На строительство грузового порта Тамань не хватает денег

21.08.2013 13:04:14

По данным экспертов, правительство Российской Федерации планирует найти новых инвесторов для строительства порта Тамань. Сообщается, что на возведение всей необходимой инфраструктуры не хватает около 40 миллиардов рублей. Чиновники рассматривают возможность участия в проекте казахских компаний, которые сейчас переваливают грузы через Украину и Прибалтику. Россия может предложить потенциальным партнерам построить в Тамани собственные терминалы, а также вложиться в строительство причалов и железнодорожных путей. Сообщается, что вопросу развития портов Азово-Черноморского бассейна было посвящено рабочее совещание, которое провел президент страны Владимир Путин. Министр транспорта Максим Соколов заявил, что частные инвесторы «подтвердили заинтересованность» в формировании грузовой базы и строительстве терминалов. Кроме того, за счет них планируется покрыть дефицит бюджетных средств на строительство порта в размере около 40 миллиардов рублей. По словам министра, объем заявок от инвесторов на строительство терминалов «превышает почти на 20%» проектную мощность. Однако, эксперты уверены, что власти продолжают искать новых инвесторов. Помимо российских игроков, к проекту могут присоединиться компании из Казахстана. По словам источников, знакомых с ситуацией, «это будет прорабатываться после совещания». «Казахским компаниям порт Тамань может быть интересен как альтернатива портам Украины и Прибалтики, чтобы сократить транспортные расходы»,— заявил один из источников. В Минтрансе вчера подтвердили, что участие казахской стороны «в качестве инвесторов порта возможно», но «конкретные переговоры» пока не начались. В министерстве отметили, что наибольший интерес могут проявить казахские производители «нефтепродуктов и серы». В Торгпредстве России в Казахстане «пока не получали поручений проработать этот вопрос». Аналитики предполагают, что казахским компаниям в первую очередь будет предложено построить терминалы в порту для перевалки нефтепродуктов, СУГ, металлов, зерна и серы. Кроме того, они могут принять участие в концессиях по строительству объектов федеральной собственности порта для покрытия дефицита бюджетных денег. Известно, что порт Тамань должен заработать в 2018 году и к 2020 году достигнуть грузооборота более 90 миллионов тонн в год. Управлять портом будет «РМП Тамань», 75% которой получит «Росморпорт», 25% — Краснодарский край. Общая стоимость порта — около 228 миллиардов рублей, на строительство объектов федеральной собственности потребуется 115,5 миллиардов рублей, но в ФЦП на это заложено лишь 76 миллиардов рублей. Об интересе к порту уже заявили UCL Holding, Global Ports, СУЭК, «Металлоинвест», «Кузбассразрезуголь», «Еврохим», «Русал» и «Уралкалий», переговоры ведутся с «Газпром экспортом». По словам экспертов, перебор претендентов на терминалы не решает проблему с финансированием федеральной инфраструктуры, для чего и понадобились новые инвесторы. Казахские компании могут привлечь и к строительству железнодорожной инфраструктуры, ведущей к порту. Эксперты считают, что в качестве одного из вариантов рассматривается договор с казахской стороной «на перевозку грузов в Тамань по схеме take-or-pay». Договор будет заключен по долгосрочному тарифу, в котором будет учтена инвестиционная составляющая в инфраструктуру. Другая схема предполагает «прямое финансирование» казахами железнодорожных подъездов к Тамани за счет выкупа инфраструктурных облигаций ОАО РЖД. В ОАО РЖД отказались от комментариев. На совещании президент монополии Владимир Якунин сказал, что, учитывая рост грузоперевозок в новый порт, есть «необходимость модернизации и строительства двухпутных участков — от Котельниково до Тихорецкой с обходом Краснодара», потому что через Краснодар «мы не провезем даже и более скромный объем».  По словам аналитиков, казахские инвесторы пока не определены, но в проекте может принять участие крупнейшая в стране нефтедобывающая компания «Казмунайгаз», металлургические «Казахмыс», ENRC и «Арселор Миттал Темиртау». Большой грузопоток может прийтись и на зерновые компании — в первую очередь, структуры главы Зернового союза Казахстана Нурлана Тлеубаева, а также «Иволга-Холдинг». Кроме того, сейчас в Казахстане создается Единый зерновой холдинг, который может стать крупнейшим в стране экспортером зерна.  «Помимо государственного порта, на транзитный грузопоток из Казахстана будет претендовать терминал «Таманьнефтегаза» для сухих грузов, который планируется построить возле его же нефтеналивного терминала»,— сказала Надежда Малышева из PortNews. По ее мнению, важную роль будет играть баланс между теми железнодорожными тарифами на перевозку, которые будут предложены казахским компаниям, и тарифами на перевалку грузов в порту. Кроме того, добавляет эксперт, можно ожидать демпинга со стороны украинских и прибалтийских портов.  Фото: [url=http://www.yugopolis.ru/news/economics/2010/05/27/2131/aleksandr-tkachev-investicii-igor-levitin]www.yugopolis.ru[/url], [url=http://www.kport.info/]http://www.kport.info[/url], [url=http://www.dailynews.kz/]http://www.dailynews.kz[/url], [url=http://neftegaz.ru/]http://neftegaz.ru[/url]

    Была ли полезна информация?
  • 3541
Автор: @Алексей Щербатых