22.07.2008 23:51:00
На позапрошлой неделе Одессу с рабочим визитом посетил Виктор Ющенко. Президента страны ждали как барина, которой приедет и рассудит. Неразрешимых вопросов во взаимоотношениях между Киевом и Одессой накопилось немало.
Однако ждали не только чиновники, но и бизнесмены, чтобы передать президенту материалы. О наболевшем. О том, что вести бизнес в Украине — чрезвычайно рискованное дело, искать правду в судах — занятие безнадежное, а прокуратура — это орган, который служит и нашим, и вашим, но никак не закону.
Такой пакет документов подготовили для В.Ющенко акционеры ОАО «Одесский керамзитовый завод», которые пять лет обивают пороги судов и прокуратуры, чтобы добиться восстановления своих прав, по сути, ведя борьбу с системой. Правда, как выяснилось, визит президента был связан с посещением военного полигона в Чабанке, острова Змеиный, пгт Авангард и иных встреч не предполагал.
В тот день, когда В.Ющенко находился в Одессе, в офисе областной организации Партии промышленников и предпринимателей Украины прошла пресс-конференция, где болезненные для предпринимателей проблемы были подняты лидером областной организации Александром Коробчинским. Для Одессы они весьма актуальны. Можно назвать целый ряд предприятий, которые не могут сегодня нормально работать и развиваться: их судьбу на свой лад, годами решают суды и прокуратура. И Одесский керамзитовый завод тому пример. О ситуации, которая сложилась вокруг этого акционерного общества, и шла речь на пресс-конференции.
С тех пор, как история превращения завода из акционерного общества в частное предприятие всплыла на поверхность, мало что изменилось. В судах появились новые папки документов, распухли тома уголовных дел, которые кочуют из Одессы в Херсон, Киев и обратно. Задействованы районная, областная и Генеральная прокуратуры. Но дело, которое запутанным никак не назовешь, почему-то не удается распутать и по сей день.
Из документов отчетливо видно, что цепочка из мелких частных фирм-однодневок, через которые прогнали имущество завода, — это схема увода активов из акционерного общества. Схема довольно типичная и весьма откровенная. На кофейной гуще гадать не надо — кто, что и почему? Все предельно ясно: все движимое и недвижимое имущество акционерного общества после ряда сделок оказалось в руках руководителей предприятия.
Великие комбинаторы
Одесский керамзитовый завод специализируется на выпуске керамзита, извести, сухих смесей, стеновых и других материалов, то есть продукции, которая в эпоху строительного бума на складах не залеживается. Но почему-то оказался в долговой яме. Вообще-то, по одним отчетам предприятие работало с прибылью, по другим — с убытком, в зависимости от того, для чьих глаз предназначались цифры. Правление в этом деле преуспело.
С тех пор как завод в 1996 году акционировался, кресло председателя занял Владимир Лысюк. Он пришел на предприятие годом ранее, но стал акционером, владеющим 25%-ным пакетом. Его считали перспективным руководителем и возлагали большие надежды.
Вначале всё шло, можно сказать, отлично. Производство двинулось вверх. Но, видимо, после того, как в 1999 году основной пакет акций в 63%, принадлежащий корпорации «Украгропромстрой», перешел в ведение АОЗТ «Одесагрострой», который не спешил вкладывать средства в развитие предприятия, зародилось желание «подсобить» самому.
В 2000 году г-н Лысюк создает частное предприятие «ЛиС», что означает Лысюк и Сын. И регистрирует его по заводскому адресу. Вот оно-то и стало одним из звеньев в цепи по выводу активов акционерного общества в частные предприятия.
Первым в этой цепочке значилось ЧП «Вега». Это совершенно крошечное, судя по оборотам, предприятие «оказало» ОАО «Одесский керамзитовый завод» услуги на сумму свыше 946 тыс. грн. И не потребовало быстрого расчета. Вместо денег бухгалтер завода А.Доброва выписала ему вексель с обещаниями погасить его через три года. Но когда пришло время оплаты, ЧП «Вега» уступило право требования долга ЧП «ЛиС». Денег у завода не оказалось, и ЧП обратилось с иском в суд. В итоге г-н Лысюк как председатель правления ОАО «Одесский керамзитовый завод» подписывает мировое соглашение с ЧП «ЛиС», то есть со своим частным предприятием, и отдает ему в собственность четвертую часть завода. А это цеха завода вместе с оборудованием и техникой.
