11.08.2008 01:28:00
Сухие строительные смеси (ССС) — сравнительно новый продукт на белорусском рынке стройматериалов. Благодаря высоким показателям надежности, качества, легкости в эксплуатации, экономии трудовых ресурсов ССС уже не столько конкурируют, сколько стремительно вытесняют с рынка традиционные отделочные и строительные материалы (цемент, бетон). ССС принципиально отличаются от традиционной, составляемой на месте производства, цементной смеси наличием специальных модифицирующих добавок. Эти добавки, ускоряющие либо замедляющие скрепляющий процесс, широко варьируются в зависимости от конкретной ситуации использования продукта. Преимущества ССС проявляются во всем спектре работ — от кладочных и выравнивающих до теплоизоляционных и шпатлевочных. С одной стороны, ССС рассчитаны на профессиональное использование (экономия ресурсов, высокая точность учета расхода материалов), с другой — на рядового потребителя (простота в подготовке, небольшое время приготовления).
Оценка рынка
Сегодня производство ССС является одним из самых перспективных направлений на рынке стройматериалов в РБ. Времена, когда в Беларуси доминировала импортная продукция, давно прошли — сегодня белорусский рынок ССС является полем деятельности отечественных производителей, конкурирующих друг с другом. По оценкам специалистов ООО «Сармат», одного из ведущих производителей ССС в Беларуси, емкость отечественного рынка ССС в 2007 г. составляла 270 тыс. т — при прогнозируемом объеме в 211 тыс. т, тогда как в 2006г. объем белорусского рынка ССС составлял всего 156 тыс. т. Прогнозируемые темпы ежегодного роста рынка ССС в Беларуси на сегодня составляют около 20–25%, и есть все основания считать указанную динамику устойчивой.
Доля импорта смесей составила в прошлом году около 40 тыс. т — это, как правило, смеси польских («Ветонит», «Серпо», «Атлас») и российских производителей («Юнис», «Старатели»). Эти марки оказались вытеснены в розничный сегмент, и на «большом рынке» ССС Беларуси они не фигурируют. Поставщикам импортных смесей остается довольствоваться сегментом ССС на гипсовой связующей основе — в связи с отсутствием местного качественного сырья в РБ. В целом же можно отметить, что отечественный производитель достаточно оперативно вступил на этот сегмент рынка и на сегодняшний день целиком покрывает потребность страны в ССС, предупреждая создание дефицита.
Добившись столь привлекательного расположения сил на рынке ССС, белорусские производители полностью ориентируются на внутренний рынок — экспорт составляет всего 8 тыс. т в год. Наиболее крупные игроки белорусского рынка ССС — это «Сармат» («Сармат», «Термошуба»), «Радекс» («Полимикс»), «Тайфун» (LUX), «Илмакс» («Мира»), «Юнис», «Красносельскстройматериалы», Ceresit и Knauf.
Цены и категории
Дифференциация компаний белорусского рынка ССС производится по ценовому диапазону, однако и это деление достаточно условно. Продукция производителей, полностью основывающихся на отечественных технологиях и материалах, выдержана в среднем ценовом диапазоне — здесь наблюдается сравнительно небольшой разброс цен. Выступающие на белорусском рынке ССС подразделения международных концернов Ceresit (Henkel) и Knauf работают и с отечественными материалами, и с патентованными зарубежными компонентами — они предлагают строительные смеси по более высокой стоимости, гарантируя существенно более высокое, «европейское» качество. Часто при этом «высокая стоимость» смесей совместных компаний — не более чем стереотип. Так, строительные смеси Ceresit по розничным ценам вполне сопоставимы с продуктами отечественных компаний. Причина очевидна — белорусское производство способствует исчезновению таких статей расхода, как транспортировка, таможенная очистка импортной продукции и т.д. В отдельную ценовую категорию следует выделить профессиональные, узкоспециальные ССС, такие как монтажные смеси мгновенного схватывания, эластичная гидроизоляция и т.д.
Ассортимент практически всех отечественных производителей в основном составляют простые, базовые продукты — они пользуются массовым спросом, легки в производстве, не требуют значительных инвестиций как на стадии разработки и испытаний, так и на стадии производства. Помимо базовых продуктов, Ceresit предлагает более 100 наименований профессиональных ССС, импортируемых силами международного концерна Henkel, постоянно работающего над разработкой новых продуктов, над расширением ассортимента и внедрением инноваций.
Цены на ССС у официальных дистрибуторов, в специализированных магазинах и на рынках практически не отличаются.
Что предлагают лидеры
10 % объема рынка ССС приходится на долю продукции «Сармат», что специалисты компании считают оптимальной долей, позволяющей в полной мере и дальше считать ССС важнейшим направлением своей работы. Успешная конкурентная деятельность на рынке ССС напрямую связана с мощностью каждого отдельного предприятия. Развитая структура складских и производственных комплексов, продуктовый портфель по всем группам сухих строительных смесей, а также серьезная база сервисных услуг обеспечивают ССС «Сармат» твердое положение на рынке. Компания помимо собственно ССС предлагает широкий перечень дополнительных услуг, включающий возможность доставки на объект и отсрочки платежа, оперативной разработки и производства новых продуктов, востребованных на рынке. Одним из примеров быстрой реакции на запросы рынка является разработанная предприятием «Сармат» уникальная штукатурка «Декор», предназначенная для отделки фасадов из газосиликата и позволяющая обходиться без армирования фасадов сеткой.
Компания Ceresit основным достоинством своей продукции считает высокое качество, обеспечиваемое развитой системой контроля. Контроль качества Henkel начинается от проверки поступающего сырья и заканчивается контролем качества готового продукта в белорусских и немецких заводских лабораториях. Вне зависимости от региона и страны сбыта вся продукция Ceresit (Henkel) выдерживается в жестком соответствии со стандартами СТБ и требованиями европейских норм. В РБ качество сухих строительных смесей Ceresit (Henkel) подтверждено сертификатом СТБ ИСО/МЭК 17025. Специалисты Ceresit оценивают долю рынка ССС, занимаемую продукцией компании, в 13%.
Цементный дефицит
Проблемой для рынка ССС остается дефицит цемента, используемого, пусть и в малых количествах, при составлении большинства смесей. Дефицит может быть связан с тем, что неожиданно большой рост одного из сегментов отечественного рынка стройматериалов застал белорусские цементные заводы врасплох — несмотря даже на то, что производство ССС требует от цементных заводов загрузки всего 5–6 % мощностей. При постоянных перебоях с поставками цемента встает вопрос об импорте либо реорганизации цементного производства Беларуси в расчете на большую стабильность.
http://www.belgazeta.by/