10.06.2008 02:29:02
Статья посвящена II Международному конгрессу по бетону, который состоялся в июне 2007 г. в Севилье (Испания).
II-ой Международный конгресс по бетону прошёл с 4 по 8 июня в Севилье (Испания). В числе организаторов мероприятия — Европейская организация по товарному бетону, Национальная ассоциация по товарному бетону США, Иберо-американская и Испанская ассоциации по бетону, а также Европейская Федерация по химическим добавкам в бетон. Конгресс собрал около 1000 участников из 45 стран мира: почти весь Евросоюз (за исключением Прибалтики и Болгарии), вся Северная и Южная Америка. Было много гостей из Турции, Объединённых Арабских Эмиратов, Японии, Южной Африки, Израиля и Туниса.
От бывшего СССР в Конгрессе участвовала Россия в лице петербургской компании «СЗНК-Бетон».
Программа мероприятия включала в себя технические сессии и небольшую выставку. В целом Конгресс напоминал известные российским строителям Конференции ICCX, но с определёнными отличиями: во-первых, почти все темы касались именно товарного бетона; во-вторых, были организованы открытые площади, где выставлялась спецтехника; в-третьих, размах Конгресса был заметно выше, чем даже у ICCX, проводившихся в Германии. Из недостатков — отсутствие экскурсий на бетонные предприятия, которыми как раз славятся ICCX. В Испании, в которой производится порядка 85 млн. м3 товарного бетона в год, наверняка есть что посмотреть. На мой взгляд, оргкомитет был недостаточно демократичен, хотя это можно понять: в него входили высокие должностные лица Испании, а Почётным Президентом являлся сам король Хуан Карлос II. Кроме того, обязательным было знание английского или испанского языка: переводы на немецкий, французский и тем более русский не предполагались.
А теперь подробнее о ключевых моментах программы Конгресса.
Доклады читались в четырёх залах Дворца Конгрессов, самый большой из которых — Аль-Андалус — был прочно оккупирован Европейской организацией по товарному бетону (European Ready Mixed Concrete Organization, ERMCO).
Утро 6 июня началось с докладов о перспективах строительства бетонных дорог, а также их себестоимости в сравнении с асфальтовыми. Ситуация рассматривалась в основном на примере Бельгии. Одна из лекций посвящалась бетонным дорожным ограждениям, используемым в Великобритании.
Доклад Тома Гаррисона, возглавляющего два Комитета ERMCO, содержал в себе тезисы грядущего в 2010 году обновления стандарта EN 206-1. В частности, планируется стандартизация 5 методов испытаний самоуплотняющегося бетона (СУБ), стандартизация методов испытаний на устойчивость бетона к воздействию хлоридов и углекислоты, уточнение определений и описаний по самоуплотняющемуся бетону. Некоторые европейские производители испытывают сложности с СУБ в связи с подбором состава, высокой себестоимостью или недостаточными потребительскими свойствами по сравнению с конкурентами. Всё осложняет ещё и разница во мнениях, что такое СУБ и каковы его основные характеристики. Соответственно, по-разному может решаться и проблема стандартизации — например, внесением изменений в EN 206-1, когда производитель должен продекларировать соответствие параметров бетонной смеси стандарту, а независимый аудитор должен это соответствие проверить. Что касается испытаний по таким параметрам, как высокая подвижность (flow), вязкость (viscosity), удобоформуемость (passing ability) и стабильность (stability), то идеальным решением было бы утверждение одного метода испытаний по каждой из названных групп. Но уверенности в таком исходе нет.
Что до выработки единых, общеевропейских стандартов по минимальной прочности на сжатие и водоцементному соотношению по конкретным классам бетона, то эта затея обречена на провал хотя бы потому, что погодные условия в Испании, Франции и Финляндии слишком разные. Так что EN по-прежнему будет варьироваться в каждой стране.
Наконец, значительно больше внимания было уделено экологии, безопасности и охране труда при производстве бетона и бетонных работах.
