26.07.2008 10:40:00
По данным южных торговых портов и СКЖД, за шесть месяцев текущего года уровень погрузки и перевозки цемента вырос в разы по сравнению с прошлогодним. Особое место, по сообщениям транспортных компаний, занимает турецкий цемент. Игроки отечественного цементного рынка заявляют, что появление больших объемов импортного цемента связано с отсутствием достаточного количества собственных мощностей. Эксперты отмечают, что причина турецкой цементной экспансии кроется в правительственном постановлении, которым ввозные таможенные пошлины на цемент были снижены до нуля, чтобы сбить цену.
Как сообщили в службе по связям с общественностью Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), объемы погрузки цемента по СКЖД за последние полгода превысили на 30% объемы аналогичного периода 2007 года, достигнув 2,5 млн т. Подобное увеличение объемов перевозок транспортники связывают с ростом объемов жилищного и гражданского строительства, а также реконструкцией прибрежной инфраструктуры и возведением объектов олимпийского комплекса.
Новороссийский морской торговый порт за шесть месяцев текущего года переправил порядка 737,8 т цемента (рост около 500 тыс. т). Объемы перевозок цемента в Таганрогском морском торговом порту выросли с 2,3 тыс. до 112,7 тыс. т
В связи с увеличением объемов цемента с турецкого побережья, по оценкам игроков рынка, цена на продукцию стала падать. В компании «Базэлцемент» заявили, что, по данным компании, за последнее время снижение цены на цемент составило 10%. «Приход импортного, в частности турецкого, цемента на российский рынок — это в первую очередь следствие недостатка местных мощностей и во вторую — роста цен на цемент, который вызван, соответственно, его нехваткой, — говорит руководитель отдела маркетинга «Базэлцемента» Денис Усольцев. — Как только возникает достаточное предложение местных производителей, целесообразность приобретения цемента за рубежом падает».
Сегодня импортный цемент можно доставить в Россию только в бигбэгах из-за больших проблем с логистикой, в портах отсутствует специальное оборудование для приемки навального цемента. При этом российские строители предпочитают именно навальный цемент, импортный цемент в бигбэгах им менее интересен. Ввод новых мощностей приведет к снижению привлекательности импортных поставок. Это произойдет на юге России не сразу, только когда будут введены в строй новые цементные заводы. Однако прогнозировать полное исчезновении импорта тоже не стоит.
В свою очередь эксперты уверены, что увеличение объемов импортного цемента на российском рынке — это ожидаемый результат, связанный с мерами по урегулированию цен на цементном рынке, принятыми правительством РФ. «В конце прошлого года правительство РФ подписало указ «О временных ставках ввозных таможенных пошлин на цемент и изделия из цемента», — комментирует главный инженер проектов инжиниринговой компании «2К» Алексей Лесняков. — Постановлением ввозные таможенные пошлины на цемент были снижены до нуля, ставка будет действовать в течение девяти месяцев начиная с 25 января 2008 года. Принимая этот документ, власти РФ пытались немного сбить цены на цемент, которые в последнее время буквально зашкаливали. Судя по всему, данная мера дала свои результаты — ввозимый из-за рубежа цемент более доступен, что, кстати, заставляет отечественных игроков так же снижать отпускные цены».
И все же, по мнению г-на Леснякова, более низкие цены на турецкий цемент вряд ли позволят составить серьезную конкуренцию российским производителям. Эксперт связывает это с тем, что сейчас и в самой Турции строительный бум. Так что турецкие производители имеют очень неплохой внутренний рынок сбыта и в случае обострения конкурентной борьбы в России спокойно откажутся от этого направления.
http://www.rbcdaily.ru/