальных зон: Зауралье (Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток), Волжско-Уральская зона, Южная зона, Московская зона (г. Москва и Московская область) и Ленинградская зона (г. Санкт-Петербург и Ленинградская область). Каждая из них имеет свои особенности и свои сферы влияния.
Всего же на территории России находится 50 цементных заводов.
При этом действуют из них только порядка 46. Для сравнения, в советские годы действовало 86 заводов. Главной проблемой в цементной промышленности России на сегодняшний день является высокая прогрессирующая изношенность основных мощностей. К 2007 году общая изношенность составила 68%, изношенность активной части оборудования — более 70%. При этом производственные мощности большинства цементных предприятий используются на 60–80%.
— Чем можно объяснить такой упадок? Ведь спрос в данном случае есть, он должен рождать предложение.
— Причинами такого положения в цементной промышленности, по мнению специалистов, считаются снижение инвестиционной активности, отсутствие платежеспособного спроса у покупателей, неплатежи за отгруженный и поставленный цемент, сезонность и как результат — крайне неустойчивое и часто критическое финансовое положение.
— Как выглядят на общем фоне регионы Сибири? Ведь у нас зачастую одному предприятию приходится обслуживать сразу несколько территорий.
— Да, это действительно так. Зауральская зона характеризуется практически полным отсутствием конкуренции, так как заводы здесь расположены на большом расстоянии друг от друга, и каждый из них работает на большое количество регионов. При этом цемент поставляется на расстояния более 1000 км и, несмотря на увеличение стоимости из-за транспортной составляющей, находит своих потребителей.
В Сибирском федеральном округе работает десять основных заводов — Алтайский (ОАО «Алцем»), Ангарский (ОАО «Ангарскцемент»), Ачинский (ОАО «Ачинский глиноземный комбинат»), Искитимский (ОАО «Искитимцемент»), Красноярский (ООО «Красноярский цемент»), Кузнецкий (ОАО «Кузнецкий цементный завод»), Норильский (СУАЛ), Тимлюйский (ООО «Тимлюйский цементный завод»), Топкинский (ООО «Топкинский цемент»), Яшкинский (ОАО «Яшкинский цементно-шиферный комбинат»).
В Западной Сибири до 35% рынка контролировал ОАО «Искитимцемент» (75% акций принадлежит «РАТМ Холдингу»). Это предприятие было удачно расположено территориально — на пересечении транспортных узлов — и являлось единственным цементным заводом в Новосибирской области. Сейчас планируется на этом предприятии ввести новые производственные мощности по выпуску цемента по энергосберегающей технологии. Это так называемый «сухой» способ. Таким образом, объем цемента, производимого заводом «Искитимцемент», увеличится до 3,8% от всего российского рынка.
— «Сухой» способ производства цемента — это что-то новое для нашей промышленности?
— Вообще-то, сейчас это является основной тенденцией в техническом развитии цементной промышленности в России. На предприятиях активно ведется модернизация производства за счет внедрения «сухого» способа и уменьшения доли «мокрого». Эту тенденцию подтверждает также опыт мировой цементной промышленности по внедрению печных систем с реакторами-декарбонизаторами различных типов на производстве.
— Что представляет новый проект «РАТМ Холдинга», который будет реализован в Иркутской области? На новом комбинате тоже планируется внедрять «сухой» способ производства?
— Да, действительно, новое предприятие будет работать по этим технологиям. Мощность комбината составит 1,3 млн т в год.
Расположен он будет вблизи поселка Быстринское Слюдянского района. Сырьевой базой будет служить Быстринское месторождение мраморированного известняка и глины, расположенное в 18 км от ближайшей железнодорожной станции. Запасы сырья класса «А» для существующих и планируемых мощностей оцениваются на 200 лет производства. Ввести предприятие в эксплуатацию планируется в IV квартале 2011 года.
При реализации этого проекта будут решены и социально-экономические проблемы в Слюдянском районе: занятость населения, наполнение бюджета, экологические проблемы. Доля «РАТМ Холдинга» на цементном рынке при запуске такого проекта увеличится с 3% до 6,5%. Суммарная мощность цементных заводов компании увеличится до 4,2 млн т цемента в год. Таким образом цементный бизнес получит решающие конкурентные преимущества в Восточной Сибири по себестоимости продукции.
— При реализации этого проекта наверняка потребуется строить сопутствующую инфраструктуру?