Оуэн Брукер (Великобритания) рассказал о технологии строительства с использованием постнапряжённого бетона (post-tensioned concrete). Основное его отличие от преднапряжённого состоит в том, что тросы устанавливаются после заливки бетонной смеси непосредственно на объекте строительства. При этом напряжение на тросы подаётся дважды — спустя двое суток и когда бетон наберёт проектную прочность. Такая технология становится экономически целесообразной при длине перекрытий свыше 6 м. И длина пролётов может быть значительно больше, чем в случае с преднапряжёнными плитами. Это позволяет разредить сетку колонн, расширяя возможности по планировке внутреннего пространства. Кроме того, в числе преимуществ были указаны уменьшение толщины плиты, а, следовательно, и веса конструкции, повышение износостойкости, скорости возведения здания и т. д.
В Великобритании эта технология применяется с 1980 г. Главным образом, это касается строительства деловых центров (35 %), паркингов (20 %) и жилых домов (35 %). В 2005 г. общая площадь постнапряжённых плит по Объединённому Королевству составила около 1,3 млн. м2.
В докладе Дерека Крисхольма (также из Великобритании) говорилось о применении теплоизоляционной несъёмной опалубки (ICF). Обычно опалубка изготавливается из пенополистирола, но может использоваться и экструдированный полистирол. Сейчас существуют три разновидности ICF-конструкций: блоки, планки и панели. Сложность использования технологии заключается в плохом знакомстве архитекторов и проектировщиков с IFC — попытки применить старые подходы иногда заканчиваются экономическими потерями.
Доклады от 7 июня затрагивали вопросы менеджмента, продвижения, применения химических добавок и перспектив использования самоуплотняющегося бетона.
Первым выступил Феликс Наварро (Испания), поделившийся планами по реализации проекта HORMIGEST. Проект объединяет 25 испанских компаний, создающих единое логистическое и информационное поле. Эта тема актуальна для Испании, занимающей сейчас в Евросоюзе первое место по производству товарного бетона (с двукратным опережением России и Германии). В целом, участники проекта пытаются решать те же задачи, что и петербургские производители: сокращение времени на отгрузку и выгрузку, повышение качества доставки, а также сокращение бумажного документооборота (переход на Web, WAP, SMS и т. д.). Различие между Россией и Испанией заключается в подходах: если в Санкт-Петербурге ряд компаний (например, «СЗНК-Бетон», «Объединение 45» и др.) самостоятельно развивают указанные направления, то в Испании проект воплощается коллегиальными усилиями предприятий. У нас же уровень доверия друг к другу ещё слишком низок.
Доклад Гюнтера Лейтова и Герхарда Пала (Германия) касался маркетинга. При анализе рынка в Европе широко используются следующие статистические данные, названные Палом ключевыми: потребление товарного бетона на душу населения, доля индустрии товарного бетона в потреблении цемента, потребление цемента на душу населения, число БСУ на 100 тыс. жителей, расход цемента на 1 м3 товарного бетона, процентное соотношение отгруженного товарного бетона по классу прочности, процентное соотношение отгруженного товарного бетона по марке удобоукладываемости, среднее расстояние от БСУ до объекта. Однако для полноты ощущения рынка этой информации отнюдь не достаточно. Должны учитываться также годовой объём перевозки бетонной смеси одним АБС, годовой километраж, пройденный одним АБС, и, наконец, объёмы заявок по месяцам, неделям, дням, сменам и часам (задача — уловить колебания спроса и в дальнейшем учитывать обнаруженные тенденции, если, конечно, таковые проявятся). Особую роль Пал отвёл потреблению товарного бетона на 1 км2, исходя из которого предлагается подсчитать оптимальное число заводов для той или иной местности. Были и другие любопытные выкладки. Хотя бы просто из интереса попробую этим летом применить методику, рекомендуемую немецкими коллегами.
