05.06.2008 13:49:00
Причинами постоянного повышения цен на цемент производители называют рост стоимости энергоносителей, потребители — диктат самих производителей. Ситуация на этом рынке в Сибири очень напоминает происходящее с продовольствием: спрос гонит цены вверх, но выше мировых им вряд ли подняться.
Цемент — это продукт, в цене которого велика доля транспортных издержек.
Без ложного пафоса можно сказать, что цемент — это кровь строительства, бензин всего строительного рынка, при дефиците которого вся деятельность может запросто остановиться. Как и энергоносители, цемент все время дорожает. Что является тому причиной — на то у потребителей и производителей имеются разные точки зрения.
Споры вокруг цемента
Проектная мощность всех цементных предприятий СФО составляет 18,4 млн т, фактические мощности оцениваются в 9,8 млн т.
Даже существующие производственные площадки не были заняты полностью («Норникель» не имеет рынка сбыта, кроме Норильска, мощности части заводов, таких, как Ачинский, Тимлюйский, Кузнецкий, достигли указанного уровня в течение 2007 года), и в прошлом году сибирские заводы произвели всего 8,6 млн т цемента. Таким образом, в СФО производится 440 кг цемента в год на душу населения. Это почти в 2 раза меньше, чем в странах Европы и США, однако и данный объем не был востребован в Сибири. Емкость рынка региона (объем потребленного цемента) составила в 2007 году 7,55 млн т, то есть показатель потребления на душу населения составил 385 кг в год.
Как видно из статистических данных, рост цен нельзя объяснить наличием дефицита цемента. Строительные компании называют причиной роста цен диктат монополистов-производителей. Как правило, один завод закрывает полностью потребности какой-то территории, и пробиться на нее другим компаниям уже сложно. Прибавьте к этому ситуацию строительного бума, когда все участники рынка связаны договорными обязательствами друг с другом. Вот и получается, что цену производитель может на свою продукцию «ломить», какую хочет.
Эмоциональные заявления — далеко не всё, чем могут потребители цемента подкрепить свое недовольство производителями. Например, в феврале прошлого года состоялся аукцион по продаже участка недр для поиска и добычи цементного сырья в Тогучинском районе Новосибирской области. Победителем торгов стала компания «Сибирь-Развитие», входящая в состав промышленно-строительного концерна «Сибирь». Участники рынка оценили этот шаг как начало развития компанией собственного цементного производства. Для концерна с объемом потребления цемента более 70 тыс. т в год, возможно, это станет гарантией независимости от повышения цен заводами.
У производителей своя точка зрения. «Прежде всего, производство цемента энергозатратно, до 40% его стоимости составляет стоимость газа и электричества, — говорит заместитель генерального директора ОАО «Искитимцемент» Евгений Кожевников. — Судя по тому, что наше правительство ставит задачу вывода цен на газ на европейский уровень, цемент будет дорожать. Больше того, газа еще и не хватает, и его приходится покупать по свободным ценам. Вот один из основных индикаторов роста цены. Второй — транспортные издержки, с 1 июля тариф на перевозки возрастет еще на 8%, так что отдаленным потребителям следует иметь в виду, что цена увеличится за счет тарифа. Кроме того, есть ряд нюансов модернизации системы РЖД, когда парк передается коммерческим структурам. Соответственно, помимо тарифа появляется еще арендная плата за вагоны, которую следует приплюсовать к конечной стоимости продукции. Третий момент — все предприятия цементной промышленности нуждаются в весомых инвестициях, поскольку работают на оборудовании, которому 40 лет, и оно требует затрат на ремонт. Наконец, летом, в период сезонного роста спроса, рынок сам начинает регулировать цену».
Что касается обвинений цементников в монополизме, то, по словам Евгения Кожевникова, в Новосибирской области, например, продается и топкинский, и ангарский, и китайский цемент. А невостребованные в сибирском регионе объемы вывозятся в двух основных направлениях — в западные регионы РФ и Республику Казахстан. В незначительных количествах цемент поставляется также на рынки Дальнего Востока. Сложившаяся ситуация с вывозом сырья объясняется тем, что производственные мощности сконцентрированы в основном в Западной Сибири (четыре завода, в том числе два крупнейших). В Восточной Сибири расположены два предприятия, едва обеспечивающие потребности региона, в центральной ее части — три завода, один из которых не имеет возможности вывозить продукцию на далекие расстояния ввиду отсутствия железнодорожной линии. Основные регионы потребления цемента также находятся преимущественно в Западной Сибири.
