12.07.2011 12:46:00
Прогнозируемый рост объемов потребления таких товаров в
Петербурге и Ленинградской области составит, по данным Евгения Ботка,
генерального директора ЗАО «Агентство строительной информации» порядка 17 %,
что на 3% меньше общероссийского показателя. Емкость же рынка в 2010 году
составляла 560 тонн.
Кризисный спад
Объемы потребления на местном рынке могут быть в 1,5-2 раза
выше, чем в странах Запада с сопоставимым объемом строительства.
Кризисные явления, конечно, затронули и этот сегмент, но спрос восстановился
уже в 2010 году, а сегодня стремительно растет.
Мария Дубко, начальник ИАО ООО «Кнауф Маркетинг Санкт-Петербург», отмечает, что
«от кризиса, как и все рынки строительных материалов, он пострадал, причем
падение объемов продаж всех основных игроков рынка пришлось на 2009 год. В 2010
году динамика рынка была уже положительной, в 2011 также наблюдается устойчивый
рост».
Рост рынка обусловлен, по мнению Андрея Волкова, руководителя отдела маркетинга
и рекламы ЗАО «ПП «КРЕПС», эффектом низкой базы 2009-2010 годов, а частично –
реальным ростом потребности в строительных материалах. Лидеры рынка растут с
опережающими темпами больше 20%. Так, ЗАО «ПП «КРЕПС» выпустило в I квартале на
35% больше готовой продукции.
«Быстрее всего растут продажи гипсовой группы. В 2009 году произошла коррекция,
было выпущено на 20% меньше строительных смесей, чем в 2008-м, а в 2010-м было
произведено на 5% меньше, чем в 2008-м», – говорит Андрей Волков.
«Надо понимать, что изменились не только физические объемы, но и структура,
то есть увеличилась доля простых продуктов (ЦПС, клеи для плитки, стяжки и
пр.), выручка также упала. Частично в 2009 и 2010 годах потери производителей
были компенсированы безрисковыми поставками и более низкими ценами на сырье и
материалы», – объясняет господин Волков.
Как отметили в строительном торговом доме «Петрович», падения на рынке сухих
строительных смесей даже в кризисный период они не наблюдали. Практически не
влияет на этот рынок и фактор сезонности. Уже с 2010 года наметился уверенный рост,
который только набирает темпы в 2011 году. Возможно, такой всплеск интереса
связан и с дефицитом цемента, взамен которому потребители брали строительные
смеси.
Золотая середина
По словам экспертов, на рынке Петербурга в отличие, к
примеру, от московского рынка преобладает спрос на материалы средней и выше
средней ценовых категорий.
Господин Ботка объясняет такую ситуацию другой культурой потребления.
«Петербургский рынок начинался со вполне современных импортных ССС.
Соответственно, и планка требований у строителей была установлена на другой
высоте. Высокие требования к качеству смесей обуславливают выбор относительно
дорогих продуктов. Как следствие, слишком дешевые смеси не вызывают у
строителей нашего региона доверия, даже если обладают вполне приличным
качеством. Косвенным подтверждением могут служить скромные успехи на рынке
Санкт-Петербурга некоторых московских марок», – поясняет он.
Перспективный сегмент
Андрей Волков, руководитель отдела маркетинга и рекламы ЗАО
«ПП «КРЕПС» считает, что отрасль находится на границе между 2-й и 3-й стадиями
консолидации. «Появление новых игроков возможно только в случаях сделок
M&A, в том числе на мировом рынке; серьезных инвестиций в разработку
источников сырья (гипсовых карьеров); нового направления в деятельности больших
компаний из смежных отраслей, опять же при условии больших инвестиций в
производство, развитие и продвижение; сверхинвестиций, например в строительство
собственного цементного завода
Можно с уверенностью говорить, что в ближайшие 2-3 года на таком непростом и
конкурентном рынке, как производство строительных смесей, число игроков
уменьшится вдвое, а отрасль пойдет по пути модернизации, развития, выпуску
новых продуктов и сертификации ее в соответствии с европейской системой
качества», – считает эксперт.
По словам Марии Дубко, начальника ИАО ООО «Кнауф Маркетинг Санкт-Петербург»,
перспективы у рынка благоприятные. «Мы прогнозируем дальнейший рост.
Предполагаем на рынке дальнейший рост сегмента DIY в дистрибуции ССС. В мае на
рынке DIY появилась первая Privat label (Метролит), возможно, другие сети
пойдут по этому же пути. Развитие ассортимента основных производителей ССС в
основном идет по пути улучшения рецептур существующих позиций и выпуска смесей
под специализированные потребности рынка», – прогнозирует госпожа Дубко.
Алена Филиппова
http://asninfo.ru/
фото: http://asninfo.ru/