Передавали заводские мощности по остаточной стоимости, оценив их в 723,9 тыс. грн. К примеру, автомобиль КаМАЗ — за 1,7 тыс. грн, ремонтно-механические мастерские — за 18 тыс., дробильное отделение — за 5 тыс. При таком подходе всю сумму долга погасить не удалось. И оставшиеся 220 с лишним тысяч гривен завод обязался перечислить на счета ЧП «ЛиС» до конца 2003 года.
Затем ЧП «ЛиС» как новоиспеченный собственник зданий и сооружений обратился в Коминтерновскую райгосадминистрацию с просьбой продать ему земельный участок площадью 2,3 гектара земли, что составляло половину заводской территории. Хотя купленное имущество занимало гораздо меньшую площадь. И районное начальство, либо не вникая ни во что, либо намеренно закрыв глаза, продало всего за 105 тыс. гривен участок, на котором расположено в том числе и здание заводоуправления, и сооружения, оставшиеся — правда, ненадолго — за акционерным обществом.
После того как земельная сделка состоялась, правление взялось за остальное имущество завода. Для этого ОАО «Одесский керамзитовый завод» выписывает еще один вексель на имя НПП «Украинская топливная компания» на сумму несуществующего (как потом будет доказано) долга в 1,5 млн. грн с обязательством погасить через два месяца. Но не успел пробить час «Х», как вышеназванная компания тоже передала право требования долга третьей стороне — некому ООО «Керамзит».
Эта фирма была создана несколькими месяцами ранее специально для перегона через нее очередной части активов акционерного общества. А через полгода — была ликвидирована. Среди ее учредителей был коммерческий директор ОАО «Одесский керамзитовый завод» Вадим Гудзий. Тогда же он стал учредителем еще одного ООО, которое было зарегистрировано с разницей в шесть дней. И название звучало почти точно так же — ООО «Керамит».
Забегая наперед, скажу, что именно это общество с ограниченной ответственностью заменит вскоре ОАО «Одесский керамзитовый завод» на рынке стройматериалов. А сделано это было следующим образом.
Как и в случае с первым векселем, ОАО «Одесский керамзитовый завод» подпишет мировое соглашение с его держателем — ООО «Керамзит». И в собственность последнего перейдет остальная часть движимого и недвижимого заводского имущества, включая печное отделение, склады, кабельные и водопроводные сети и заводоуправление — фактически вся производственная база. С этого момента акционерное общество практически лишится керамзитового завода. У него забрали даже офисную мебель с канцелярскими принадлежностями. Осталось лишь одиноко стоящее подготовительно-формовочное отделение с глинозапасником и сушильным отделением, которое потом новоиспеченные хозяева завода заберут в аренду на 25 лет.
Этим арендатором и хозяином станет ООО «Керамит», которому перейдет все имущество завода по договору купли-продажи с ООО «Керамзит» и ЧП «ЛиС». Ему же ЧП «ЛиС» продаст и выкупленную у Коминтернова заводскую землю.
Но и это еще не все. Заключительным аккордом станет передача всех активов завода новоиспеченному ООО «Изокерам». Его учредили адвокат г-на Лысюка Александр Бережной и главный бухгалтер ОАО «Одесский керамзитовый завод» Алла Доброва. После этого ООО «Керамит» возьмет в аренду у ООО «Изокерам» переданные ему заводские мощности и будет производить на них продукцию.
Можно как угодно квалифицировать содеянное правлением ОАО «Одесский керамзитовый завод», но то, что оно создало теневую вексельную схему увода активов акционерного общества, отставив с носом около 200 акционеров, — это очевидно.
