01.09.2008 09:12:00
Первая грузовая компания намерена ознакомить со своей тарифной сеткой всех участников рынка. «Свои тарифы мы опубликуем и сделаем так, чтобы все заинтересованные стороны видели, сколько стоят наши услуги», — пообещал генеральный директор ОАО «ПГК» Салман Бабаев.
Некоторые эксперты называют данное решение вынужденным и связывают его с ранее выданным ФАС предписанием. (Напомним, суть требований сводилась к тому, чтобы ПГК не ущемляла права третьих лиц и обеспечивала использование своего парка на тех же условиях, что действуют для вагонов перевозчика, в тех случаях, когда клиент обратился с заявкой на перевозку в инвентарном парке, ОАО «РЖД» ему отказало, а выясняется, что по данному роду подвижного состава ОАО «РЖД» и ОАО «ПГК» занимают доминирующие позиции).
«Ситуация, которую мы наблюдаем сегодня, свидетельствует, скорее, о перекраивании рынка. Переход к публичным тарифам тоже не внесет существенного вклада в развитие конкуренции», — считает источник «РЖД-Партнер.Ру» в государственных органах. С таким мнением не согласен другой спикер: «Я считаю, что это шаг в правильном направлении. ПГК — составная часть перевозчика, поэтому сейчас ее надо только поблагодарить за то, что она повела себя, как подобает по статусу».
В то же время рынок опасается того, что в очередной раз могут вырасти транспортные издержки. «Полностью обезличить тарифы не получится, поскольку стоимость зависит от множества факторов — дальности перевозки, наличия попутной загрузки, класса самого груза и т.д. В каком-то направлении наши тарифы полностью соответствуют Прейскуранту, в каком-то они чуть выше, а бывает, что даже ниже», — отмечает С.Бабаев.
«Не нужно предвосхищать события. Дождемся тарифной сетки ПГК и посмотрим, где она будет соответствовать Прейскуранту № 10-01, а где нет. Возможно, она окажется настолько правильной и экономически обоснованной, что регулирующие органы рассмотрят ее и примут за установленные тарифы, внеся соответствующие изменения в Прейскурант», — комментирует президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов.
Директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев назвал идею ПГК перейти к публичным тарифам правильной и своевременной. Выгода, по его мнению, заключается в том, что теперь клиенты компании с гораздо большей обоснованностью и достоверностью смогут формировать планы своей финансово-хозяйственной деятельности. «Вместе с тем есть вероятность увеличения тарифной нагрузки. Если раньше ПГК могла в договорном порядке добиться увеличения тарифов, то теперь компания фактически будет лишена такой возможности. Эта особенность имеет свою цену и будет учитываться в публичных тарифах. Конкурентоспособность ПГК вряд ли повысится, поскольку в этом отношении определяющей является именно ценовая составляющая, а тарифы как раз, скорее, возрастут», — считает И.Николаев.
Руководитель департамента транспорта и логистики ЗАО «Евроцемент групп» Игорь Николаенко полагает, что переход ПГК к публичным тарифам, во-первых, упростит и ускорит переговорный процесс за счет того, что ставки будут уже определены; во-вторых, позволит клиентам составлять расходную часть бюджета на перспективу с достаточно высокой долей точности; в-третьих, обеспечит на начальной стадии перевозочного процесса равные для всех пользователей возможности для конкуренции; в-четвертых, создаст условия по определению экономической эффективности перевозки грузов, доставки продукции потребителю и себестоимости затрат.
«Основные минусы публичных тарифов заключаются в том, что они, в отличие от договорных, не позволяют варьировать ставки в зависимости от срока использования и количества предоставляемых вагонов при установлении долгосрочных отношений с организациями, имеющими регулярный и достаточно высокий объем перевозок. Переход к публичным тарифам не повысит конкурентоспособность ПГК, поскольку на рынке нет фирм, имеющих в собственности хотя бы 20–30% от парка дочерней структуры ОАО «РЖД». После введения публичных тарифов на услуги ПГК другие компании в целях обеспечения использования своего подвижного состава будут определять свои ставки на 5–10% ниже», — считает И.Николаенко.
«Вряд ли переход на публичные тарифы станет сам по себе фактором увеличения тарифной нагрузки. Для этого есть другие, более существенные причины. Например, дефицит подвижного состава, рост порожних пробегов в связи с отсутствием обратной загрузки или нерациональная логистика, связанная с наличием многих центров принятия решений по планированию перевозок», — комментирует заместитель генерального директора АКГ «Развитие бизнес-систем» Алла Уварова. В то же время она считает, что конкурентоспособность ПГК в связи с переходом к публичным тарифам повысится, поскольку появится инструмент реагирования на рынок и возможность более гибкой настройки ценовой политики со стороны ПГК.
«Это шаг к более четкой регламентации финансовых отношений между публичным грузовым оператором и его клиентами — грузоотправителями. Очевидно, что все участники рынка грузовых перевозок нуждаются в формализации правил взаимодействия и стабилизации тарифов на какой-то разумный срок. Это делает бизнес более предсказуемым с точки зрения финансовых результатов для обеих сторон и дает аргументы для лучших управленческих решений: ПГК — в части прагматичности ценообразования и контроля себестоимости услуги, клиентам компании — в части тактических решений по организации перевозки (выбор партнера, ускорение переговорного процесса, унификация расчета тарифных ставок)», — убеждена А.Уварова.
Эксперты сходятся во мнении, что ПГК должна выработать и утвердить свою публичную тарифную политику минимум на три года вперед.
Нельзя также забывать, что ФАС, выдав поведенческие условия, обязательно осуществит проверку их выполнения, а значит, и публично объявленная стоимость услуг ПГК окажется под пристальным вниманием службы.
Остается добавить, что тарифную сетку ПГК рассчитывает сформировать примерно к октябрю.
http://www.rzd-partner.ru/