Интервью с соруководителем строительного сектора «Базового элемента» Дугласом Ландом

30.04.2008 20:12:00

Год назад холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент» удивил наблюдателей, купив блокирующий пакет акций одного из крупнейших инженерно-строительных концернов в мире — австрийского Strabag. С тех пор Strabag заметно увеличил портфель заказов на стремительно растущем российском рынке, и теперь претендует на участие в нескольких крупномасштабных инфраструктурных проектах. О дальнейших планах Strabag в России, сотрудничестве концерна с «Базовым элементом» в строительной и цементной отраслях, а также олимпийских проектах «БазЭла» рассказал соруководитель строительного сектора российского холдинга Дуглас Ланд.

— Прошел год после того, как «БазЭл» приобрел пакет акций Strabag. Можно ли назвать инвестицию удачной?

— Наше сотрудничество проходит так, как мы и предполагали. За один год сложно ожидать быстрых результатов и отдачи. Но мы все равно достигли многого. Достаточно того, что «БазЭл» только что присудил Strabag победу в тендере на строительство международного аэропорта в Сочи. Количество отобранных участников было ограничено, так как мы стремились к тому, чтобы участие принимали только квалифицированные и хорошо зарекомендовавшие себя компании. Строительство объекта, стоимость которого составляет 60 млн евро, должно быть закончено к концу года.

— В каких еще проектах может принять участие Strabag?

— Могу сказать, что мы подали заявку на строительство надземной транспортной железнодорожной системы, протяженностью 30 км, которая соединит Санкт-Петербург с аэропортом Пулково. Проект потребует инвестиций в размере 1,4 млрд $. Его реализация начнется, как только власти одобрят заявку.

Еще один пример — проект Западного скоростного диаметра (ЗСД) протяженностью 47 км, который будет располагаться в западной части Санкт-Петербурга. Стоимость строительства оценивается в 175 млрд руб. Софинансирование проекта будет осуществляться из бюджетных средств. Западный скоростной диаметр станет первой платной скоростной автодорогой в России, которая призвана разгрузить город от большого количества машин.

— В какую сумму оценивается портфель проектов Strabag в России?

— По нашим оценкам, к концу года он составит 3 млрд евро.

— Позиции Strabag на российском рынке усиливаются, не в последнюю очередь благодаря сотрудничеству с «БазЭлом». Вероятно, в перспективе это позитивно повлияет на финансовые показатели компании. В связи с этим нет ли у вас желания увеличить свой пакет в Strabag?

— Основная цель, которую мы преследовали, покупая значительную долю в одном из крупнейших европейских строительных концернов — это получение доступа к современным технологиям и знаниям. На данный момент, мы считаем, нынешний пакет акций позволяет нам справляться с поставленной задачей. Мы успешно знакомимся с наработками коллег, планируем организовать стажировки для россиян на европейских предприятиях Strabag и приглашать коллег для ознакомления с особенностями российского строительства и ведения финансов в российских компаниях. Нет, пока «Базовый элемент» долю в Strabag увеличивать не собирается.

— Как развивается сотрудничество со Strabag в цементном бизнесе?

— Если говорить о нашем участие в производстве цемента, то надо сказать, что на днях прошли очередные переговоры с партнерами из Strabag. Договоренности по меморандуму о взаимопонимании остаются в силе. В прошлом году мы приняли решение создать совместную компанию по производству цемента на территории России, а также стран СНГ и в Восточной Европе. Наше сотрудничество со Strabag можно назвать очень плотным. Мы работаем так, как если бы все итоговые документы между нами уже были подписаны.

У «БазЭла» есть много активов, которые он привлечет к сделке со Strabag. Он, в свою очередь, предоставляет свой цементный завод в Венгрии. С нашей стороны мы вносим в СП свой цементный завод в Казахстане, который производит сейчас 450 тыс. т цемента в год. Так что этот бизнес станет частью сделки. Наше сотрудничество со Strabag также выражается в том, что она советует нам, какие компании лучше привлекать для улучшения производительности и мощностей на заводах. У «БазЭла» есть планы строительства цементного завода в Туапсе около Сочи. Ожидаемая мощность завода — больше 2 млн т. Также могу назвать в качестве одного из проектов строительство Серебрянского цементного завода мощностью 1,8–1,9 млн т в год в Рязанской области. Строительство этого объекта уже запущено. Strabag принимает в этом проекте непосредственное участие.

К списку заводов можно теперь отнести Пикалевский глиноземный завод, купленный у «РусАла». Он будет перепрофилирован, в результате чего ПГЗ будет выпускать 1,8 млн т цемента в год. Строительство первой очереди закончится к осени этого года. Сразу же после этого начнется строительство второй очереди. Будет построен новый цементный завод в Новгороде мощностью 1,8 млн т в год.