Контрольный пакет и вывеска в придачу
О бурной деятельности правления стало известно после того, как на горизонте в октябре 2003 года появился новый акционер. Уточним, что к этому моменту Лысюк со товарищи успели увести лишь четвертую часть активов. И вдруг основной акционер — АОЗТ «Одесагрострой» — объявляет о продаже своего пакета, а это 63%, одесскому бизнесмену. И в связи с продажей инициирует проведение общего собрания акционеров.
Правление сделало все, чтобы собрание сорвать. В итоге пришедших на него акционеров просто-напросто не пустили на завод. Но они собрание все же провели, под стенами предприятия. И выразили недоверие председателю правлению В.Лысюку. Однако в конечном итоге суд признал собрание нелегитимным.
Вторую попытку акционеры предприняли в январе 2004 года. Но и она тоже не увенчалась успехом. Акционеры сместили Лысюка, избрали нового председателя правления. Но директор отказался освобождать насиженное кресло. В суды посыпались исковые заявления: признать собрание нелегитимным и даже наложить запрет на их проведение. И что самое интересное, просьба признать приватизацию завода недействительной. Иск с таким требованием направила районная прокуратура, куда обратился В.Лысюк с заявлением о том, что приватизация была проведена с нарушением законодательства.
Но печально другое. Пока суды разбирались, кто прав, кто виноват, правление завершало начатое дело. В суде появилось исковое заявление об открытии дела о банкротстве ОАО «Одесский керамзитовый завод», чтобы вообще стереть акционерное общество с лица земли. Ибо на ней уже стоял частный керамзитовый завод Лысюка со товарищи, с новой вывеской — ООО «Керамит», который был «вынужден» остатки имущества акционерного общества взять в аренду.
Однако этот замысел воплотить в жизнь не удалось. Иск в суд подало ЗАО «Весь свет», к которому от НПП «Украинская топливная компания» перешло право требования очередного заводского долга в сумме 320 тыс. гривен. Но когда эта компания узнала, что оно — звено в цепи, иск забрала.
В конечном итоге больше года ушло на то, чтобы доказать легитимность общего собрания. И еще больше времени — чтобы сместить г-на Лысюка с поста председателя правления. В результате новый акционер с долей в 63% оказался по сути владельцем вывески. Но об этом ему, как и предыдущему акционеру, продавшему полупустой пакет, станет доподлинно известно гораздо позже, когда в ходе судебных разбирательств появится доступ к документам. Лишь после этого в суд будут направлены новые иски о признании сделок по отчуждению имущества акционерного общества недействительными и заявления в прокуратуру о деяниях правления.
На пресс-конференции, которую в 2005 году провели для местных СМИ обманутые акционеры, бывший председатель наблюдательного совета ОАО «Одесский керамзитовый завод», глава АОЗТ «Одесагрострой» Виктор Шабанов заявит: никаких решений относительно отчуждения имущества акционерного общества наблюдательный совет не принимал и согласие, как того требует устав предприятия, ни в письменной, ни в устной форме не давал. Стало быть, г-н Лысюк не просто превысил свои полномочия, а присвоил, мягко говоря, чужое имущество.
Тома уголовных дел
В конце ноября 2005 года прокуратура Одесской области возбудила уголовное дело в отношении председателя правления В.Лысюка и главного бухгалтера А.Добровой по признакам преступлений, которые квалифицируются как должностной подлог и присвоение имущества путем злоупотребления служебным положением. Но после того как было начато серьезное расследование, Генеральная прокуратура по жалобе Лысюка велела передать материалы в прокуратуру Херсонской области. В итоге уголовное дело в ноябре 2006 года было закрыто.
Однако 28 января 2008 года Комсомольский районный суд г. Херсона отменит постановление прокуратуры о прекращении уголовного дела и отправит его на новое расследование. Суд посчитает, что прокуратура поверхностно изучила материалы. И не учла имеющиеся в деле заключения судебно-бухгалтерской и судебно-почерковедческой экспертиз, свидетельствующих о подделке векселя на сумму 1,5 млн грн, и вообще об отсутствии у завода вексельной задолженности.
