Спецтехника: Покупатели на распутье

28.07.2008 09:09:00

Доля спецтехники зарубежного производства на российском рынке (30–40%) неуклонно растет, однако из-за высокой стоимости по сравнению с отечественной техникой последняя все еще превалирует (60–70%). Перед строительными и дорожными компаниями Кузбасса сегодня три основных пути приобретения спецтехники: более дешевые российские бренды; «умные» и дорогие европейские, японские и корейские образцы; и, наконец, «двуликие» машины из Китая.

Многие поставщики спецтехники и лизингодатели, работающие на территории Кузбасса, скептически смотрят на отечественную продукцию. «Российские производители не могут изжить старой тенденции — производить то, что возможно, а не то, чего требует рынок, — считает директор по маркетингу и PR ХК «ТСК-сервис» Александр Седунов. — Причины тому — длительная изоляция российского машиностроения от мирового рынка, отсутствие необходимых инвестиций, существующая налоговая система, низкий уровень технологической и производственной культуры российских предприятий. Совокупность технико-экономических показателей большинства моделей производимой техники (цена, производительность, эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и убытки от их простоя и т. д.) делает ее малоконкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на внутреннем». Недостаточное качество и отсутствие комфорта — основные пункты, которые по-прежнему ставятся в вину российской технике. Европейская, японская и корейская техника — дорогая и качественная, она на хорошем счету и у лизинговых компаний. «Лизинговые компании разрабатывают специальные продукты, ориентированные именно на эти виды техники, — рассказывает и. о. директора представительства ЗАО «ДельтаЛизинг» в г. Кемерове Мария Скворцова. — Эффективность использования лизинга для приобретения строительной техники определяется в первую очередь тяжелыми условиями ее эксплуатации и повышенным износом. Существенное сокращение остаточной стоимости за короткий период эксплуатации, экономия расходов из прибыли и возможность своевременного обновления основных фондов строительных организаций обеспечиваются ускоренным списанием затрат на приобретение техники по лизинговой схеме. Строительная и дорожная техника обладает высоким уровнем ликвидности и всегда будет популярна как предмет лизинга». Так как многие компании покупают спецтехнику в лизинг, у лизинговых компаний складывается свое видение предпочтений строителей и дорожников. «Опыт работы показывает, что 90% лизингополучателей предпочитают импортную технику. Ее основными преимуществами перед новой, а уж тем более перед подержанной отечественной являются качество, надежность, комфорт, экономичность, ресурс, — говорит экономист ООО «ЮСТЭК-лизинг» Софья Рахвалова. — К сожалению, отечественная техника не отвечает ни одному из этих требований». Также в ходу подержанная западная техника, отмечают лизингодатели. «В Кемеровской области наиболее популярна новая спецтехника, в основном китайского производства, хотя не сдает позиций и бывшая в эксплуатации техника европейских производителей, — говорит Мария Скворцова. — Объясняется это в первую очередь невысокой начальной ценой и большим ресурсом прочности».

Представители китайского автопрома не так давно появились на российском рынке спецтехники. Машины из КНР обладают рядом преимуществ: система кондиционирования, спальное место, компактность, легкость. В Кузбассе однозначно наметилась тенденция к приобретению китайской спецтехники, однако не все потребители разделяют мнение поставщиков. Один из основных подрядчиков области, занимающийся возведением жилья, — ООО «Кемеровогражданстрой», — однажды обжегшись на продукции из Китая, больше «азиатам» не доверяет. «Краны китайского производства мы использовали и остались ими крайне недовольны, — рассказывает начальник участка грузоподъемных механизмов предприятия Владимир Слуцкий. — Впоследствии по показателям надежности и стоимости, включая доставку, выбрали продукцию отечественного производителя. Краны КБ-405 (Пензенский краностроительный завод) и КБ-408 (Нязепетровский краностроительный завод) предприятие приобрело в лизинг три года назад, и мы надеемся не обновлять парк еще лет 15, так как данная техника рассчитана на большой срок».

«Китайское китайскому рознь — важно, чтобы машина была действительно экспортной моделью от завода-изготовителя, — считает коммерческий директор ООО «ГРАДЭКО» Алексей Большаков. — Очень много фирм поставляет технику, предназначенную для внутреннего рынка Китая, — низкую по качеству и цене. Также на российский рынок продолжает попадать много контрафактной китайской техники, собранной на подпольных предприятиях кустарным способом. Техника же, поставляемая непосредственно с крупных заводов, изначально предназначена для экспорта. Эту категорию китайских машин характеризуют большая по сравнению с продуктом внутреннего рынка стоимость и должное качество сборки. Ее поставками в конкретные регионы (со всеми гарантийными и послегарантийными обязательствами) занимаются серьезные специализированные организации».

Космополиты и патриоты

Если дилеры однозначно отдают предпочтение иностранным брендам, то мнения потребителей расходятся. Кто-то делает ставку исключительно на отечественного производителя. «Спецтехника, востребованная нашим предприятием — бетонным заводом, — это автобетоносмесители, цементовозы, самосвалы, автокраны и гидроподъемники, — говорит начальник эксплуатации ООО «Авангард-Бетон» (Новокузнецк) Екатерина Лаевская. — Мы работаем только с нашими производителями — «КАМАЗом», «МАЗом» и «ЗИЛом». При покупке импортной техники мы не застрахованы от проблем с сервисным обслуживанием и наличием запчастей».

Полярного мнения придерживается ООО «Скиф-Строй». «Разницу между российской и импортной техникой ощутили на собственном опыте, купив пару лет назад экскаваторы обоих производителей, — говорит генеральный директор компании Константин Каменский. — Иностранная техника до сих пор работает без капремонта, чего не скажешь об отечественной».

