Украина: Стройматериалы дешево не продадутся

24.08.2008 09:24:00

Строительные материалы в Украине продолжают дорожать. Только за первое полугодие розничные цены поднялись в среднем на 15%, а оптовые увеличились почти вполовину. Как показывает анализ конъюнктуры рынка, тенденция к подорожанию сохранится до конца года. При этом украинская строительная отрасль на сегодняшний день находится в критическом положении. В январе-июне в 15 регионах страны резко сократились объемы строительства, в связи с чем спрос на стройматериалы существенно упал. Тем не менее снижения цен (согласно объективным законам рынка) не предвидится: кто-то из производителей переориентировался на экспорт, кто-то предпочитает удерживать продукцию на складах «до лучших времен», а кто-то пошел на радикальные меры и сократил объемы производства...

Еще совсем недавно понятие «строительный бум» в Украине было у всех на слуху. Постоянное удорожание жилья активизировало потенциальных покупателей, чем не преминули воспользоваться строительные организации, стараясь построить и продать как можно больше. Начиная с 2001 года объемы строительства ежегодно возрастали на 15–18%, предоставив производителям строительных материалов возможность диктовать свои условия на рынке. Как свидетельствуют сами застройщики, за последние несколько лет подорожание по многим «базовым» позициям составило порядка 80%. А поскольку вклад строительных материалов в формирование цены строящегося объекта составляет от 50 до 60%, можно понять, почему так стремительно возросла конечная стоимость квадратного метра.

В нынешнем году впервые за последние семь лет четко обозначился спад в украинской строительной отрасли. За первое полугодие 2008-го падение составило почти 2%, в отличие от роста в 2007 году на 18%. Вследствие этого недавно появилась информация о том, что некоторые производители стройматериалов из-за отсутствия спроса продают свою продукцию по сниженным ценам с целью растоварить полные склады. Только радоваться раньше времени не стоит ни строителям (в надежде на возвращение былой сверхприбыльности), ни потенциальным покупателям строящихся объектов (в надежде на удешевление квадратного метра).

Стабильный рост цен на стройматериалы — это палка о двух концах. С одной стороны, это объективные причины: инфляция, удорожание естественных монополий и транспортных перевозок, ограничения на добычу сырья. С другой — поиск сиюминутной выгоды и полное безразличие к внедрению инновационных технологий. Пока рынок с жадностью пожирал все, что предлагали наши производители, они скачкообразно повышали цены на стройматериалы. Когда настал кризис, который является этапом естественного отбора сильнейших, одна из самых прибыльных отраслей моментально стала малорентабельной. Причем одна из причин, по мнению специалистов, лежит именно в плоскости сбытовой политики: стоимость на стройматериалы достигла поистине заоблачных высот.

Один из главных лоббистов рынка — бывший министр регионального развития и строительства Владимир Яцуба, ныне президентствующий в Ассоциации «Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий» — привычно апеллирует к государству. Дескать, отрасль зависит только от инициативы частных предпринимателей и решений транснациональных компаний. Если бы была господдержка — все было бы лучше.

Лоббистов можно понять — они отрабатывают свой хлеб. Однако, по мнению независимых экспертов, пресловутая импортозависимость в области поставки стройматериалов возникла потому, что наша продукция сравнялась по ценам с зарубежной, а вот в качестве довольно часто отстает. Неудивительно, что в мировом разделении труда нам достается роль сырьевиков. Что сейчас экспортируется из Украины? Глина, песок, базальт, древесина. Что завозится? Импортная облицовочная плитка, сантехника, теплоизоляция и деревянные каркасные дома. Глубинная переработка нерудных материалов ограничена из-за отсутствия отечественного оборудования и ценовой недоступности импортного.

Подбрасывает хвороста в костер и правительство. К примеру, на 2008 год увеличены коррегирующие коэффициенты платы за пользование недрами для добычи нерудных материалов: на цементное сырье — в 3 раза, на мел и известь — в 18 раз, на глинистые породы — в 20 раз. Это стало одной из причин того, что в добыче цены производителей возросли от 60 до 83%, спровоцировав закономерное повышение отпускных цен готовой продукции.

Еще не просчитаны прогнозы новой стоимости стройматериалов после повышения стоимости на газ. Скажем, в себестоимости цемента доля цены электроэнергии и газа составляет около 65%. А его рентабельность лишь 7%. «Чтобы не стать банкротом, приходится поднимать цену, — комментирует ситуацию Владимир Яцуба. — Это не подорожание, это выравнивание цен до уровня затрат. Ведь в основном производители стройматериалов не заинтересованы в дальнейшем повышении цен на свою продукцию, поскольку резкий скачок обычно вызывает ряд негативных последствий во взаимоотношениях с клиентами».

Большинство экспертов видят несколько путей снижения цен на стройматериалы. Во-первых, правительство сейчас должно изменить направление господдержки — нужно поддерживать не импорт, а отечественного производителя, который сегодня полностью готов и настроен развиваться. Во-вторых, сами производители должны начать вкладывать деньги в модернизацию. Ведь, хотя объемы выпуска стройматериалов увеличивались, этот рост достигался не за счет ввода новых мощностей, а главным образом благодаря эксплуатации изношенного оборудования, поскольку применялись экстенсивные методы, а инновационно-инвестиционная модель не использовалась.

