11.06.2008 11:35:00
Хотя кризис на строительном рынке и ударил по рынку цемента, это лишь незначительно отразилось на стратегии цементных компаний. Об инвестиционной стратегии и в целом о ситуации на цементном рынке страны «Эксперту Казахстан» рассказал господин Юрген Зеер, генеральный менеджер концерна HeidelbergCement по Центральной Азии, владеющего Бухтарминской цементной компанией.
— Господин Зеер, каковы сейчас, по вашим данным, объемы потребления цемента в Казахстане? Снизились ли они после наступления кризиса?
— Наши данные несколько отличаются от официальных. Потребление, по нашим расчетам, составляет чуть более 7 млн т. В прошлом году первые несколько месяцев после начала кризиса никаких существенных изменений не было, был нормальный процесс. А уже с начала этого года потребление начало снижаться, за первые четыре месяца оно упало на 14–15%.
— Ожидается ли в нынешнем году возвращение прежних объемов потребления?
— Это очень интересный вопрос, в том числе и для нас. Все будет зависеть от того, насколько быстро закончится кризис — это может произойти и через год, и через два, и через три. Судя по прогнозам правительства, кризис очень быстро должен закончиться. Но из нашего опыта следует, что это быстро не происходит. В Германии тоже был кризис, который пришел на смену строительному буму после объединения Восточной и Западной Германии. Тогда значительно сократилось потребление цемента, бетона и щебня. Потом возникла ситуация, когда потребление росло не слишком высокими темпами, но это был уже не кризис, а просто умеренный рост. Возможно, это же будет и в Казахстане — при оптимистическом развитии рынок будет расти на 14–15% в год. Со следующего года будет наблюдаться плавный рост, который продлится в течение трех-пяти лет.
— А каково в Европе среднегодовое потребление цемента на одного человека?
— Среднеевропейский уровень — это 300 кг цемента на человека в год. Если потребности очень высоки, то этот показатель может вырасти и до 700 кг. Посчитайте сами: если в Казахстане проживает 16 миллионов, то в среднем на человека уже сейчас приходится порядка 450 кг.
— То есть мы уже превзошли европейский уровень?
— Да, но сейчас страна инвестирует много средств в реализацию различных проектов, к примеру в Западном Казахстане, таких, как строительство новых городов, модернизация портов и т.д. Благодаря таким проектам, естественно, увеличивается и уровень потребления, он может кратковременно — на два-три года — достигнуть 700–800 кг на человека. Потом этот показатель опять упадет до 250–300 кг.
— Какими темпами рос казахстанский рынок с 2005 года?
— В 2006?м по сравнению с 2005 годом рост составил порядка 25%, в 2007-м по сравнению с 2006-м — 14–15%. Каков будет рост в этом году, спрогнозировать пока сложно.
— В Казахстане растет не только уровень потребления, но и уровень производства. За счет чего происходит этот рост: за счет ввода новых мощностей или модернизации старых?
— Все цементные компании в Казахстане вкладывают значительные средства в модернизацию. Например, когда мы купили Бухтарминский цементный завод, его производительность была один миллион т в год. В прошлом году мы произвели уже 1,37 млн т, в этом, если, конечно, позволит ситуация, планируем выйти на 1,45 млн.
В советское время он выпускал 1,6 млн т — это проектная мощность завода. На этот уровень можно будет выйти только тогда, когда завод будет полностью модернизирован.
Что касается новых мощностей, то ввод в эксплуатацию заявленных новых заводов намечен на 2010–2011 гг., и в данный момент, соответственно, за их счет увеличения производства не происходит.
— Сколько было уже вложено в модернизацию завода?
— Мы начали модернизировать завод в 2006 году. Но сам цементный завод — это лишь часть бизнеса, есть еще терминалы и филиалы компании. В целом на развитие бизнеса в 2006 и 2007 годах было вложено по 13 млн евро. Естественно, основная часть пошла на модернизацию завода. Был произведен капитальный ремонт технологического и энергетического оборудования, была также приобретена новая лабораторная аппаратура для завода.
Пока мы производим продукцию «мокрым» способом. Но в наших планах в течение ближайших 10 лет перейти на более экономичный — «сухой» — метод производства.
Кроме того, запланированы установка новых фильтров очистительной системы и другие проекты по приведению работы завода к европейским экологическим нормам.
— Господин Зеер, какую долю рынка в данное время занимает ваша компания?
— Учитывая потребление в Казахстане и наше производство, мы считаем, что доля рынка компании составляет от 17 до 20%. Ранее этот показатель достигал 24%, но тогда было меньше потребление и доля импорта.
— Сейчас ваша компания строит новый завод в Западном Казахстане. Какую долю рынка вы планируете занять после ввода этого завода в эксплуатацию?
— Да, в данный момент мы ведем интенсивное строительство нового цементного завода мощностью 2 млн т цемента в год в регионе Каспийского моря. Название будущего предприятия — «Каспий Цемент»
Я думаю, с двумя заводами наша доля рынка составит не более 30%.
— Каково, по вашим прогнозам, будет потребление цемента в Западном Казахстане к 2010 году, т. е. к тому моменту, когда начнет функционировать новый завод?
— Регион Западного Казахстана ожидает большой экономический рост и строительный бум в связи с беспрецедентным развитием нефтяной и газовой отраслей и огромных инвестиций в регион.
Свидетельством тому являются республиканские и региональные программы развития.
Приняты правительственные решения о строительстве морского порта в поселке Курык, о расширении Актауского международного порта, увеличении мола и волнолома, о реконструкции и модернизации аэропорта Актау, также ожидается большое строительство жилых домов, школ, других зданий социальной направленности, множество других промышленных объектов.
