29.08.2011 16:39:00
22 июля 2011 года на официальном сайте Государственного
комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства
опубликован проект нового Закона Украины "О саморегулируемых
организациях". Разработкой данной версии законопроекта занимались
Общественный совет по вопросам развития саморегулирования предпринимательской и
профессиональной деятельности при Государственном комитете Украины по вопросам
регуляторной политики и предпринимательства, в Общественный совет входит более
60-ти руководителей различных профессиональных и предпринимательских общественных
организаций Украины. Активное участие в разработке данного проекта Закона
Украины принял Павел Михайлиди.
В апреле 2011 года в Верховной Раде Украины был, отвергнут проект закона
"О саморегулируемых организациях", предложенный депутатом Верховной
Рады Королевской Натальей Юрьевной (видео о рассмотрении проект закона "О
саморегулируемых организациях" в Украине), будем, надеется, что вторая
попытка будет более удачной.
О проекте Закона Украины "О саморегулируемых организациях":
В первой главе "Общие положения о саморегулировании" проекта закона
определяются основные понятия, предмет саморегулирования, стандарты и правила
саморегулируемых организаций, принципы деятельности СРО, членство субъектов
хозяйственной и профессиональной деятельности в СРО, правовое положение СРО,
наименование и место нахождения СРО, в том числе определяются такие понятия как
саморегулирование, саморегулируемая организация, компенсационный фонд
саморегулируемой организации, должностные лица СРО, правила хозяйственной или
профессиональной деятельности членов СРО.
Вторая глава посвящена регистрации СРО, а так же получению статуса
саморегулируемой организации в уполномоченных органах исполнительной власти. В
это главе подробно описываются все детали создания саморегулируемой
организации, от созыва учредительного собрания СРО, требованиям к решению
учредительного собрания СРО, требованиям к уставу СРО, порядку вступления в СРО
новых членов, до государственной регистрации СРО и основаниям для отказа в
регистрации.
Третья глава "Управление саморегулируемой организации", повествует об
органах управления СРО - Общем собрании членов СРО, Коллегиальном органе
управления СРО, Исполнительной дирекции СРО, специализированных органах
управления СРО, а так же правах и обязанностях членов СРО.
Четвертая глава проекта об имуществе саморегулируемой организации, источниках
формирования имущества СРО, ну и конечно же о компенсационных фондах СРО.
Пятая глава посвящена непосредственно деятельности СРО, так в данной главе
определяются основные функции, права и обязанности СРО, определяется полномочия
СРО по контролю за членам, а так же порядок проведения проверки (контрольных
функций СРО), определяется порядок доступа к информации СРО, порядок защиты
конфиденциальной информации, определяются ограничения прав СРО и её должностных
лиц, определяется понятие заинтересованные лица и конфликт интересов
применительно к саморегулированию, так же определяются способы обеспечения
имущественной ответственности. Отдельная статья посвящена вопросам страхования,
как дополнительном способе обеспечения имущественной ответственности членов
СРО. В этой же главе определяется порядок ведения реестра членов СРО,
полномочия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти
Украины по вопросам деятельности СРО, состав и сведения которые вносятся
уполномоченным исполнительным органом в реестр саморегулируемых организаций,
особенности ликвидации СРО, а так же предусматривается возможность создания
национальных объединений СРО, порядок регистрации Нацобъединений, функции и
органы управления Национального объединения.
Проектом предусматривается введение в течение года после вступления в силу
данного проекта Закона Украины, института обязательного саморегулирования в
следующих сферах деятельности - арбитражных управляющих, аудиторской
деятельности, оценочной деятельности, актуарной деятельности, деятельности
патентных поверенных, кадастровых инженерах, инженерных изобретениях,
архитектурно-строительном проектировании и деятельности в области энергоаудита.
Следует отметить, что проект закона предложенный для рассмотрения в Верховной
Раде, является весьма качественным документов, видно, что над ним и правда
работали длительное время (более полугода). При этом нельзя не отметить, что
данный проект закона придерживается российской системы саморегулирования,
перенимая даже отдельные институты СРО. И если можно было бы охарактеризовать
данный проект, то следовало бы сказать, что он объединяет в себе разрозненные
положения и нормативно правовые акты о саморегулировании России, с
переработками, своего рода квинтенсецией всего лучшего в саморегулировании России.
Нет сомнений, что этот нормативно-правовой акт является фундаментальным
документом для саморегулирования в Украине. Россия шла, постепенно
перерабатывая и улучшая этот институт, Украина же смогла обобщить опыт и сразу
же создать достойный внимания нормативно-правовой акт.
Как и в России, в проекте закона саморегулирование опирается на механизм не
только коллективной, но и имущественной ответственности всех участников, за
счет использования средств компенсационных фондов и как дополнение системы
страхования.
Внедрение саморегулирования в Украине должно привести к повышению
ответственности участников профессиональной и хозяйственной деятельности в
сферах хозяйственной (предпринимательской) деятельности, где институт СРО будет
применен, очищению рынка от недобросовестных участников, повышению качества
оказываемых услуг, выполняемых работ и производимых товаров.
Саморегулирование как институт, существующий не в качестве альтернативы
государственному регулированию, а как полная замена государственному
регулированию (государственному лицензированию) впервые из стран СНГ был введен
в России, и к настоящему моменту существует в России в более чем в 7 различных сферах
профессиональной и предпринимательской деятельности. Первое место Россия так же
заняла отдельный закон "О саморегулируемых организациях". Однако
преимущества данного механизма видимо осознали и в государствах постсоветского
пространства, так например Приднестровье может стать второй страной бывшего
Советского Союза, где может быть принят базовый закон о саморегулируемых
организациях. Украина вынесением на общественные слушания данного проекта
сделала очень решительный шаг к принятию рамочного закона о саморегулировании
и, таким образом, потенциально имеет шансы стать третьей, а возможно и второй
страной, на постсоветском пространстве принявшим базовый закон о
саморегулировании.
Нам остается пожелать Украине удачи и успехов, надеясь, что она не допустит
ошибок, которые были, и пока есть в системе саморегулирования в России
(особенно в саморегулировании строительной, проектной и изыскательской
деятельности).
Виктор Ностроев
http://www.all-sro.ru/
фото: http://www.all-sro.ru/