Борьба с контрафактом

26.03.2012 16:08:00

Родословная контрафакта

По мнению экспертов, 10% реализуемого на строительных рынках России цемента является контрафактом. То есть продуктом более низкого качества, чем указано в реквизитах, или не того производителя, чей товарный знак стоит на упаковке, или вообще неизвестного происхождения. Отчего это явление сегодня так распространено, есть ли средства емупротиводействовать? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директорнаучно-испытательного центра «Гипроцемент-Наука» Лев Бернштейн.

– Лев Григорьевич, какое определение наука дает контрафакту?

– Контрафакт, если обратиться к словарям, это нарушение авторского права,правонарушение, суть которого состоит в использовании предметов, охраняемыхавторским правом, без разрешения авторов. В нашем случае это преднамеренноеиспользование без разрешения производителей их брендов, торговых марок припродаже продукции. К этому же разряду относится понятие фальсификация – злостное,преднамеренное искажение данных, заведомо неверное истолкование чего-либо.
Как видим, контрафакт и фальсификация относятся к области компетенции правоохранительныхорганов. Наша же область деятельности – это контроль качества цемента, соответствиеего свойств паспорт­ным данным. Примерно из 20 проб продукции, которую приносятнам на проверку, одна имеет отклонения от каких-либо параметров. Я не могуназвать это ни контрафактом, ни фальсификацией.

– Есть ли тут умысел производителя или продавца?

– Не думаю. И вот почему. Производители все известны – это 46 цементных заводовРоссии. Грешить против истины им ни к чему: качество определяет сбыт продукции.Сделать цемент где-то «на заднем дворике» невозможно. Это сложное и дорогоепроизводство. Одна печь чего стоит – агрегат, сжигающий десятки тысяч кубовгаза в час и расходующий тысячи киловатт электроэнергии.

Цемент – это продукт тонкой химиче­ской технологии, где множество фактороввлияет на конечный результат: сырье, топливо для печей, технология обжига,смешивания, помола, условия транспортировки, перегрузки, хранения. Подморозили,увлажнили, загрязнили – вот и нарушение качества.

Между карьером с горной породой и бетонным заводом долгая цепочка технологическихи логистических процедур. Где-то может произойти сбой. Для получения качественногоцемента надо как следует поработать, а чтобы он оставался качественным дозакладки в бетонную смесь, надо соблюсти ряд требований.

– Значит, все дело в добросовестном соблюдении норм?

– Задача нашего центра, во-первых, доказать, что порошок серого цвета, которыйнам принесли на исследование, это цемент. Такой ответ готов уже на третийдень.Во-вторых, определить его химический состав, гидравлические свойства и так далее, чтобы сказать, насколько он соответствует ГОСТу, паспортным данным и для каких целей может быть применен в строительстве. По стандарту мы проводим испытания в течение 28 дней. Так делается во всем мире.

Относительно добросовестности производителя (транспортировщика, торговца, потребителя) скажу так. Существует ГОСТ на цемент, который надо выполнять, а за нарушение взыскивать. Сейчас этого не предусмотрено, поскольку нет закона о стройматериалах, а ГОСТ – инструмент добровольного применения. Надо в законе четко прописать, что такое цемент, какими свойствами и качествами он должен обладать.

Надо ГОСТу придать силу закона. По идее, контроль всех продуктов, технологий должно осуществлять Ростехрегулирование.

Но у нас нет координации производителей, органа, определяющего техниче­скую,технологическую политику отрасли. Хотя бы по типу Общества немецких цементныхзаводов (VDZ), учредившего у себя центр испытаний, аккредитованный на федеральномуровне.

– На каждом крупном бетонном заводе есть своя лаборатория и входной контроль…

– Во-первых, он не цемент проверяет, а качество бетонной смеси. А во-вторых, дает нам образцы на испытание и в то же время сам уже с этим цементом работает, доверяя паспорту продукта. Верит, и правильно делает.

Бетонщик сравнивает три показателя – наши, паспортные и свои. Если совпадают, значит, цемент хороший. Но я о другом: внешнего-то контроля качества нет.Скажу больше – в России нет и цементной промышленности. Есть 46 заводов. Но кроме них должна быть инфраструктура отрасли – ремонтные организации, научно-исследовательские, контролирующие, пусконаладочные. Отраслевая наука разрушена, управление упразднено.Ухудшение качества цемента – это не только ошибки производителей, если, конечно, не брать в расчет корыстный умысел, а шире – отсутствие системы, общих «правил игры».

