04.09.2012 00:00:00
Экс-депутат горсовета Уфы Рашит Багаутдинов занялся новым производством
Как стало известно „Ъ”, структуры уфимского предпринимателя Рашита Багаутдинова реанимировали строительство кирпичного завода в селе Толбазы Аургазинского района. Оно было заморожено в период экономического кризиса 2008 года. Инвестиции в строительство оцениваются в 1,2 млрд руб., производство планируется запустить в 2013 году. В госстрое Башкирии отмечают, что после запуска предприятие господина Багаутдинова может стать вторым по величине производителем лицевого кирпича в республике с годовой мощностью до 80 млн штук. Отраслевые эксперты отмечают, что судьба проекта напрямую зависит от внешней экономической конъюнктуры, так как строительный бизнес наиболее уязвим во времена кризиса.
Уфимский предприниматель Рашит Багаутдинов, экс-депутат горсовета Уфы, планирует к концу этого — началу следующего года запустить второе по мощности кирпичное производство в Башкирии. Оно дислоцировано в селе Толбазы Аургазинского района, где действуют еще два кирпичных завода: ООО «Ажемак» (актив ГК «Башкирский кирпич» Вадима Гатауллина) и ООО «Толбазинский кирпич» Марата Мухаметшина. Оператором нового завода выступает ООО «Кызыл таш», учрежденное ООО «Уфимская строительная компания» (УСК), подконтрольным членам семьи господина Багаутдинова. УСК являлось застройщиком уфимского жилого комплекса «Серебряный ручей» в Демском районе и жилого квартала в районе улиц Достоевского-Мингажева. Теперь строительство объектов ведет ООО «Крона», принадлежащее непосредственно бизнесмену.
По данным госстроя, мощность нового производства в Толбазах составит 80 млн кирпичей в год, предприятие планирует выпускать облицовочный (лицевой) кирпич и поризованные керамические блоки (крупноформатный кирпич) по итальянской технологии. Сырьевая база производства и предполагаемая стоимость продукции не уточняются. Вложения в проект оцениваются в 1,2 млрд руб.
Рашит Багаутдинов вчера перспективы своего проекта не комментировал. Руководство «Кроны» и «Кызыл таша» также было недоступно для комментариев. Впервые о планах бизнесмена построить завод сообщалось в 2006 году, однако, как говорят собеседники в отрасли, их реализации помешал кризис. Компания, в частности, потеряла время и деньги из-за вынужденного разрыва отношений с поставщиками оборудования в Италии, для которых кризис завершился банкротством. Собеседники „Ъ” в госстрое признают, что ожидаемый кризис может сорвать планы бизнесмена и в этот раз: «Такие опасения, конечно, есть, но в компании понимают, что заморозить проект окончательно означает, что вложения в него не окупятся никогда».
В настоящее время крупнейшим производителем кирпича в республике является группа «Башкирский кирпич» Вадима Гатауллина. Она объединяет четыре завода в Уфе, толбазинский кирпичный завод «Ажемак», завод в Стерлитамаке (их мощности позволяют выпускать 92 млн керамического и 69 млн штук силикатного кирпича в год) и контролирует около 40% кирпичного рынка. Второй по величине производитель ОАО «Керамика» (Белебей) выпускает около 43 млн кирпичей в год, третий — ООО «Торговый дом „Башремстройсервис”» (Дюртюлинский район) — около 30 млн.
С начала года объемы производства кирпича и других мелкоштучных стеновых материалов в Башкирии возросли на 23,8%, до 298 млн штук. По прогнозам госстроя, к концу году прошлогодние показатели производства могут быть превышены на 30%. Две трети продукции в сегменте приходится на керамический кирпич, рост по нему составил 10%, силикатного произведено 48,4 млн штук с ростом на 33%, блоков «Бессер» — 8,9 млн штук (плюс 7,2%), газосиликатных блоков — 38,2 млн штук (в 2,5 раза больше показателей 2011 года). При этом даже при таком росте спроса загрузка кирпичных заводов в Башкирии составляет всего около 50%. 10% произведенного кирпича, по данным госстроя, вывозится за пределы Башкирии. Средняя отпускная стоимость керамического кирпича в республике составляет 9 руб. за штуку, силикатного — 5,5 руб.
В госстрое отмечают, что новый проект «Кызыл таша» поможет вывести на рынок современную и более эффективную продукцию. «Крупноформатные поризованные блоки позволят удешевить конструкцию стены, не применять утеплитель. Аналогичное производство, только по немецким технологиям, было запущено в Татарстане»,— отметили вчера в отделе промышленности и строительных материалов госкомитета.
В «Башкирском кирпиче» „Ъ” заявили, что не видят в новом производстве «прямого конкурента». По мнению директора по развитию группы Дениса Крашенинникова, производители займут «разные ниши на рынке». «Крупноформатные поризованные керамические блоки давно присутствуют на рынке Башкирии, но пока особой популярностью не пользуются,— отмечает господин Крашенинников.— Кроме того, производитель может столкнуться с сырьевыми проблемами. Мы тоже прорабатывали вопрос строительства аналогичного завода, приглашали немецких, австрийских экспертов, но потом отказались. Одной из причин было отсутствие в Башкирии качественного сырья для такого производства».
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов напоминает, что успех вывода новой продукции на рынок зависит от соотношения цена-качество. Окупаемость проекта он оценивает в три-пять лет в зависимости от сложившегося на него спроса. Генеральный директор санкт-петербургского «Агентства строительной информации» Евгений Ботка признает инвестиции в кирпичное производство оправданными, так как объемы производства этой продукции не достигли докризисных показателей. В то же время стоимость поризованного кирпича почти вдвое выше обычного, а «сфера его применения достаточно узкая: малоэтажное строительство или заполнение пространства в монолите», отмечает эксперт. «Проект будет успешным, если компании удастся привить строителям вкус к новому продукту. Например, в Санкт-Петербурге на этот вид продукции умеренный спрос»,— признает господин Ботка. Он оценивает сроки окупаемости в четыре-пять лет.
Управляющий партнер новосибирской консалтинговой компании DSO Consulting Сергей Дьячков прогнозирует, что новое производство «ждет очень тяжелая судьба», а срок окупаемости будет не менее 10 лет. «Так сложилось, что новые производства стройматериалов запускаются чаще за год до и после кризиса, так как возникает иллюзия, что рынок разогрелся и будет расти, но этого не происходит,— отмечает господин Дьячков.— Привлечение заемных средств затягивает сроки окупаемости. Кроме того, кризис вносит свои правила: никакая уникальная технология не гарантирует ее продажи по более высокой цене. Единственным преимуществом этого проекта может быть заявленная низкая себестоимость. В этом случае, возможно (во время кризиса.— „Ъ”), завод сможет держать цену на уровне рынка и иметь чуть большую, чем у конкурентов, операционную прибыль».
http://www.kommersant.ru/фото: http://www.kommersant.ru/