К тому же уже запущен один из крупнейших проектов в Казахстане — «Актау-сити».
Общий объем вводимой жилой площади «Актау-Сити» составит 4 млн квадратных метров. На строительство «Актау-Сити» уже отведено 4 тыс. гектаров земли в северо-западном направлении от города Актау.
Перспективы строительства жилья и объектов туристического и социального развития в Западном Казахстане огромны. Для всего этого, конечно же, необходим цемент. Поэтому мы и приняли решение построить здесь новый цементный завод, о котором говорилось выше.
По нашим расчетам, если будут реализовываться все эти проекты, то потребность в цементе в Западном Казахстане составит порядка 2 млн т, что в 2–3 раза выше нынешнего уровня потребления.
— Насколько мне известно, в этом регионе строится еще один цементный завод мощностью 1,2 млн т в год. Не будет ли тесно в Западном Казахстане двум заводам?
— Каждый цементный завод — это еще один производитель, занимающий определенную долю рынка. Второй цементный завод в Западном Казахстане будет построен на границе с Россией, и его продукция, скорее всего, будет идти на экспорт. Пока он не начнет работать, трудно спрогнозировать, как сложится ситуация.
— Поставляется ли сейчас продукция с Бухтарминского завода в Западный Казахстан?
— Незначительное количество, потому что расстояние очень велико — более 3 тыс. км. И если отправлять туда цемент, то вагоны вернутся обратно лишь через месяц, а это очень длительный срок. Для нас это невыгодно. Основные рынки сбыта для Бухтарминского завода — это Восточный Казахстан, Астана и Алматы.
— Получается, что вопрос с дефицитом вагонов для перевозки цемента не решен до сих пор?
— Как были эти проблемы раньше, так и остались до сих пор. И, наверное, еще долго не будут решены, так как заводы, производящие эти вагоны, не в состоянии удовлетворить потребности цементной отрасли. Это одно из узких мест в Казахстане.
— Какой процент в конечной стоимости цемента занимают транспортные расходы?
— Всё зависит от расстояния. Если рынок сбыта находится рядом с цементным заводом, то ее процент невелик, если приходится везти далеко, к примеру в Астану или Алматы, то расходы на транспорт увеличиваются и составляют в среднем 10–15%. Кроме того, все зависит от роста тарифов на перевозку грузов. Они ежегодно повышаются в среднем на 30%.
— В прошлом году вашу компанию обвиняли в монопольном сговоре, а также в том, что вы продавали свою продукцию через компании, аффилированные с вашей. Насколько это обвинение было обоснованным?
— Дело в том, что в июле 2006 года в Казахстане вступил в силу новый закон о защите конкуренции, он предъявлял совсем иные требования к взаимоотношениям внутри холдинговых компаний, чем это было ранее. Потребовалось произвести реорганизационные процедуры, которые объективно не могли быть осуществлены мгновенно. Реорганизация была завершена в течение четырех-пяти месяцев, и это именно тот срок, на протяжении которого, по мнению государственных органов, нашей компанией осуществлялась монополистическая деятельность. Вы понимаете, что этот вопрос весьма спорный и дискуссионный. Но факт остается фактом. В любом случае мы достаточно оперативно отреагировали как на изменения законодательства, так и на претензии государственных органов в наш адрес.
— Какова стратегия развития компании в Казахстане, и претерпела ли она какие-либо корректировки в связи с кризисом?
— Как я уже говорил, мы инвестируем в строительство второго цементного завода, «Каспий Цемент» — это один из важнейших шагов. Цементные заводы строятся 2–3 года, а работают 40–50 лет, и если сырьевая база позволяет, то и того больше. То есть у нас будет два завода — один на западе, другой — на востоке республики.
Все ныне существующие заводы расположены на востоке и юге страны, и регион Западного Казахстана остается невспаханным полем. Доставка цемента на Каспий для казахстанских производителей влетает в копеечку, и это, естественно, сказывается на цене казахстанского цемента. К тому же сейчас в Казахстане, как было сказано, имеется острая нехватка железнодорожных грузовых вагонов для перевозки цемента.
Западный регион страны отдан на откуп иностранным производителям: российским, грузинским и узбекским заводам.
Наш новый завод позволит полностью покрыть потребности региона в цементе. К тому же мы планируем экспортировать часть нашей продукции на растущие рынки России и Закавказья.
Также HeidelbergCement нацелен на развитие профильных бизнес-линий: производство товарного бетона и инертных материалов. Размещение производственных площадок по производству товарного бетона и инертных материалов запланировано в Астане, в Алматы и в регионе Каспийского побережья.
Этим летом будет открыт первый бетонный завод HeidelbergCement в Астане. К 2010 году будут введены в эксплуатацию всего шесть заводов по производству товарного бетона и три производственные площадки по производству инертных материалов.
— Господин Зеер, планирует ли ваша компания покупать какие-либо заводы в Центральной Азии?
— Сейчас мы сделали первый шаг в Казахстане. Теперь присматриваемся и к Кыргызстану, и к Таджикистану, и к Узбекистану. Какие там есть варианты, и позволяет ли ситуация в этих странах делать инвестиции. Несколько лет назад мы планировали купить и модернизировать старый цементный завод в Кыргызстане, но политическая ситуация была такова, что не было возможности такому инвестору, как HeidelbergCement, работать в этой стране на постоянной основе.
Ведь мы делаем долгосрочные инвестиции, а не поступаем так: сегодня завод покупаем, а завтра-послезавтра его продаем. HeidelbergCement — компания со стратегическими целями и задачами.
http://www.expert.ru/