11.05.2008 05:35:00
Правительство России утвердило окончательную сметную стоимость Западного скоростного диаметра. Итоговая сумма превысила даже самые смелые прогнозы. Чиновники постановили, что трасса будет стоить 212 млрд 724,9 млн руб., хотя ранее назывались цифры в 120–130 млрд. В сравнении с начальной стоимостью дорога подорожала более чем в 3 раза. И хотя будущие концессионеры, которые уже заявили о своем желании участвовать в реализации проекта, пока своих предложений не отозвали, эксперты уже склоняются к мысли о том, что реализация такого дорогостоящего проекта будет не по плечу ни горбюджету, ни участникам конкурса.
Ушедший в отставку после инаугурации Дмитрия Медведева парламент оставил «сюрприз» для правительства под руководством Владимира Путина. Именно ему нужно будет решить, сколько же денег выделить на подорожавший петербургский ЗСД. Ранее планировалось, что из федерального фонда выделят всего 28 млрд руб. Примерно по столько же должны были «скинуться» на скоростную магистраль городской бюджет и концессионер. Теперь, по самым скромным подсчетам, федералам придется отправить в Петербург не менее 70 млрд. Городу и бизнесу придется вложить в стройку не меньше. Итоговая стоимость ЗСД превысит даже цену Кольцевой автодороги, которая обошлась государству в 136 млрд руб. При этом длина КАДа значительно превышает протяженность ЗСД (115,3 км против 46,6 км).
Такое ценообразование, по словам правительственных чиновников, вызвано, прежде всего, ростом цен на строительные материалы, — за то время, пока объявление конкурса по строительству дороги откладывалось, только цемент подорожал на 60%, металл вырос в цене почти вдвое. Однако, по мнению чиновников, ускорить процесс объявления конкурса по проекту ЗСД было невозможно. «Это первый концессионный конкурс и мы хотели провести его так, чтобы он стал образцом для других подобных проектов», — заявляли правительственные чины. В результате, конкурс по ЗСД переносился трижды. Окончательным сроком подачи заявок стало 23 апреля 2008 года, в связи с этим дата подведения итогов была перенесена с 7 мая на 20 июня 2008 года.
Однако, похоже, сверхвысокая цена ЗСД удивила не всех. Как прокомментировали в комитете по инвестициям и стратегическим проектам Смольного, стоимость, конечно, значительная, но вполне предсказуемая. Исходя из существующих расценок на стройматериалы, эта цена вполне оправдана. Судя по всему, такого же мнения придерживаются и будущие концессионеры. Пока никто из них не отказался участвовать в конкурсе и заявки не отозвал.
Напомним, что за право реализовывать проект до 20 июня поборются 4 компании: MLA Lieferas-Phalt GmbH (Австрия), ООО «ЗСД — Невский меридиан» (Санкт-Петербург), ООО «Винциад групо де Инверсионес 2006, СЛ.» (Испания), «Санкт-Петербургская скоростная магистраль Б.В.» (Нидерланды).
Эксперты по поводу цены на ЗСД во мнениях расходятся. Представитель другой масштабной дорожной стройки Петербурга заявил, что смета сформирована из нескольких важных показателей. Прежде всего, это трудность прохождения трассы (ЗСД проходит через центр города, который насыщен коммуникациями), также учитывается то, что трасса — свайная дорога, а значит, нужны дополнительные деньги на бетон и металл для поддерживающих конструкций. Специалист уточняет также, что необходимо включить в цену и возможные имущественные вопросы, которые будут возникать в ходе строительства. «ЗСД пройдет через город и затронет интересы жителей. Возможно, нужно будет оставлять полосу отвода дороги, а значит, выкупать у людей их квартиры и расселять дома», — сообщил эксперт.
Однако с ним спорит аналитик одной из крупнейших строительных компаний. «4 млрд руб. за 1 км дороги — это слишком завышенная цена, — рассказал специалист. — Скорее всего, кроме объективных расходов, в нее заложены и субъективные. Поскольку этот проект — первая дорожная стройка, реализуемая на условиях государственно-частного партнерства, то правительство заложило в стоимость и свои риски, которые смогут быть возмещены из средств концессионера, если что-то пойдет не так». Кроме того, аналитик отметил, что концессионеры идут в проект, потому что надеются окупить его за причитающиеся им по контракту 30 лет (именно столько будет эксплуатировать трассу выигравший участник конкурса). При повышенной стоимости срок окупаемости может быть и увеличен. Таким образом, нужно будет или пересматривать условия соглашения или повышать стоимость проезда по ЗСД.
Напомним, что, по планам проектировщиков, трасса ЗСД протяженностью 46,4 км пройдет от станции Предпортовая с «Большим морским портом Санкт-Петербург», западной частью Васильевского острова, Приморским шоссе в районе поселка Белоостров и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Прибалтики, Скандинавии и регионы России. Число полос на ней составит 6–8, транспортных развязок — 15, расчетная скорость движения — 120 км/ч. Плата за проезд по трассе предполагается на уровне до 100 руб. для владельцев легковых автомобилей, 150–300 руб. — для грузовиков. Окончание строительства намечено на 2010–2011 годы.
http://www.fontanka.ru/