Далее были представлены доклады по продвижению товарного бетона в Италии (Андреа Болонди) и в Нидерландах (Бенедикт ван Роосмален). Если первый докладчик затрагивал проблему отставания итальянских стандартов от EN в части производства армированных бетонов, то из выступления второго можно заключить, что голландский рынок — это будущее индустрии. Дело в том, что объёмы строительства в Нидерландах снижаются, население предпочитает малоэтажные кирпичные дома, доля товарного бетона в структуре строительства — всего 33 %. В этой небольшой стране сосредоточено 196 производителей бетонных смесей, производящих всю линейку бетонов (самоуплотняющихся, морозостойких, лёгких, фибробетонов и т. д.). 130 из этих компаний состоят в региональной ассоциации. Качество у всех примерно одинаковое, дорожная инфраструктура великолепная (ни у кого нет проблем с логистикой, ни у кого нет преимуществ в сервисе). Любые подвижки на рынке бетонных смесей даются с трудом, например, в жилищном строительстве доля бетона увеличивается примерно на 1 % в год (сравните с триумфом монолита в Санкт-Петербурге). Зато несколько «хромает» мастерство строителей. Поэтому голландские производители ищут выход в поддержке своих заказчиков, обучая их во вновь созданных образовательных центрах и совместно продвигая технологии строительства товарного бетона. То есть главная задача ассоциации в Нидерландах состоит в том, чтобы помочь строителям успешнее продавать объекты конечным потребителям.
Следующая тема, озвученная Эйнаром Хансеном (соавтором ещё трёх норвежских специалистов), — перспективы производства и продвижение самоуплотняющегося бетона. Проблема индустрии готовых бетонных смесей в Норвегии — относительно негативный имидж бетона. Как полагают сами норвежцы, это следствие того, что производители бетона и цемента ориентировались на увеличение продаж, а не на исполнение желаний — не требований, а именно желаний — потребителей. Сейчас домовладельцы, проектировщики и консультанты критикуют бетонную индустрию, в том числе, за нежелание брать на себя ответственность за качество возводимых объектов. Как следствие — плохо развитые коммуникации между производителями бетона и так называемыми пользователями недвижимости.
Вообще такая ситуация не является уникальной, это общая проблема для развитых стран Европы, вспомним похожие трудности в Нидерландах. Выходом из этого положения может стать, по мнению норвежских исследователей, активное продвижение самоуплотняющегося бетона. Применение СУБ, в том числе армированного фиброй, имеет ряд преимуществ перед традиционной технологией бетонирования, а именно: более эффективное производство работ; уменьшение объёма вспомогательных работ; снижение влияния на окружение (уровня шума и т. д.); разрешение ситуаций, когда вибрирование затруднено; улучшенные, привлекательные поверхности и, наконец, более гомогенные смеси, что обеспечивает повышенную износостойкость бетона. Проект, представленный в докладе, подразумевает, что СУБ — это не просто бетон, это концепция строительства. И продвижение такой продукции должно подтверждаться улучшением потребительских характеристик зданий. Цель, выраженная в цифрах, — годовые отгрузки СУБ в 1 млн. м3. Кажется излишним говорить о том, что норвежские отраслевые ассоциации объединёнными усилиями создали Инновационно-исследовательский центр, тесно сотрудничающий с научными и образовательными учреждениями страны.
Параллельно в других залах шли доклады по добавкам в бетон, по укладке бетона при строительстве Башни в Дубае, по контролю качества, приводились обзорные данные по Латинской Америке и другие материалы.
Кроме технических сессий, в Дворце Конгрессов проводилась небольшая выставка, где были представлены стенды Cemex, BASF, Liebherr, Sica, Putzmeister и других гигантов индустрии. Удалось провести ряд предварительных переговоров с некоторыми участниками и набрать огромное количество раздаточных материалов. Больше всего почему-то запал в душу 7-микубовый АБС на шасси Kenworth. Таких машин я никогда не видел. Как мне сказали, это разовый проект по заказу одной французской фирмы, намеревающейся использовать полученное детище как инструмент продвижения компании. На самом деле, было ещё много интересного, но перечислять всё особого смысла нет. Скажем так: эта выставка — приятное дополнение к BAUMA по части добавок и сопутствующих материалов.
И, конечно, каждый день Конгресса заканчивался представительским мероприятием — масса возможностей для знакомств и общения с коллегами из других стран в неофициальной обстановке. Уверен, что все эти знакомства или часть их принесут немало пользы нашей компании.
Что ещё? Было очень жаль садиться в самолёт и так скоро покидать прекрасный город на берегах Гвадалквивира, с его мавритано-латинской архитектурой, пальмами, приветливым населением, фламенко и андалузскими гитарами. Севилья ст?ит того, чтобы посетить её в туристических целях.?Quien no vio a Sevilla, no vio a maravilla! — Кто не видел Севилью, не видел чуда!