Из-за большой доли транспортных издержек в цене цемента (а они таковы, что возить его на расстояния свыше 600 км уже накладно для потребителя) производители вынуждены создавать собственные транспортные компании. Так, в прошлом году на «Искитимцементе» закупили 100 вагонов. В этом году планируют увеличить парк еще на 200, чтобы не зависеть от извечной нехватки подвижного состава на РЖД. А холдинг «Сибирский цемент» владеет единственной в России собственной специализированной транспортной компанией «КузбассТрансЦемент».
«В целом российский цементный рынок (как и строительный сектор в целом) перегрет, в том числе ожиданиями вала бюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты, — отмечает заместитель генерального директора ЗАО «АКГ «РБС» (московская аудиторско-консалтинговая группа) Евгений Коновалов. — В условиях дефицита мощностей по производству российского цемента и высокого уровня транспортных издержек в цене импортного, и происходит быстрый рост его стоимости».
Еще раз о дефиците
Если говорить о дефиците, то, несмотря на его отсутствие в Сибири в годовом выражении, он наблюдается на рынке в определенные периоды.
Дело в том, что производство цемента — это непрерывный круглосуточный процесс, с остановкой линий на замену оборудования, обслуживание и ремонт. Фактически цементные заводы могут работать круглогодично с равной загрузкой мощностей, то есть с коэффициентом сезонности, равным единице. В то же время потребление имеет выраженную сезонность. «Как правило, летом, когда строительство ведется ударными темпами, цемента потребляется в два раза больше, чем зимой, — утверждает управляющий директор ООО «ЗапСибЦемент» Сергей Сусляков. — По разным регионам этот коэффициент может быть существенно выше. Что делают производители? Следуя за потребностями рынка, стараются сгладить этот коэффициент сезонности, иначе им не угнаться за летним спросом. Поэтому цементный завод никогда не работает на полную мощность, он загружен процентов на 80 зимой, а летом увеличивает выпуск до 100%. Производство ограничивает и тот факт, что цемент сохраняет свои свойства в течение 2 месяцев. Долго его хранить нельзя, он теряет активность, поэтому производить цемент про запас проблематично. Кроме того, хранить его необходимо в специальных складах — силосах, которые дорого строить и обслуживать».
В отличие от самого цемента, полуфабрикат для его производства — клинкер — может храниться навалом под открытым небом. Он не теряет своих свойств, поэтому зимой цементные заводы накапливают полуфабрикат, чтобы летом его размолоть и выработать цемент. Помимо этого, производители стараются создавать запасы и у своих потребителей — у каждого, если говорить о крупных строительных фирмах, есть складские мощности, собственное силосное хозяйство. Оно вполне способно принимать на хранение по 1–2 тыс. т. Объем, конечно, несопоставимый с возможностью цементных предприятий — 30–40 тыс. т — но большое число таких клиентов позволяет производителю серьезно увеличивать складские мощности, что также ведет к сглаживанию сезонности. Это означает, что летом завод может вполне закрыть возросший спрос.
Ясно, что в складские запасы должны вкладывать средства либо клиенты, либо производители, это, по сути, замороженные деньги, отвлеченные из оборота предприятий. «Но делать это нужно как производителям, так и потребителям, — уверен Сергей Сусляков. — В регионах с большими темпами строительства такое взаимное движение есть, строители научились строить при температуре –20...–25, заводы ЖБИ работают на склад. В регионах Новосибирской, Кемеровской, Омской областей и Красноярского края коэффициент сезонности уже около 1,5. Например, в Новосибирске больше возводится жилья монолитным способом, приезжает миксер на строительную площадку и готовый бетон используется при возведении дома. Если это панельное или блочное строительство, панель или блоки делаются на заводе ЖБИ, потом уже из них строят дом. Делать ЖБИ возможно и зимой. Регионы менее прогрессивные показывают грустную динамику. В Хакасии, Иркутской области, Бурятии коэффициент сезонности доходит до 3».
Зимой же объем производства превышает спрос. Каким образом справляются с этим цементники? Ясно, что предприятия не могут простаивать зимой, иначе существенно возрастут общие затраты на выпуск одной тонны — за счет снижения эффекта масштаба производства. Цемент приходится вывозить в другие страны — в 2007 году это был Казахстан — и регионы по ту сторону Урала, где активно идет строительство.
Сегодня транспортировка, несмотря на высокие издержки, ведется из Сибири даже в Москву — там неограниченный спрос, цемент готовы покупать по любой цене. Есть цемент, который отсюда везется летом на Урал, а зимой привозится оттуда, например, в Омскую область.
