19.12.2011 20:13:00
Как отмечают специалисты, основными факторами, влияющими на стоимость газобетона, традиционно являются расходы на сырье, транспортировку продукции, ввозная пошлина и хранение готовых материалов. На динамику спроса оказывает влияние и сезонная составляющая. Как и у любых строительных материалов, на рынке газобетона сезонный фактор играет существенную роль. Летние и зимние отгрузки могут отличаться в 1,5-2 раза. «Строительный сезон начитается с мая и продолжается до октября. В текущем году спад спроса на газобетон несколько смещен благодаря теплой погоде. Плюсовая температура позволяет осуществлять строительные работы в непрерывном режиме», – рассказывает Таисия Селедкова, менеджер по маркетингу H+H.
Спрос на газобетон растет стремительными темпами, прежде всего
со стороны рынка жилого строительства. Среди всего потребляемого объема
газобетона в Петербурге 70% уходит на рынок малоэтажного строительства (эконом-
и комфорт-класса). «Потребности рынка удовлетворяются всего на 60-70%, тогда
как за 2011 год спрос на газобетон вырос практически вдвое. Недостаток
материала потребители восполняют продукцией из других регионов РФ (Мордовии) и
Белоруссии. Несмотря на открытие новых заводов по производству газобетона,
дефицит на рынке в ближайшее время ликвидировать не удастся. Основная проблема,
с которой сталкиваются сегодняшние производители, – высокие темпы роста цен на
сырье (цемент, известь и энергоносители). Так, только за лето текущего года
цемент подорожал на 500 рублей за тонну», – анализирует ситуацию Владимир Потамошнев,
исполнительный директор ЗАО «ЕвроАэроБетон».
Рынку требуется чистка
В настоящее время насчитывается 5 крупных производителей газобетона, и их доли рынка распределяются следующим образом: «Аэрок» – 35%, Н+Н – 30%, КЖБИ-211 – 16%, «ЕвроАэроБетон» – 10%, «Стройкомплект» – 6%. Общий объем производственных мощностей составляет 795 тыс. куб. м продукции в год. При этом рынок газобетона весьма конкурентен и консервативен, что практически исключает возможность появления новых игроков. Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ Solum, уверена, что «свежая кровь» рынку бы не повредила. «Конечно, чтобы запустить производство ячеистого бетона, понадобится как минимум 2 млрд рублей, что значительно уменьшает шансы новичков», – отмечает эксперт.
Владимир Потамошнев, исполнительный директор ЗАО «ЕвроАэроБетон», подтверждает, что новому игроку на рынке газобетона будет непросто. «Открытие нового современного завода – удовольствие довольно дорогое. На производство мощностью 165 тыс. куб. м/год потребуется более 1 млрд рублей», – подытожил господин Потамошнев.
По данным принадлежащего Группе ЛСР ООО «Аэрок СПб», в 2008
году объем потребления газобетона в России составлял 5,2 млн куб. м, в 2009-м
он упал до 4,7 млн куб. м, в 2010 году снова начал расти и составил 5,4 млн
куб. м. В 2011-м, по прогнозам экспертов, объем рынка автоклавного ячеистого
бетона увеличится до 5,8 млн куб. м, а в 2012 составит 6,1 млн куб. м.
Похожие тенденции наблюдаются и на Северо-Западе. Объем потребления газобетона
в Петербурге и Ленобласти в 2010 году, по оценкам экспертов Группы ЛСР,
составил 800 тыс. кубометров, по Северо-Западу – 1-1,1 млн кубометров. При этом
почти весь он производится в регионе. Импорт газобетона из Белоруссии и
Прибалтики практически равен нулю. Из Центрального федерального округа
поступает не более 5% газобетона.
Светлана Семенович
http://asninfo.ru/
фото: http://asninfo.ru/