16.09.2011 13:01:00
Новосибирск должен «расти» вглубь, убеждён главный архитектор города Владимир ФЕФЕЛОВ. Именно «подземный урбанизм» способен решить главную проблему нашего мегаполиса — транспортную. В центральной части Парижа, к примеру, эти вопросы были сняты ещё в 1969 году. Отсюда вывод: как страшно далеки мы в этом смысле от столицы Франции.
Как до Парижа пешком
О Париже на пресс-конференции, посвящённой перспективам градостроительной политики Новосибирска, Владимир Фефелов вспомнил не раз. И когда говорил о самом знаковом объекте, который должен появиться в нашем городе, — парковке под площадью Ленина, способной разгрузить от транспорта центральную часть столицы Сибири. «Ведомости» уже писали об этом в прошлом номере. (Напомним: речь идёт о трёхуровневом паркинге на 1000 мест, строительство которого, по словам главного архитектора, будет идти поэтапно, но когда закончится, пока непонятно — «всё зависит от финансирования». Заказчик проекта — компания «Мария Ра», которой принадлежит гостиница «Центральная». Именно с её демонтажа и должна начаться его реализация).
И когда зашла речь о расширении некоторых городских магистралей — как способе решения транспортной загруженности наших дорог. «В центральной исторической части Парижа, — поведал Владимир Фефелов, — улицы не становятся шире. Они как были построены в XIX веке, так и остаются. Но обратите внимание: там нет пробок. Почему? Ведь в конечном итоге транспортная схема определяется пропускной способностью улицы, а она определяется шириной проезжей части. Если проезжая часть заставлена автомобилями, о какой пропускной способности мы можем говорить? В Париже в 1964—69-м годах проблема парковочного пространства была решена: там просто висит о-о-очень большой знак “Остановка запрещена”. Как у нас относятся к этим знакам, объяснять никому не надо».
Точка, точка… запятая?
С этим журналисты по умолчанию согласились. Но, со своей стороны, попросили главного архитектора объяснить им: как он относится к недавно принятому распоряжению правительства области, касающегося ограничения точечной застройки в Новосибирске и привлечению к обсуждению такого строительства жителей соседних домов. Признав «болезненность» вопроса точечной застройки, Владимир Фефелов напомнил, что термина «точечная застройка» вообще-то в природе не существует, и признался, что «никогда не говорил, не говорю и говорить не буду, что я категорически против этого». Всё зависит от сложившейся ситуации. «Существуют нормативы и регламенты расселения, нормативы нагрузки на тот или иной земельный участок, — сказал он. — У нас есть дворы, которые находятся в плачевном состоянии, существуют отдельные участки, которые в своё время предполагались под застройку, но по тем или иным причинам строительство на них так и не началось. Это касается и технической политики того времени. Вы знаете, что до недавнего времени мы не могли строить высотные дома — выше 50 метров. Просто потому, что не было соответствующего качества кирпича». Что же касается мнения жителей при застройке, то главный архитектор согласен: учитывать его необходимо, поскольку это касается множества вопросов — благоустройства, парковочного пространства, функциональной связи с транспортом города. Однако обсуждать с общественностью «каждый дом», считает он, неразумно — это будут «сплошные публичные слушания». А строительством, архитектурой, как и любым другим делом, должны в первую очередь заниматься профессионалы.
Без запаха хай-тека
«Я не люблю ставить под сомнение действия моего предшественника», — заявил Владимир Фефелов, отвечая на вопрос журналиста: «После прихода к власти Собянина в Москве все начали говорить о градостроительных ошибках прежнего мэра. Есть ли такие ошибки в Новосибирске?». Тема градостроительных ошибок, по его словам, тоже «болезненная». И тоже связана в первую очередь с транспортными проблемами. Это — проблемы развязок возле больших торговых центров, которые были построены вдоль оживлённых городских автомагистралей. И сегодня, сказал главный архитектор, есть много предложений продолжить застройку, к примеру, улицы Большевистской и Бердского шоссе. «Да, это удобно: сел на машину, приехал и купил всё необходимое. Но въезды и выезды из торговых центров сопряжены с большими сложностями, — сказал он. — Взять комплекс “METRO Cash&Carry”. Они построили развязку, чтобы нормально функционировать. Или взять ту же IKEA. Чтобы нормально работать, они, по сути, реконструировали существующую дорожную сеть. Чтобы не совершать градостроительных ошибок, при размещении торговых комплексов требуется реконструкция транспортной сети».
Под занавес встречи журналистам всё же удалось вывести главного архитектора города на разговор об архитектурном облике Новосибирска. Хотя хай-тек сегодня в моде (бизнес-центры в нашем городе строятся исключительно в этом стиле), это, убеждён Владимир Фефелов, абсолютно не сибирская архитектура: «Это хорошо в Италии или Германии. Зайдите в павильоны Норвегии, Дании, Швеции — тех, кто нам близок по климатическим условиям. Вы там не найдете хай-тека. Там нет даже его запаха».
Зато запаха свежей зелени самому центру Новосибирска главный архитектор пообещал прибавить. На углу улицы Орджоникидзе, вплотную прилегающему к площади Ленина, там, где должен был появиться 113-метровый небоскрёб — конгресс-центр Plaza Novosibirsk, разобьют сквер. Более того, сейчас решается вопрос о переводе этого престижнейшего земельного участка из частной собственности в муниципальную.
Евгения Анцупова
http://vedomosti.sfo.ru/
Фото Валерия Панова http://vedomosti.sfo.ru/