— Необходимо будет обустроить существующую автодорогу от месторождения до федеральной дороги Култук–Монды. Значительные инвестиции необходимо будет вложить в строительство участка железной дороги протяженностью 18 км до ВСЖД. В поселке Култук необходимо будет создать крытый склад для перевалки готовой продукции и цементного сырья.
— Какие средства планируется привлечь на выполнение всех мероприятий, предусмотренных в инвестиционном проекте?
— Общая стоимость проекта «РАТМ Холдинга» — 6568 млн руб. Из них 2590 млн руб. пойдут на строительно-монтажные работы, 3436,5 млн руб. — стоимость оборудования на условиях DDP, 141,5 млн руб. — оборотные средства на запуск производства.
Для реализации проекта планируется привлечение кредитных средств в размере 70% от общего объема. Сейчас мы, кстати, уже заключили соглашение о сотрудничестве с Байкальским банком Сбербанка России. Мы планируем вложить и собственные средства, они составят 30%. Срок окупаемости — шесть лет, с момента начала эксплуатации — три года.
— Понятно, что сегодня в Иркутской области и других регионах Сибири существует дефицит цемента. А может ли ситуация измениться, снизив потребности в этом стройматериале?
— Сейчас в Иркутской области, как и в других регионах РФ, наблюдается устойчивый рост объемов строительства. С 2004 года ежегодный прирост в Иркутской области составляет порядка 20%.
Темпы роста строительства в Сибири вообще превышают общероссийский уровень. По оценкам аналитиков, при условии поддержания существующих мощностей к 2010 году дефицит цемента в Восточной Сибири составит более 4 млн т.
Иркутская область уже сейчас испытывает дефицит цемента. Ангарский цементно-горный комбинат проектной мощностью 1211 тыс. т не обеспечивает в полном объеме потребности области, а Тимлюйский, Красноярский, Ачинский цементные заводы располагаются на расстоянии свыше 1000 км. Именно поэтому сейчас наблюдается большая зависимость предприятий стройиндустрии Иркутской области от поставщиков из других регионов, в т. ч. зарубежных. Кроме того, спектр потребления нашей продукции в Иркутской области будет расти. Ведь в регионе планируется строительство новых энергообъектов, мостов, дорог, аэропорта, трубопровода. Сегодня иркутский цементный рынок мы оцениваем в 1,1 млн т. Однако потребность еще возрастет.
Ведь в этом году в строительной отрасли наблюдается некоторая стагнация из-за кризиса, отрасль финансируется недостаточно. Но это — временное явление. По нашим оценкам, потребность в цементе в Иркутской области может увеличиться до 2 млн т.
Между тем у Приангарья есть уникальная возможность решить проблему дефицита сырья и избавиться от зависимости от иностранных поставщиков. Ведь регион располагает собственной сырьевой базой — глиной, известняком.
— При таких заявленных производственных мощностях нового комбината можно будет обеспечивать продукцией не только Иркутскую область. Рассматриваются ли вопросы экспорта цемента за рубеж?
— Конечно, наша главная задача — обеспечить на 100% Иркутскую область цементом собственного производства, эффективным и по качеству, и по цене. Мы хотим укрепить свои позиции на региональном рынке и начать конкурировать с китайскими поставщиками цемента. Причем конкурировать не за счет запретительных мер на ввозимую к нам из Китая продукцию, а за счет качества и себестоимости своего собственного цемента.
Сегодня же у нас во многие регионы Сибири активно ввозится низкокачественный китайский цемент. Получается, что мы используем не только китайскую рабочую силу, но и полный цикл китайских стройматериалов. Наша задача — построить комбинат, который будет нацелен еще и на экспорт цемента за границу, в том числе и в Китай. На сегодняшний день у нас уже есть потенциальные партнеры, очень заинтересованные в высококачественном цементе. В рамках Байкальского экономического форума у нас состоялась встреча с послом России в Монголии Борисом Говориным. По его словам, Монголия также готова закупать цемент за рубежом. В этой стране дефицит цемента составляет порядка 1 млн т.
— Скажите, как при появлении нового завода будет работать «Ангарскцемент»? Отразится ли на его работе с клиентами появление второго подобного предприятия?
— Два иркутских завода будут взаимодополнять друг друга. «Ангарскцемент» будет продолжать работать на иркутский рынок. Сегодня это предприятие работает эффективно. В этом году будет превышена проектная мощность предприятия по производству цемента. Таким образом, налоговая база возрастет минимум в четыре раза по отношению к прошлому году.
http://com.sibpress.ru/