07.06.2013 12:27:14
Власти Москвы планируют построить в Перово и Царицыно два новых вокзала. Планируется, что они будут обслуживать пассажиров высокоскоростных магистралей и поездов дальнего следования. Сообщается, что РЖД рассматривает также возможность строительства одного или двух крупных вокзалов для поездов дальнего следования в «новой Москве». В Дирекции московского транспортного узла сообщили, что новые вокзалы нужны в первую очередь для обслуживания высокоскоростных поездов. Три основных направления, по которым планируется пустить поезда со скоростью до 400 км/ч, — Москва – Санкт-Петербург, Москва–Адлер, Москва–Екатеринбург. Планируется, что поезда по этим направлениям будут примерно в два раза быстрее «Сапсанов», которые едут со скоростью 160–250 км/ч. В ведомстве также пояснили, что «восточный» вокзал будет располагаться на пересечении Рязанского направления (большинство маршрутов сегодня отправляется с Казанского вокзала) и Горьковского направления (поезда идут в этом направлении с Курского вокзала) Московской железной дороги — там, где сейчас находится станция Перово. «Южный» вокзал может быть размещен на пересечении Курского и Павелецкого направлений, в районе станции Царицыно. Еще одна задача новой инфраструктуры — разгрузка существующих вокзальных комплексов. По словам заведующего отделением перспективного моделирования перевозочного процесса ОАО «Институт экономики и развития транспорта» («дочки» РЖД) Валентина Мурашова, на данный момент, рассматриваются несколько вариантов размещения вокзалов для высокоскоростных магистралей (ВСМ). «Если построить вокзалы в Царицыно и Перово, они окажутся достаточно далеко от центра, и это может не устроить многих. Не совсем логично, когда человек, приехавший в Москву с деловыми целями, оказывается посреди спального района. Варианты, которые ближе к центру, — строительство нового вокзала в районе станции «Каланчевская» и масштабная реконструкция Курского вокзала. При этом на его месте может быть возведено многоярусное здание по подобию центрального вокзала в Берлине: один этаж будет отдан под пригородные поезда, другой — под поезда дальнего следования, третий — под высокоскоростные. Эти варианты имеют свои минусы: возрастает нагрузка на улично-дорожную сеть в центре города», - заявил эксперт. Кроме того, Валентин Мурашов отметил, что без новых вокзалов Москве обойтись трудно. «Высокоскоростные поезда — это услуга, которая может пользоваться большим спросом. Они значительно сокращают время следования для пассажиров, например, до Адлера можно будет доехать за 8 часов, а не за сутки, как сейчас. Они могут быть удобнее, чем самолет, потому что в аэропорт нужно заранее приезжать, часто в неудобное время. Существующие вокзалы не смогут вместить возросшие пасажиропотоки, если не провести их значительную реконструкцию», - подчеркнул заведующий отделением перспективного моделирования перевозочного процесса ОАО «Институт экономики и развития транспорта». Помимо этого, он уточнил, что пассажиропоток, который вместят вокзалы, как и стоимость их строительства, сейчас оценить трудно. «На ВСМ предполагается переключать также часть поездов дальнего следования. Благодаря этому они будут двигаться со скоростью «Сапсанов», сейчас их скорость приблизительно 90 км/ч. От объема переключений и спроса на эти перевозки будет зависеть необходимая площадь вокзалов. На спрос может повлиять и то, где вокзал расположен — на окраине или в центре», - отметил Валентин Мурашов. Сообщается, что расчеты стоимости трех высокоскоростных магистралей будут представлены правительству страны во втором полугодии текущего года. Известно, что предварительная стоимость строительства трех ВСМ оценена в более чем 4 триллиона рублей. Модель финансирования сейчас определяется. Также по словам заведующего отделением перспективного моделирования перевозочного процесса ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Валенина Мурашова, РЖД планирует построить один или два вокзала в «новой Москве». «Там сейчас нет ни одного вокзала для поездов дальнего следования. Есть предложение соединить Киевское и Курское направление, между которыми находится «новая Москва», новой веткой, и на ней построить такой вокзал. Другой вариант – построить по вокзалу на обоих направлениях», - заявил эксперт. Ранее сообщалось, что построить подземный железнодорожный вокзал в «новой Москве» предлагала также американская компания Urban Design Associates, которая стала финалистом конкурса на разработку концепции московской агломерации. По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, было бы логично построить вокзальные комплексы в рамках государственно-частного партнерства. «Инвесторами могут быть и «Скоростные магистрали» (дочка РЖД), и московские компании. Последние будут заинтересованы вкладывать деньги, если вокзалы будут не застойным местом, куда люди приходят по необходимости, а крупными культурно-досуговыми центрами. Нормальный вокзальный комплекс в Европе — это 100–150 тысяч квадратных метров самого разного назначения. Это «городской клуб», где можно и в кино сходить, и в ресторан, и торговля там есть. Понятно, что торговля не всякая: матрасы или шины там не продают», - заявил Михаил Блинкин. Кроме того, эксперт отметил, что предварительную стоимость вокзала оценить сложно, потому что «можно построить здание попроще, а можно — архитектурный шедевр». В планах РЖД — превратить и существующие вокзалы в центры развлечений с тирами, бильярдными и детскими игровыми комнатами. По мнению эксперта общественной организации «Город и транспорт» Владимира Свириденкова, в крупных европейских столицах вокзалы для высокоскоростных поездов располагаются в центре, а не на периферии, потому что пассажиру удобно передвигаться именно «из центра одного города в центр другого». При этом в маленьких городах вокзалы могут располагаться и на окраинах. «Если в Москве вокзалы построить на периферии, пассажирам придется делать большее количество пересадок на городском транспорте, чтобы попасть туда, куда им нужно», — отметил Владимир Свириденков. Фото: news.74mail.ru, newsliga.ru, suvenirpodelkaua.ru, www.mskvd.ru, www.slowtrain.ru, www.warchechnya.ru