07.04.2008 18:11:00
«Рассмотрим любые варианты» — эта фраза стала сегодня лейтмотивом покупателей на российском рынке строительных материалов. За один лишь прошлый год цемент подорожал в разных регионах страны на 80–100%, металл вырос в цене на 20–40%. Эксперты уверены, что этот год не принесет облегчения. Потребности в цементе одной лишь стройки века в Сочи оцениваются в 4–5 млн т. А есть еще нацпроект «Жилище», строительство дорог и гидроэлектростанций в Сибири, газификация регионов… В итоге цены на цемент в 2008 году могут, по некоторым оценкам, удвоиться.
Результат такого удорожания слабо предсказуем. Что произойдет с ценами на жилье, которые бьют все рекорды уже не только в Москве, но и в других регионах? Что будет с социальным жильем, расходы на которое уже рассчитаны и заложены в федеральный и региональные бюджеты? Теперь этих денег будет явно недостаточно, и власти могут оказаться перед непростым выбором: либо снова увеличивать расходы, либо урезать социальные проекты. То же может произойти с инвестиционными программами крупных компаний, от энергетиков до газовиков. Им тоже придется либо отказываться от ввода в строй новых, так необходимых мощностей, либо наращивать издержки. Вслед за ними неизбежно потянется ускоренный рост тарифов, который, в свою очередь, подогреет инфляцию.
Одним словом, проблемы рынка стройматериалов определенно попадают в сферу интересов не только бизнеса, но и властей. Что могут сделать те и другие, чтобы исправить положение? Когда-то одной из причин развала цементной отрасли стала схема работы со строителями по принципу «утром стулья — вечером деньги». Причем, вспоминает глава ГУП «Мосстройресурс» Иван Борисов, «вечер» мог растянуться на полгода-год. Строительство страдало от нехватки оборотного капитала по всей цепочке — от девелоперов до цементных заводов. Но «крайними» в этом порочном круге оказывались неизменно производители стройматериалов. Что в «тощие» кризисные годы для многих стало равнозначно смертному приговору. Во многом из-за этого цемента в России производится слишком мало. «В том, что в России сложилась такая ситуация, отчасти виноваты и строители. Десять лет назад цемент стоил 40 $, но никто не платил за него. Его брали на полгода-год, сразу никто за него не рассчитывался. Строители сначала продавали квартиры и лишь потом платили цементникам, — отмечает Иван Борисов. — У нас, что касается цемента, государство прозевало, не уследило за тем, что загубили промышленность».
С одной стороны, бизнес старается как может, и сегодня ситуация начала меняться. Во-первых, стала другой схема оплаты: теперь производители стройматериалов получают деньги не месяцы спустя после поставки, а сразу. Во-вторых, многие девелоперские и строительные компании стали развивать собственные цементные производства. Это позволяет им не только решить проблему расплаты с цементниками и получить дополнительную прибыль, но и минимизировать риски, связанные с нестабильным рынком стройматериалов. С другой стороны, не все так просто и радужно. Создать свое производство цемента по силам только крупнейшим компаниям. Если их производство для собственных нужд будет развиваться, а общая картина на рынке останется такой же печальной, ничего хорошего из этого не получится. Мелкие и средние компании, какими бы добросовестными они ни были, понемногу канут в Лету, а крупные компании станут еще более крупными и «вертикально-интегрированными». Что, в конечном счете, не лучшим образом отразится на конкуренции, так необходимой строительному рынку.
К тому же не весь бизнес одинаково добросовестен. Притчей во языцех стала история с «Евроцемент груп». В октябре 2005 года Федеральная антимонопольная служба предписала холдингу сбавить цены на 70% и уплатить штраф в размере 1,9 млрд руб. А весной 2006 года «Евроцемент» по настоянию ФАС стал выставлять часть своей продукции на биржевые торги. По замыслу чиновников, это должно было способствовать формированию более справедливой цены на цемент. Увы, биржевая цена на этот материал за 2007 год выросла в 2,5 раза. При этом через биржу проходит примерно четверть всего российского цемента. ФАС снова пришлось проводить расследование, и в конце прошлого года антимонопольщики выявили на торгующих цементом товарных биржах целый «букет» нарушений. Например, менее половины таких бирж подают отчетность в Росстат, некоторые нарушают процедуру проведения аукционов. А участники рынка подозревают, что на некоторых биржах могли совершаться фиктивные сделки. По экспертным оценкам, они могли увеличить искусственный дисбаланс между спросом и предложением вдвое.
Так что полагаться на «невидимую руку рынка» в нынешних российских условиях, видимо, еще рано. Для того чтобы рынок работал так же эффективно, как на Западе, необходимо серьезно менять законодательство — в той же антимонопольной области. Но и самые лучшие законы мало чем помогут, пока не будут устранены фундаментальные перекосы рынка, подталкивающие к злоупотреблениям и махинациям. Поэтому на нынешнем этапе государство могло бы попытаться — хотя бы на время — стать более активным участником этого рынка. Во-первых, в качестве покупателя. Успешный опыт создания системы централизованных закупок для городских строительных программ уже есть, например, в Москве. «Необходима единая, четкая система, чтобы правильно сделать закупки для сформированных городом программ, — говорит Иван Борисов. — Ведь для этого нужно четко просчитать объемы, определиться с производителем, жестко выстроить систему финансирования, через проведение тендеров получить наибольшую скидку на розничные и оптовые цены».
Во-вторых, государство может стать поставщиком строительных материалов. Для этого власти могут инвестировать собственные средства в строительство новых заводов. Опять-таки до тех пор, пока рынок не нормализуется, а в дальнейшем эти предприятия могут быть приватизированы. «У предприятий стройкомплекса — тех, что будут участвовать в строительной промышленности и которые будут развиваться за счет денег бюджета — может быть одна-единственная задача: сдерживание роста цен, их коррекция», — подчеркивает глава Мосстройресурса.
Даже сами предприниматели призывают государство вмешаться. Например, к этому призвал на недавнем заседании Совета при президенте по реализации приоритетных национальных проектов глава РСПП Александр Шохин. Он заявил о необходимости господдержки в сфере производства стройматериалов — с тем, чтобы отечественный цемент стоил хотя бы не больше, чем он стоит в Европе. Пока этого не происходит, доступность жилья от года к году «отодвигается» от населения, подчеркнул он.
http://www.vmdaily.ru/