16.09.2008 06:18:00
Срыв его поставок не лучшим образом отразился на выполнении дорогой плана по летнему ремонту пути.
Щебень – один из важнейших элементов балластировки железнодорожного пути. Его производством на протяжении ряда лет занимается Улан-Макитский участок Ангасольского щебзавода ОАО «Первая нерудная компания».
После 40 километров езды по ухабистой гравийке пред нами предстает почти марсианская картина: в центре безжизненной скалистой пустыни вглубь и вширь простирается огромный «кратер» — это и есть карьер, где идет добыча габбро-диоритов. Интересно, что не всякие камни годятся для производства щебня, а именно эта их «порода».
Осенняя хмарь северного неба и выгоревшая дотла окрестная тайга дополняют этот суровый пейзаж, в котором имеется только одно живое пятнышко: далеко внизу, в ущелье, виднеются вагончики вахтовой базы щебнедобытчиков, раскрашенные в цвета российского флага.
— Львиная доля нашей продукции, согласно договору между ОАО «Первая нерудная компания» и Центральной дирекцией по ремонту пути, направляется в адрес ВСЖД, — говорит исполняющий обязанности начальника участка Роман Федоров. — Мы продаем 1 кубометр щебня за 295 рублей. За 8 месяцев по плану должны были отгрузить 129500 кубометров. Выдали же «на-гора» только 105448, сказались общий износ техники и оборудования, плохие погодные условия - в дожди грязь налипает на грохота, барабаны и очень тормозит технологический процесс.
По словам заместителя начальника отдела перевозок Северобайкальского отделения ВСЖД Олега Аксаментова, этот «провал» плана Улан-Макитским участком не лучшим образом отразился на выполнении железнодорожниками задач по летнему ремонту пути.
— Перегоны просят щебня, — говорит Олег Леонидович. — В сутки мы должны отгружать путейцам 1500 тонн, пока же выходит только 1300. Должен быть создан запас щебня на станциях Новая Чара и Кичера (порядка 60 и 80 тысяч кубометров соответственно). Поэтому нашим партнерам следует подналечь.
Технологическая цепочка здесь выстроена простая, без особых изысков: посредством буровой установки на горе квадрат за квадратом пробиваются скважины, в них закладывается взрывчатка (в одной суммарной «закладке» от 15 до 20 тонн взрывчатых материалов). После того как сработает «адская машинка» и горная масса взлетит вверх, оторвавшись от «насиженного» за многие миллионы лет места, в дело вступает тяжелая техника. Экскаватор загребает ковшом еще дымящиеся каменные россыпи и отправляет в кузова многотонных грузовиков – «Моазов» и «Белазов».
Проехав три километра вниз по горному серпантину, водители выгружают горную массу в приемный бункер дробильного комплекса. Пройдя через систему мощных жерновов и грохотов, барабанов и транспортерных лент, она дробится на три фракции: собственно щебень для балластировки пути, строительный щебень (для бетонных работ) и так называемый отсев. Образующуюся за смену готовую продукцию дежурный бульдозер сталкивает к месту хранения – поближе к железнодорожному пути.
Наш гид по карьеру Роман Федоров показывает интересный объект — детище пытливой мысли горных инженеров и конструкторов: бронированный блиндаж-укрытие для взрывника. Во время «активной фазы» вскрытия горных пластов он прячется в этом толстостенном стальном сооружении, похожем на бочку с дверцей и массивным основанием.
Директор Ангасольского щебзавода Александр Логунов на вопрос относительно перспектив развития Улан-Макитского участка лишь махнул рукой:
— Для того чтобы запустить новый дробильный комплекс, протянуть к нему новую линию электропередачи, требуется 85 миллионов рублей. Пока у Первой нерудной компании таких средств нет. Возможно, вопрос об этих инвестициях будет решен при долевом участии ОАО «РЖД».
Когда выглянувшее под вечер солнце позолотило напоследок кроны сосен на дальних сопках, далеко окрест раздался протяжный гудок локомотива и бодрый, звонкий перестук колес.
— Вот он, показался из-за леса, родимый, я его с утра жду, — не скрывает радости пожилой экскаваторщик Александр Мичуров. Сегодня он занаряжен на погрузку готового щебня в прибывшие хоппер-дозаторные вертушки.
Могучий электровоз «Ермак» аккуратно протягивает состав вдоль бетонной погрузочной эстакады, затем «обгоняется» и встает в голове состава. Погрузка начинается «в два ковша» — посредством экскаватора и погрузчика. Заметим, что раньше щебень отсюда вывозили на тепловозной тяге. И только в прошлом, 2007 году подъездной путь к карьеру был электрифицирован – то претворилась в жизнь идея-рацпредложение начальника Северобайкальского отделения Игоря Дубова.
Рабочая смена на Улан-Макитском участке щебзавода длится 12 часов, и тут, бесспорно, очень важна стабильная работа пищеблока. Дежурный повар Любовь Жернакова предложила вкусное жаркое из курятины, пиццу, чай и кофе – на выбор, свежий, испеченный прямо «в чистом поле», поджаристый хлеб. Она с удовольствием рассказывает, как в утвержденном меню появилась «сверхнормативная» пицца:
— Ребята заказали, специально для этого блюда набрали рыжиков в ближайшем таежном горельнике, я испекла – вроде все довольны…
Уже поздним вечером мы с водителем «уазика» Геннадием Левченко из местного автоотряда возвращаемся в Таксимо. По дороге он показывает излюбленные места медвежьих прогулок – здесь медведицы с детенышами любят совершать променад по ночной автотрассе. Но нынче обошлось – видно, урочный час зверя еще не пробил...
http://zdr-gazeta.ru/