17.08.2008 11:50:00
Российский рынок цемента существует не только за счёт импортной продукции, но и в значительной степени, за счёт собственного производства.
Большинство российских заводов производят портландцемент (ПЦ), некоторые - тампонажный и глиноземистый цемент, а белый цемент в основном импортируются из-за рубежа.
На рынке цемента производителями выступают специализированные заводы, большинство которых входят в состав разных крупных холдингов. У этих компаний есть собственная сеть фирм-посредников, занимающихся распространением продукции. В настоящее время, на рынке сбыта конечные потребители (В2С) составляют 22%, в то время как посредники (В2В) – 78%. Из-за большого числа компаний-посредников цемент доходит до конечных потребителей со значительной наценкой.
Объемы выпуска цемента за 2002-2007 гг. выросли более чем на 50%. Однако несмотря на это, спрос на данную продукцию увеличивается еще более высокими темпами. Данная ситуация привела, например, к жесточайшему дефициту цемента летом 2007 года в большинстве регионов России и простоям в работе предприятий, осуществляющих выпуск товарного бетона, строительного раствора и железобетонных изделий.
Тем не менее, в связи с высокой рентабельностью производства и востребованностью товара большинство компаний-производителей готовы вкладывать средства в собственное развитие.
Несмотря на ежегодный рост общих объемов производства стройматериалов, отдельные сегменты рынка растут с разной скоростью.
Быстрее всего рынок насыщается отделочными материалами, что происходит за счет увеличения количества предприятий среднего и малого бизнеса, которые занимаются их выпуском. Например, рынок сухих строительных смесей растет на 25% в год, а объем производства теплоизоляционных материалов и гипсокартона ежегодно увеличивается, в среднем, на 20%.
Сложнее всего приходится на рынке базовых строительных материалов (цемента, кирпича, металлопроката). Круг производителей этих материалов остается узким и новым игрокам практически невозможно выйти на этот рынок из-за больших объемов инвестиций, сырьевой базы, производственных площадок, обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой.
Поэтому на рынке стройматериалов периодически возникает ситуация кризиса. Так, например, в 2006 году сибирские цементные заводы произвели порядка 6, 8 млн. тонн цемента, тогда как внутреннее потребление составило 7, 7 млн. тонн. Объемы поставок цемента из соседних регионов не решают проблем, так как они уже ограничены собственными потребностями региона. Как следствие, решение проблемы дефицита во многом происходит за счет импортной продукции.
http://openmarket.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?ID=25766