20.06.2013 17:51:21
Правительство Московской области планирует объявить в текущем месяце конкурс на строительство первого мусороперерабатывающего комплекса. Пять заводов должны быть построены в течение ближайших трех лет, еще 14 - до 2020 года. Войну с мусором в регионе безуспешно ведут уже не первый год, но именно в этот раз власти, кажется, всерьез намерены одержать победу. Стратегию по созданию мусороперерабатывающей отрасли область разрабатывает совместно с Москвой. Известно, что по статистике, каждый житель страны ежегодно производит 400 килограммов мусора. В Москве и Подмосковье на человека приходится уже по 600 килограммов. Эксперты объясняют это более высоким уровнем жизни. Но искренне порадоваться благосостоянию жителей мешает та же статистика: сегодня в области накоплено 150 миллионов тонн твердых бытовых отходов. И каждый год Подмосковье прирастает 10 миллионами тонн нового мусора. Еще лет пять такой жизни «высокого уровня» - и подмосковные свалки станут видны из окон Кремля. Сообщается, что около половины ежегодно поступающих в область отходов везут из Москвы. И будут продолжать возить - в столичном уставе есть пункт, запрещающий захоранивать мусор в городской черте. Некоторые эксперты предлагают изменить устав и начать складировать отходы хотя бы на присоединенных территориях. Но это и юридически сложно, и практически невозможно: даже если столичные власти найдут законную форму «дискриминации» новой Москвы по мусорному признаку, население выступит против. Никому не хочется жить рядом с мусоропереработкой. Поэтому о том, чтобы уменьшить объем поступающих в область отходов, речи никто не ведет. Речь только о том, как перестать захоранивать по 10 миллионов тонн ежегодно. На данный момент, треть всего объема составляют промышленные отходы. Например, выработка земли при строительстве зданий. Или автомобильные покрышки, которых в регионе появляется порядка 150 тысяч тонн в год. Имелся бы отдельный полигон для промышленного мусора, землю везли бы туда, а там, глядишь, и сгодилась бы она где-нибудь в сельском хозяйстве. А покрышки можно было бы мельчить в крошку и использовать в дорожном строительстве, как это делают в европейских странах. Но спецполигонов области нет, поэтому землю везут туда же, куда и все остальное, и вперемешку с бытовым мусором она потом никому не нужна. А существующая переработка ежегодно «осиливает» только 20 тысяч тонн покрышек, остальные 130 тысяч находят приют на свалках. Также обстоят дела и с бытовыми отходами. Их проще перерабатывать, но только в том случае, если они прошли сортировку. Но сортировка у нас не развита. Народ не приучен к раздельному сбору, утверждение, что на кухне у каждой семьи должны стоять несколько ведер для мусора, вызывает лишь скептическую улыбку. А даже если их и поставить - содержимое потом все равно уйдет в три дворовых контейнера, в которых стулья будут покоиться рядом с картофельными очистками... Есть примеры мусоросортировки на полигонах, когда добросовестные владельцы устанавливают небольшие мусоросортировочные станции, но таких - по пальцам пересчитать: в Дубне, Люберецком районе, Наро-Фоминске. «А у населения раздельный сбор не пойдет до тех пор, пока вывоз мусора законодательно не переведут из договорных жилищных услуг в обязательные коммунальные. Тогда можно будет дифференцировать стоимость услуги: сортируешь мусор - платишь за вывоз меньше, и у людей появится стимул», - отметил заместитель председателя Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы Владислав Юдин. По мнению и.о. губернатора Московской области Андрея Воробьева, проблема твердых бытовых отходов является «политической». И против истины не погрешил. Несколько лет назад в стране было отменено лицензирование на вывоз ТБО. В результате сегодня регионы имеют массу желающих поработать на вывозе мусора - и никакой гарантии, что он будет довезен до свалки. Никакие ГЛОНАССы не мешают водителю свалить мусор в ближайшем лесу. Штраф, который ему за это выпишут (при условии, что поймали на месте сваливания), в десятки раз меньше, чем рыночная стоимость услуг по вывозу ТБО. Если бы оплачивать работу сборщиков мусора начали не по факту его вывоза, а после доставки на полигон, можно было бы взять ситуацию под контроль. Но такого правила ни в одном законе нет. Стоит ли удивляться тому, что в прошлом году Госадмтехнадзор насчитал в Подмосковье 39 легальных свалок и еще 1300 — нелегальных? По словам экспертов, закрыть свалку можно только по решению суда. Но и это не панацея. По всему периметру полигона охрану не выставишь, чтобы каждый день проверяла, пополняется он мусором или нет. Отходы продолжают валить и на закрытые свалки. Полномочия по решению мусорных проблем сегодня закреплены за муниципалитетами. Строительство современного экологически безопасного мусороперерабатывающего завода стоит примерно 65 миллионов долларов. У половины подмосковных муниципалитетов годовой бюджет меньше! «Ни одному району не осилить такое строительство. Нужно поднимать полномочия на областной уровень и вести речь о создании межмуниципальных заводов», - сказал зампред областного правительства Александр Чупраков. По словам экспертов, 24 из 39 легальных полигонов ТБО в Подмосковье исчерпали свой ресурс. Их закроют. Оставшимся 15 надо «продержаться» года полтора-два, пока не начнут работу новые мусороперерабатывающие комплексы. Их, как уже заявил исполняющий обязанности губернатора Андрей Воробьев, будут строить на окраинах малозаселенных муниципальных образований. «На время строительства мы введем дополнительные требования к действующим полигонам, предусматривающие, в частности, установку простейшего сортировочного и прессовального оборудования, способного уменьшить «размеры" мусора», - сообщил министр экологии и природопользования Московской области Анзор Шомахов. Планируется, что аналогичные сортировочные линии появятся и в Москве. «Наша совместная стратегия подразумевает, что мусоропереработка будет вестись в области, но Москва должна поставлять нам уже рассортированные отходы. Столичные инвесторы понимают, что закрытие областных полигонов влечет за собой невыполнение взятых ими обязательств по вывозу мусора из Москвы, поэтому сами выходят на нас с предложениями о строительстве новых заводов», - отметил Александр Чупраков. Тем не менее областные власти очень надеются на федеральных коллег, которые сейчас обсуждают новый проект закона об обращении с твердыми бытовыми отходами. В нем должны быть сняты проблемные вопросы по лицензированию и оплате работы сборщиков ТБО и, как обещают, даже прописан обязательный раздельный сбор отходов населением. Фото: [url=http://www.nedelya.ru/]http://www.nedelya.ru[/url], [url=http://www.promnagrev.ru/]http://www.promnagrev.ru[/url], [url=http://tvgorod.ru/]http://tvgorod.ru[/url], [url=http://chuvash.er.ru/]http://chuvash.er.ru[/url], [url=http://www.realto.ru/]http://www.realto.ru[/url], [url=http://tvgorod.ru/]http://tvgorod.ru[/url], [url=http://ria56.ru/]http://ria56.ru[/url]