Конечно, это постановление суда было тут же обжаловано. Но Апелляционный суд Херсонской области оставил в силе вердикт первой инстанции. Тогда А.Доброва 19 февраля 2008 года обратилась в Приморский районный суд г. Одессы с жалобой на постановление о возбуждении уголовного дела. Но дело по существу не рассматривалось: материалы находились на проверке в Генеральной прокуратуре. Но, несмотря на это, А.Доброва подает аналогичную жалобу в тот же суд. И другой судья, невзирая на отсутствие материалов уголовного дела, рассмотрел жалобу и отменил постановление о возбуждении уголовного дела.
29 мая 2008 года уже прокуратура Суворовского района г. Одессы возбуждает новое уголовное дело в отношении В.Лысюка в связи с отчуждением имущества завода по вексельной схеме. На этом основании 2 июля 2008 года прокуратура накладывает арест на заводское имущество, которое, напомним, находится во владении ООО «Изокерам» и в пользовании ООО «Керамит». И отдает его на хранение ОАО «Одесский керамзитовый завод».
Фактически это означало смену руководства завода. И она произошла. Однако на следующий день и.о. прокурора Суворовского района А.Храпенко своим постановлением отменяет предыдущее постановление о наложении ареста. В итоге представители акционерного общества, которые вечером вошли на завод, утром были вынуждены покинуть территорию.
Что касается территории, то есть земельного участка, то 21 апреля 2008 года прокуратура Суворовского района г. Одессы возбудила уголовное дело в отношении В.Лысюка по статье «должностной подлог». Г-н Лысюк, конечно, подал жалобу в суд. Но сам на заседания ни разу не явился. В конечном итоге Суворовский районный суд г. Одессы рассмотрел дело в отсутствии истца и отказал в удовлетворении его требований.
Г-н Лысюк подал апелляцию. И 27 июня 2008 года Апелляционный суд Одесской области в первом же заседании рассмотрел ее. И сходу отменил постановление суда первой инстанции, а заодно и постановление о возбуждении уголовного дела. По мнению суда, не совсем верно квалифицированы деяния г-на Лысюка: надо было указать не «должностной подлог», а «злоупотребление служебным положением».
Надо сказать, что в отношении В.Лысюка по факту манипуляций с землей завода возбуждены еще два уголовных дела, но уже по статье «злоупотребление служебным положением». Но суть происходящего от этого в целом не меняется.
К одесским делам проявляет интерес один из народных депутатов Украины, который направил свой запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить материалы уголовных дел, которые мешают Одесскому керамзитовому заводу спокойно работать. Генпрокуратура уже истребовала накопившиеся за несколько лет тома. Но, помня херсонскую страницу в расследовании этих одесских дел, установление истины может растянуться на месяцы и превратиться в изматывающую силы и нервы эпопею.
Конечно, при такой правовой системе вести бизнес в стране — дело весьма рискованное. Потому что государство в лице судов и прокуратуры не обеспечивает гарантии сохранения собственности даже крупным акционерам, не говоря уж о мелких.
Но самое страшное другое. Когда не работают правовые механизмы, конфликтующие стороны выясняют отношения с позиции силы. То есть приступом берут заводские проходные. А это приводит к простоям предприятия. И самое обидное — делает заложниками конфликта ни в чем не повинных людей, рядовых работников, лишая трудодней, а следовательно, и зарплаты.
В случае с керамзитовым заводом над людьми вначале посмеялось государство, сделав их акционерами, то бишь «хозяевами» предприятия. Потом — руководство завода, превратив их акции в пустые фантики. Теперь они — живой щит в руках администрации, которая оставила их с носом. В прошлом году, когда по решению суда крупные акционеры смогли вернуть себе на месяц керамзитовый завод, простые работяги даже пикетировали областное управление милиции, требуя освободить предприятие от рейдеров.
Конечно, пройдет еще не один год, пока директора приватизированных заводов или председатели правлений акционерных обществ перестанут воспринимать предприятия, как свои собственные. А акционеров — как досадное приложение, от которого надо избавляться. Но это вовсе не значит, что с этим можно и нужно мириться.
http://www.zn.ua/