07.03.2012 11:21:00
Текущий мониторинг крупных строительных конструкций, таких как мосты, ветряные турбины и шахты, представляет собой довольно трудоемкий визуальный осмотр с помощью дорогостоящих специализированных приборов и оборудования. Конечно, было бы замечательно, если бы изменения в несущих конструкциях можно было обнаружить до их «превращения» в серьезные повреждения. Тогда можно было бы значительно сократить расходы на техобслуживание и увеличить безопасность конструкции.
Именно это и предлагают ученые из университета Стратклайда в Глазго, которые разработали «умную» краску, обнаруживающую микроскопические недостатки структуры. При этом стоимость такого непрерывного «мониторинга» составляет всего один процент от стоимости существующих методов контроля.
Основным материалом, используемым для изготовления краски, является летучая зола (по-другому зольная пыль), которая образуется в процессе горения и, по сути, является побочным продуктом при сжигании угля. Летучая зола смешивается с углеродными нанотрубками, и в результате получается краска, которая наносится на любую поверхность. К покрашенной поверхности подключаются электроды, которые могут обнаружить структурные повреждения задолго до того, как они становятся визуально видимыми. Эти электроды можно подсоединить к беспроводным узлам связи, чьи коммуникационные возможности обеспечат передачу удаленным операторам сообщений об обнаружении повреждений.
Как говорят исследователи, полученная ими «умная» краска не только отличается хорошими адгезивными свойствами, но и обладает достаточной прочностью, чтобы использоваться практически при любых погодных условиях. В отличие от современных визуальных методов, с помощью которых в любой момент времени можно осмотреть лишь какой-то определенный участок поверхности, краска, нанесенная на всю поверхность, позволяет проводить мониторинг сразу всей строительной конструкции. Немаловажным преимуществом краски является и ее действительно низкая стоимость, которая образуется за счет использования недорогих компонентов.
«Нет никаких ограничений относительно областей использования краски», — считает д-р Мохамед Саафи, работающий на факультете гражданского строительства в университете. «Более того, процесс подготовки и нанесения краски достаточно просты и не требуют специальной подготовки рабочих».
http://www.vzavtra.net/materialy
фото: http://www.vzavtra.net/