Размеры мощностей примерно равнозначны, так как мы пытаемся стандартизировать наши заводы, для того, чтобы улучшить производительность. Общий объем производства, по нашим прогнозам, составит 10 млн т цемента в год через 5 лет. «БазЭл» вкладывает больше средства в цементный рынок, потому что мы понимаем, что рынке дефицит. После того, как заводы начнут работать в полную силу, мы имеем все шансы войти в число лидеров в цементной отрасли.

— Чем объясняется интерес «БазЭла» к цементным заводам в Турции и Китае?

— У компании было намерение купить несколько заводов в Турции, но сделка сорвалась. Мы все равно продолжаем сотрудничать, получая цемент из Турции, который ввозится через Новороссийск. Вопрос в цене и качестве одновременно. «Базовый элемент» самостоятельно проверяет качество поставляемого цемента и отправляет его в Россию. Сотрудничество с Турцией началось в этом году. Согласно подписанному договору, на этот год запланирован объем в размере 1 млн т цемента.

«БазЭл» сотрудничает и с Китаем. Ни для кого не секрет, что китайцы производят дешевый и качественный цемент. Мы также рассматриваем возможность покупки клинкера. Так как производство цемента в Китае обходится намного дешевле, то покупка завода могла бы помочь в решении вопроса стоимости. Выгоднее перевозить изготовленный цемент на территорию РФ, чем производить его здесь.

Компания также рассматривает Украину как объект для инвестирования в цементный бизнес. В данный момент мы работаем над сделкой, и детали будут освещены в случае ее успешного завершения. У Украины есть хороший потенциал стать новым источником производства качественного цемента для России. Высокий спрос присутствует в обеих странах.

— Какой общий план по инвестициям в цементный бизнес на ближайшие 5 лет?

— В ближайшие пять лет в производство цемента компанией запланирован объем инвестиций в минимум в 1,5 млрд $. Мы не просто собираемся покупать заводы, мы будем вкладывать наличные средства, привлекать заемное финансирование для долгосрочных целей.

— Как можно охарактеризовать отношения «БазЭла» с лидером рынка «Евроцементом»?

— «Евроцемент», в первую очередь, наш конкурент. Пока мы рассчитываем войти в число лидеров отрасли, но кто знает, когда-нибудь, возможно, будет и первое. В свое время мы были маленькой алюминиевой компанией. Сегодня мы — самые крупные в области производства алюминия в мире. Главное — это не зависеть от других и демонстрировать свои сильные стороны. Я считаю, что на рынке должна присутствовать здоровая конкуренция.

— Цена на рынке недвижимости продолжают расти. Следовательно, стоимость цемента также поднимается. Когда, на ваш взгляд, произойдет стабилизация цен?

— На любом рынке присутствуют спрос и предложение, которые диктуют ему, как себя вести. Когда рынок в России достигнет точки насыщения цементом, то тогда можно будет говорить о стабилизации цены. Но пока этот вопрос никто не сможет дать ответ. Когда спрос на недвижимость перестанет быть высоким, и предложение, соответственно, уменьшится, то есть оборот капитала на рынке заметно снизится, можно будет говорить о том, что цена на цемент прекратит расти. Но на это может потребоваться неизвестное количество времени.

— Расскажите о проектах компании в Сочи в связи со строительством объектов к Олимпиаде-2014.

— Проекты «Базового элемента» в Сочи включают строительство стадионов, Олимпийской деревни, инвестиции в частные отели, строительство дамбы, порта и нового здания Международного аэропорта. Мы сотрудничаем с госкорпорацией «Олимпстрой». «Олимпстрой» признал профессионализм наших партнеров. На ближайшее время у нас запланирована очередная встреча. Мы становимся одной командой. Нынешнее строительство в Сочи — это большой проект, в котором принимают участие квалифицированные компании. В том числе и «БазЭл» совместно со Strabag.

— Каков объем инвестиций в сочинские проекты?

— Сейчас сложно привести общий объем необходимых инвестиций. Ведь основные инвестиционные контракты нами пока не подписаны. Ранее мы говорили, что готовы вложить в строительство олимпийских объектов около 4 млрд $. Разные эксперты называли различные оценки, сколько потребуется на строительство олимпийских объектов вообще — от 20 до 40 млрд $, тут я нового ничего не скажу, вам эти цифры и так хорошо известны.

— Проект «Сочи» может стать прибыльным?

— Мы надеемся, что все проекты принесут компании прибыль. Мы будем строить объекты таким образом, чтобы они могли использоваться в том же, либо альтернативном назначении и после проведения Олимпиады. По этому направлению мы сотрудничаем с «Олимпстроем», также как и с другими инвесторами.

— После неожиданной смены руководства в «Олимпстрое» некоторые наблюдатели заговорили о потерянном годе. Вы согласны с этой оценкой?

— Я могу сказать, что «Базовый элемент» не теряет времени. Мы активно работаем над своими проектами. Смена руководства на самом деле не означает потерю большого количества времени. Это процесс реорганизации в компании. У «БазЭла», также как и «Олимпстроя», есть расписание сдачи объектов с согласованными датами.

http://www.finmarket.ru/

    Была ли полезна информация?
  • 1570
Автор: @ВесьБетон