Строительная компания «Нооцентр-Д» не столь категорична в выборе производителя. «Вообще мы предпочитаем технику отечественную, — говорит генеральный директор компании Олег Герасимов. — Фирмы — дилеры отечественной техники, как правило, могут обеспечить доставку и сервисное обслуживание. Но иногда выбор падает на импортную технику, например, японская подержанная техника по многим рабочим характеристикам может быть даже лучше новой российской».

Компания «Стройдорэкспорт» (SDE) — подрядчик на строительстве дорог в Кемерове и федеральных трасс в Кузбассе — для работы использует технику и российского, и иностранного производителя в соотношении 70 к 30. «Как правило, нам нужны асфальтоукладчики, экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, катки, фрезы, отсыпатели обочин, погрузчики и, конечно же, грузовой транспорт, доставляющий дорожно-строительные материалы на строительные объекты, — рассказывает технический директор ДСК «Стройдорэкспорт» Сергей Лыков. — Предпочтение SDE отдает проверенной в работе технике ведущих европейских, американских и японских производителей. Среди ключевых характеристик оборудования — производительность и надежность, именно эти качества во многом определяют себестоимость проекта. Выбор спецтехники основывается прежде всего на методах дорожного строительства. Для внедряемых нами технологий, например, необходимы специальные французские, американские, немецкие и корейские машины».

Предпочтения строительных компаний во многом определяют их финансовые возможности. Традиционно более доступная продукция отечественного автопрома характеризуется высокой проходимостью. В основном это касается сегмента полноприводных автомобилей. Технику другого профиля, где выше ценятся маневренность, высокие технологии и надежность, потребители высматривают на Западе и Востоке. Отечественная техника, проигрывая импортной по качеству и разнообразию, обладает своими преимуществами. «Номенклатура продукции у отечественных заводов еще не столь развита по сравнению с предложением иностранных производителей, — говорит аналитик ИК «АнтантаПиоглобал» Игорь Краевский. — Но наши стараются вводить новые марки продукции — это процесс сегодня довольно активен. Российская спецтехника значительно дешевле западной и немного хуже по качеству, то есть по соотношению «цена-качество» отечественный автопром выглядит привлекательнее. Он также выигрывает за счет отлаженной сети дилерских центров».

Выход — в объединении

Внутри Кузбасса техника производится на двух крупнейших за Уралом предприятиях — Юргинском машиностроительном заводе (ООО «Юрмаш») и Кемеровском опытно-ремонтном механическом заводе (ОАО «КОРМЗ»). Одно из направлений «Юрмаша» — выпуск подъемно-транспортной техники. Предприятие производит автокраны и спецтехнику, в том числе и на базе шасси завода «Урал» (группа «ГАЗ»). КОРМЗ специализируется на технике для строительства дорог и жилищно-коммунальной сферы (комбинированные дорожные машины, навесное оборудование, грейдеры, подметально-уборочные машины). Администрация области поддерживает местного производителя, закупая на заводе технику для кузбасских коммунальщиков. По словам коммерческого директора ОАО «КОРМЗ» Игоря Зенченко, потребность кузбасских предприятий в технике по строительству и обслуживанию дорог не удовлетворяется полностью, но вины производителей в этом нет: «Существует несоответствие между нашими производственными мощностями (300 единиц полнокомплектных комбинированных машин в год) и тем количеством техники, которое способны купить предприятия, занимающиеся обслуживанием дорог. Битумозаливщиков мы продаем порядка 30 единиц в месяц — потребность дорожников намного выше, но средства на приобретение спецтехники выделяются недостаточные. Бюджет содержания дорог удовлетворяет потребность на 50–60%». Проблемы у предприятия такие же, как у всего отечественного автопрома, и вызваны несколькими факторами, говорит Игорь Зенченко: «Во-первых, это дефицит рабочих специальностей (сварщики, сборщики, слесари, гидравлисты). Эта проблема сегодня актуальна не только для машиностроения, но и для других отраслей промышленности. Во-вторых, развитие отечественного автопрома тормозит изношенность оборудования, вернее, недостаточное его обновление. Ежегодно мы направляем на обновление оборудования 15–20 млн руб. — это вложения с большим сроком окупаемости, которые тяжело делать только за счет имеющейся прибыли. Третья проблема — рост цен на энергетику, топливо и металл. Только за первое полугодие 2008 года он составил 30–40%. Наконец, есть специфическая для сибирских предприятий накладка — закупка комплектующих. Все запасные части находятся в западной части страны или в Европе. Транспортные расходы, таким образом, у нас выше на 20–25%, чем у заводов-конкурентов европейской части страны». Оба завода сотрудничают с автогигантами — «КАМАЗом» и группой «ГАЗ», на шасси которых в Кузбассе производится различная строительная и коммунальная спецтехника. Так, «КАМАЗ» собирается обновить изрядно изношенный технический автопарк предприятий ЖКХ Кузбасса, в том числе спецтехникой, выпускаемой совместно с КОРМЗом и «Юрмашем». Аналитики считают такой вариант сотрудничества хорошим решением для регионального машиностроения в условиях жесткой конкуренции с иностранцами. «В будущем ставка будет делаться на бренды, зарекомендовавшие себя в какой-то отрасли, — говорит Игорь Краевский. — Будут формироваться холдинги, занимающиеся производством спецтехники в рамках больших машиностроительных корпораций. Для малого машиностроения один из выходов — вхождение в эти холдинги и продвижение под их именем. Второе направление — работа с непосредственным потребителем спецтехники, какой-то конкретной отраслью промышленности».

http://com.sibpress.ru/

    Была ли полезна информация?
  • 1655
Автор: @ВесьБетон