24.05.2012 14:59:00
По данным СМПРО в апреле-мае 2012 г. наблюдается замедление темпов прироста отгрузок цемента в хоппер-цементовозах. Уже в апреле текущего года для доставки цемента железнодорожным транспортом на российский рынок было задействовано 29,5 тыс. вагонов, в том числе 19,8 тыс. хоппер-цементовозов, 3,6 тыс. полувагонов, 4,9 тыс. крытых вагонов, 815 зерновозов и 307 прочих вагонов. В июле 2011 года для перевозки цемента компании использовали 20 тыс. хоппер-цементовозов, что является максимальным значением в месяц для прошлого года.
Основная доля цемента перевозится в специализированном подвижном составе. Для обеспечения ритмичности перевозок в высокий сезон требуется решить два основных вопроса – это обновление и пополнение парка хопперов-цементовозов, как основного вида вагонов, задействованных в перевозках цемента по железной дороге, и развитие существующей инфраструктуры.
Что касается планов РЖД по развитию инфраструктуры, то накануне Минтранс предложил увеличить тарифы на перевозку грузов на 5,5% в 2013-2015 годах, чтобы привлечь необходимые средства. Если предложение одобрят другие государственные структуры, то, вероятно, через несколько лет этот вопрос сдвинется с мертвой точки.
Что касается пополнения и обновления парка, здесь тенденции противоположные. Происходит сокращение специализированного состава для перевозки цемента по железной дороге. Из-за высокой степени износа этого вида вагонов, операторы постепенно сокращают парк хоппер-цементовозов. Инвестиции в данный вид подвижного состава являются менее выгодными из-за низкой стоимости перевозимого груза.
В период с 2008 по настоящее время парк хоппер-цементовозов Первой грузовой компании (ПГК владеет около 45% всего парка хоппер-цементовозов РФ) сократился с 20,5 тыс. до 11,8 тыс. хоппер-цементовозов.
Вторая грузовая компания в 2012 году планирует приобретение 15,5 тыс. вагонов. По словам Генерального директора компании: «Это будут полувагоны, цистерны, крытые вагоны и платформы.»
В такой ситуации производители цемента вынуждены компенсировать нехватку вагонов и возникающие инфраструктурные ограничения, используя автоцементовозы, тем самым увеличивая долю отгрузок цемента автотранспортом.
В среднем по России, за 2011 год на железнодорожный транспорт пришлось около 63% всех отгрузок цемента, что на 8% меньше, чем в 2007 году. У отдельных компаний доля жд-отгрузок еще ниже и составляет менее 50% всего объема отгрузок.
В дальнейшем, СМПРО предполагает, что доля жд-перевозок в общем объеме отгрузок цемента продолжит снижение в пользу автотранспорта, а дальность авто-перевозок цемента будет расти.
http://cmpro.ru/фото: http://cmpro.ru/