Цемент грядущего
Все регионы Сибирского федерального округа демонстрируют сегодня увеличение объемов ввода жилья и коммерческой недвижимости. Тем не менее, темпы роста строительства в СФО все еще серьезно отстают от европейской части страны. На одного человека в год в Сибири вводится, по разным оценкам, около 0,28 кв. м жилья. В целом по России этот показатель равен 0,44 кв. м, а вообще перед строительным комплексом федеральными властями ставится цель достичь уровня 0,6–1,0 кв. м на человека в год. Так что темпы будут только расти. И в не очень отдаленном будущем Сибирь неминуемо ожидает дефицит цемента, если в строй здесь не будут вводиться новые мощности. Без этого любые перетоки цемента из других регионов не смогут покрыть растущий спрос в Сибири, который с каждым годом подогревается, в том числе реализацией нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
«Возможно, в СФО сейчас существует баланс спроса и предложения. Но сибирский сегмент не изолирован: дефицит в целом по России существует, поэтому неизбежны межрегиональные перетоки (в центральный регион, в ДФО), а при отсутствии резерва мощностей это повлечет дефицит на региональном сибирском рынке. Кроме того, рост объемов строительства в ближайшее время нарушит баланс и на рынке Сибири, — говорит Евгений Коновалов. — Регуляторы данного сектора (государство) должны дать четкие сигналы к его развитию. Нужно строить производственные мощности, поддерживать на федеральном уровне инвестиционные проекты в этой сфере. Объявленных проектов действительно много. Будут ли они реализованы? Препятствиями могут быть недостаток квалифицированных кадров, экологические ограничения и многое другое».
Сегодня в СФО, как и в России в целом, заявлены и реализуются несколько проектов по увеличению существующих мощностей для производства цемента и созданию новых. На Топкинском цементном заводе (Кемеровская область) на осень 2008 года намечен запуск пятой печи, мощность предприятия увеличится на 0,7 млн т в год. Красноярский цементный завод — строительство линии «сухого» способа производства цемента дополнительной мощностью 1,3 млн т, ввод в эксплуатацию намечен на конец 2009 года. Яшкинский цементный завод (Кемеровская область) строит компания «Сибирский цемент», предполагаемая мощность — 2,6 млн т. Строительство запланировано на 2008–2011 гг., оно будет осуществляться в рамках национальной программы, под патронажем администрации Кемеровской области.
Учуленский цементный завод близ поселка Темиртау в Таштагольском районе (Кемеровская область) мощностью 1 млн т намерена построить Сибирская горно-металлургическая компания (Новокузнецк). Окончание строительства предполагается в 2010 году. На «Искитимцементе» (Новосибирская область) объявлено о начале строительства новой технологической линии «сухого» способа, дополнительная мощность составит 1,3 млн т. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2010 год. Алтайский цеметный завод — строительство новой линии полусухого способа производства, дополнительная мощность — 0,7 млн т, реализация проекта — в 2009 году. На Ачинском цементном заводе (Красноярский край) намечено окончательное восстановление, дополнительная мощность составит 1,6 млн т, реализация проекта — 2010–2012 годы.
Таким образом, к 2012 году, когда будут завершены все указанные проекты, общие производственные мощности цементных заводов в СФО могут достичь 18 млн т в год, что составит около 920 кг на душу населения. Очевидно, что такой высокий уровень потребления цемента вряд ли будет достигнут в ближайшее десятилетие. Поэтому следует прогнозировать значительный объем вывоза цемента за пределы региона.
«У большинства компаний, заявивших о строительстве собственных мощностей, есть некоторый недостаток понимания того, каких усилий и вложений это потребует, — скептически оценивает ситуацию Евгений Кожевников. — Мы сейчас столкнулись с пуском собственного завода у себя на территории — а у нас и кадры есть, и опыт, — но все равно запуститься тяжело. Думаю, часть инвесторов вообще не понимает, что собирается делать. Одно дело — заявить о планах, другое — оценить масштабы инвестиций. Ведь банки сегодня не готовы давать кредиты под такие проекты».
Тем не менее, даже если не всем планам модернизации суждено сбыться в полной мере, прогноз о скором насыщении сибирского рынка собственным цементом вполне реален. Это сделает жесткой конкуренцию на рынке, что даже при разогретом спросе на жилье даст стимул производителям снижать издержки и цены на продукцию. Еще более убеждают в этом и планы развития цементных мощностей в европейской части страны и соседних государствах. Как только эти проекты будут введены в строй, цена на цемент упадет, и его станет невыгодно транспортировать из Сибири. Изолированный в своем анклаве, сибирский цементный рынок будет опираться на собственные производство и потребление.
http://www.expert.ru/