30.05.2008 10:00:00
По чисто убранной территории, отсутствию промышленного шума никогда не скажешь, что ты находишься в месте, где в год производится 1,2 млн куб. м бетонных смесей. Стук товарных вагонов, клубы цементной пыли, горы наваленных друг на друга бетонных плит и балок — это картина из недавнего прошлого завода им. Ковальской, сегодня крупнейшего предприятия строительной индустрии в Киеве.
Таиланд вдохновил
В середине 90-х только преобразованный в акционерное общество завод не знал, куда девать продукцию, постепенно захламляя ею свою территорию. С деньгами у потребителей было туго, к банковским кредитам доступ был не такой широкий, как сегодня. Чтобы уберечь от развала предприятие, основанное еще в 1953 году, необходимо было отыскать оригинальное решение. И оно нашлось. В Таиланде.
Директор предприятия Александр Пилипенко был ошеломлен увиденными масштабами застройки тайских городов. Юго-Восточная Азия в то время строилась настолько стремительными темпами, что рынок недвижимости вскоре рухнул, параллельно обвалив финансовые рынки десятков развитых стран.
Реформаторский подход
Но когда начался азиатский финансовый кризис в 1998 году, завод им. Ковальской уже несколько лет работал по другим принципам, подтверждающим, что выводы, сделанные некогда Пилипенко в Таиланде, были правильными.
Завод начал полную реструктуризацию, делая акцент на внедрение новых строительных технологий. Первый заместитель руководителя предприятия стал заниматься исключительно вопросами модернизации производства. Даже сегодня практически всю прибыль предприятие инвестирует в свое развитие. Акционерам ежегодно отчисляется небольшой процент дивидендов от заработанных денег.
Первыми, кто оценил реформы на заводе, были турки. В 1997 году они искали бетон для закладки фундамента гостиницы Hayatt, что на Софиевской площади. По тем меркам заказ для завода Ковальской был крупным: 200 куб. м бетона. Пришлось собирать по всему Киеву бетоновозы, которых на то время насчитывалось не более десятка. При этом нужно было оперативно везти его на стройку: бетон сохранял свои характеристики только 2 ч после производства. В итоге управились за полдня, заработав первые 100 тыс. гривен.
Сегодня Александр Пилипенко вспоминает о турецком заказе с улыбкой. В настоящий момент завод производит более 10 тыс. куб. м жидкого бетона в сутки, его «жизненный цикл» увеличен до 8 ч, и это воспринимается как обыденность. С той же улыбкой Пилипенко говорит и о решении создать собственный бренд бетона. Идея пришла в голову его сыну в 2002 году.
Бетонный бренд
В процессе расширения промышленно-строительной группы, в основе которой находится завод, вхождения в ее состав новых предприятий и роста числа клиентов многие, когда речь заходила о предприятии, называли его просто «Ковальской». Отсюда «бетон от «Ковальской» — просто и привычно для тех, кто работал с предприятием. Непривычной была рекламная кампания бренда в Киеве. Десятки бигбордов, чем-то напоминающих социальную рекламу («Не пускайте детей на стройплощадку») сделали бетон от «Ковальской» узнаваемым даже для тех, кто к строительству не имеет никакого отношения.
Светлана Ковальская работала на предприятии с момента его основания и в 1982 году стала директором завода. Она пользовалась высоким уважением среди своих коллег-руководителей. С того времени тянется многолетняя дружба между экс-мэром Киева Александром Омельченко и заводом. Ковальская и Омельченко работали практически по соседству.
Именно за период, когда Киевскую администрацию возглавлял Александр Омельченко, завод превратился в мощную промышленную группу, которая сегодня обеспечивает 50% потребностей в бетонно-строительной продукции киевских застройщиков. При бывшем мэре предприятие участвовало во всех крупных строительных проектах в столице, таких как реконструкция центра Киева, Михайловской площади, Бессарабского квартала.
В тот же период времени было принято решение создать при промышленно-строительной группе подразделение, которое само непосредственно занималось бы строительством. По результатам 2007 года строительное подразделение Ковальской сдало в эксплуатацию 135 тыс. кв. м жилья в Киеве (10% от общей жилой площади, сданной в прошлом году в столице). При этом все построенные квартиры — а их уже более 2,5 тыс. — предприятие обслуживает самостоятельно. В состав группы входит свой ЖЭК, который независимо от городских властей следит, чтобы людям, живущим в квартирах от «Ковальской», было комфортно.
Региональные перспективы
Руководство строительной группы сознается, что для дальнейшего успешного развития киевского рынка уже мало. Осталось закончить строительство в окрестностях столицы самого крупного в СНГ завода по производству сухих строительных смесей и, как говорят на заводе, можно будет начинать экспансию в регионы.
Внедрять свою региональную стратегию группа начинает с Чернигова. Там был приобретен завод ОАО «Стройиндустрия», фактически прекративший на момент покупки свою работу. За полгода он был модернизирован, полным ходом идет процесс наращивания объемов производства. «И мы этим гордимся», — говорит Александр Пилипенко.
http://delo.ua/