– Что же вы предлагаете?

– Разработать закон о стройматериалах и предусмотреть меру ответственности за его нарушение. Воссоздать промышленную систему. Согласитесь, нелепо, затратив колоссальные усилия на производство цемента, не иметь нормальной транспортировки, хранения, доставки. И все участники рынка цемента должны иметь о нем детальное представление, чтобы соблюдать требования по обращению с этим далеко не простым продуктом.

Поэтому мы у себя в центре испытаний готовим довольно большой труд «Территориальные строительные нормы», где пытаемся отразить всю нормативную базу, касающуюся цемента и бетона. Предлагаем узаконить правильный контроль.С этой целью намерены внедрить в центре контроль минералогического состава цемента с помощью дифрактометра. Этот прибор позволяет определить минералогический состав пробы через двое суток после ее поступления.

На основании этого результата и анализа тонкости помола, сроков схватывания, результатов термовлажностной обработки, потребители будут иметь значительно более полную информацию о поступившем продукте. Если бы дифрактометрами были оснащены и заводы – производители цемента, то качество его стало бы выше, а идентификация производителя стала бы возможной.

Подготовил Виктор Малков


Слово Потребителю

Сергей Косульников, директор по производству ЗАО «Бетомикс ЛО»:

– Наши профилактические меры против контрафакта внешне просты, но эффективны. Это высокий уровень технологического оборудования, профессиональной подготовки специалистов. Только качественная рецептура, сырье (цемент, песок, щебень), используемые добавки.

Выдерживать стабильное качество позволяет долгосрочное партнерство со Сланцевским цементным заводом. Его продукция нас вполне устраивает. Если встречается цемент какой-то другой товарной марки, мы верим данным технического паспорта, но делаем пробный замес бетона и уже бетонный образец проверяем в аккредитованной лаборатории, которая также разрабатывает рецептуру и выполняет все необходимыетесты.

Важнейший показатель – предел прочности при сжатии, которая зависит от активности цемента (марки прочности), соотношения массы воды и цемента, прочности и качества заполнителей, их зернового состава, длительности твердения, температуры и влажности окружающей среды и др.

Вот почему мы не отступаем от основных правил. Использовать цемент и другие компоненты бетонной смеси только известных производителей. Доверяя техническим характеристикам паспортных данных, обязательно делать лабораторный анализ пробного замеса. Поскольку давно знакомый производитель тоже может случайно поставить менее качественный продукт.

Роман Швецов, главный технолог ООО «Луябетон»:

– Если под контрафактом понимать исключительно поставку неизвестного материала под видом цемента, искажение сведений о продукте, то такая проблема не актуальна. Прямые договоры поставки с заводами-изготовителями или официальными дилерами позволяют быть уверенным в происхождении продукта.

В своей практике мы не сталкивались с контрафактом, а вот поставки некачественного цемента случались. Причем не по прямым договорам с заводом-изготовителем или его официальным дилером, а через сеть перевалочных элеваторов, где и было допущено искажение сведений о продукте или ухудшение его качества и утрата свойств.

По внешнему виду качественный цемент от некачественного отличить невозможно. Существуют различные методы экспресс-контроля, но объективной оценки такими методами не добиться.В то же время наличие в смеси компонента неизвестного происхождения, каким будет являться контрафактный цемент, обладающего неизвестными свойствами, даст непредсказуемый результат и резко отрицательно повлияет на качество бетона.

Чтобы сохранить нормативное, отвечающее требованиям ГОСТа качество смеси, на всех производствах нашей компании развернуты лабораторные посты, которые осуществляют входной контроль качества поступающих сырьевых материалов и готовой продукции. Исключена практика «работы с колес», когда поступивший на склад материал, минуя приемо-сдаточные испытания, сразу идет в производство.

Примеры мошеннической продукции:


http://soyuzcement.ru/

фото: http://soyuzcement.ru/

    Была ли полезна информация?
  • 1803
Автор: @ВесьБетон