Мнение экспертов:

— Отрасль строительных материалов шагает вслед за строителями, потому что только спрос сегодня рождает предложение, и производитель должен реагировать на требования рынка адекватно. Мы привыкли работать в системе синусоидального спроса на наши стройматериалы — это погодные условия, застойный зимний период и прочее. Именно под это и подстраивается каждая компания, формируя финплан и ценовую политику. Так вот, зная, что в прошлом году называлась такая цифра, как 5,5 млн кв. м жилья (поскольку основной потребитель — это все-таки жилищное строительство), мы создали рабочий план с учетом этой цифры и приростом в 25%. И если с начала года все вроде бы шло как запланировано, то в июне мы почувствовали экономический спад. Однако снижать цену на продукцию нам нет никакого резона, поскольку рентабельность составляет не более 7–8%, а компенсировать незапланированные траты нам никто не будет.

Яна ГонЧаренко, коммерческий директор ООО «АЭРОК», производитель газобетона:

— Спрос на стройматериалы существенно упал, и это произошло по нескольким причинам. Если взять конкретно строителей, то им «палки в колеса» ощутимо вставляет отсутствие ипотеки. Если брать частных лиц, то здесь большое влияние оказывает курс доллара. Поскольку сейчас невозможно точно спрогнозировать, что будет с курсом дальше, многие занимают выжидательную позицию, придерживая долларовый запас до лучших времен. Таким образом, объем продаж упал у всех производителей. Слабо держатся пока те, кто существенно снизил цену (к примеру, газобетон продает по 515 грн за куб. м, когда на рынке его цена — 650–700 грн). Это их политика и она имеет право на жизнь, но вряд ли такие производители долго удержатся на рынке. К тому же для отрасли есть еще такая проблема, как нормативная база. Мы говорим о том, чтобы привлекать инвестиции и развивать производство в Украине, а как сюда может зайти предприятие, если у нас не разработаны ГОСТы? Ответ один — будет завод, будут и госстандарты. Но все прекрасно знают, что ГОСТы за один день не делаются. Я знаю, что на сегодняшний день есть семь проектов по строительству заводов в Украине, но пока они заморожены. О каком снижении цены можно говорить, если некоторые материалы, несмотря на стагнацию в отрасли, по-прежнему в дефиците.

Сергей Помазанов, член наблюдательного совета ОАО «Северодонецкий завод строительной керамики»:

— Кризис в отрасли есть. Об этом свидетельствуют прежде всего снижение объемов производства и попытки производителей снизить отпускные цены на готовую продукцию. Некоторые надеются, что уменьшение цены на 10, 20 или 50% будет способствовать увеличению сбыта хотя бы на 15–20% и позволит выйти на тот уровень продаж, который был еще год назад. Однако нет никакой гарантии. К примеру, наше предприятие сегодня существует только за счет экспорта. Если год назад мы экспортировали 10% лицевого кирпича, то сегодня — это 80%, что позволяет заводу не простаивать, как многие производители керамического кирпича в Украине с затоваренными складами. Еще один проблемный момент — отсутствие инвестиционного спроса. На сегодняшний день я готовлю проекты по созданию двух новых заводов, однако не имею права положить их на стол потенциальным инвесторам, пока мы не определим тенденций и прогнозов дальнейшего существования строительной отрасли Украины. Строительство нового предприятия сейчас оценивается от 20 млн евро, и нужно понимать, когда эти деньги удастся вернуть. Инвесторы хотят вкладывать средства, создавать новый продукт и новые рабочие места, но пока нет надежной опоры, почва чересчур зыбкая, а ценовая неопределенность слишком сильная.

Я разговаривал со многими строителями, и все сходятся на том, что основная проблема — это нехватка гривневых ресурсов, и курс межбанка, по которому полученные в валюте кредиты стройкомпаниям приходится потом переводить в гривни для покупки стройматериалов. В конечном итоге мы — первое звено в производственной цепочке «производитель-застройщик-покупатель». И как только у покупателя возникают проблемы с ипотекой и денежной массой, это бьет по компании и по цене. К примеру, в Европе на сегодняшний день строительный бум прошел, там идет спокойная размеренная работа, которая обеспечивает бесперебойный и налаженный сбыт строительных материалов. Так вот, мы можем обезопасить себя и начать производить продукцию исключительно для иностранного потребителя, давая тем самым 100%-ную загруженность своему заводу. Однако это только усугубит положение в отрасли. Поэтому нужно найти выход: или исправить ситуацию, или хотя бы ее стабилизировать, чтобы не дошло до такого кризиса, как в Казахстане, когда из 1500 рабочих кранов на строительстве задействовано порядка 100. К слову, Украина сейчас к этому близка.

Геннадий Полищук, первый заместитель главы правления ОАО «Киевгорстрой»:

— Первое, что я бы хотел отметить, украинские производители на сегодняшний день неадекватно относятся к импорту стройматериалов. Мы вступили в ВТО, и никто не даст нашим законодателям ставить дополнительные препоны на пути ввоза зарубежной продукции. Еще одна проблема — это последствия несистемной приватизации. Недавний пример — сталелитейный «Арселор», вследствие необдуманной продажи которого мы вынуждены производить арматуру из иностранного сырья. Что, естественно, сказывается на цене. Стоимость цемента выросла по той же причине — те цементные заводы, которые есть у нас, не принадлежат украинскому капиталу. А практически все щебневые карьеры находятся в собственности россиян, которые активно и предусмотрительно выкупают этот сырьевой ресурс. И главное — у наших заводов очень велика доля энергопотребления, не применяются энергосберегающие технологии. Если у кирпичного завода до 40% себестоимости продукта составляет потребление газа, то при сегодняшнем росте цены на газ мы получаем соответствующие цифры.

Что касается модернизации производства — я не вижу особых проблем для завоза в Украину современных технологий, потому что все ведущие страны предусматривают систему кредитования импорта оборудования, и наши банки могут это организовать под небольшие проценты. Тогда наш производитель окажется в более выгодных условиях по сравнению с «нашествием китайцев».

http://bin.com.ua/

    Была ли полезна информация?
  • 1630
Автор: @ВесьБетон