08.07.2011 23:19:00
Президент Российского
Союза строителей Яковлев Владимир
Анатольевич на Саммите деловых
кругов "Сильная Россия - 2011"
28.06.11 обозначил основные аспекты, задачи
и вопросы инноваций в строительстве в
рамках дискуссии «Инновации в
строительстве. Инфраструктурные проекты
России». Инновационные ресурсы – один
из ключевых факторов экономического
роста, и эта аксиома в полной мере
относится к отечественной строительной
отрасли. Без активного использования
инноваций она обречена на деградацию
и саморазрушение, снижение
конкурентоспособности, уменьшение
количественных и качественных показателей.
"В последние годы вводится порядка
60 млн. квадратных метров, в советское
время вводили в Российской Федерации
76 млн. квадратных метров, мы этого пика
пока не смогли достигнуть. Ну, и последние
годы, к сожалению, вот эти 56-58 млн.
квадратных метров остаются-таки
недосягаемыми. По пяти месяцам этого
года опять 7% не додали к прошлому году,
хотя, честно говоря, в денежном выражении,
если все стройки считать по деньгам, то
выполнение составило плюс 0,8%. Но это
такие статистические данные. А если
0,8% перевести в инфляционную составляющую,
перевести в удорожание стоимости
строительных материалов и стоимости
работ, то это будет примерно минус 20% к
докризисному периоду. То есть вот, где
мы находимся,"- если говорить о выходе
из кризиса. Запланированные 60 млн м2
жилья в этом году ввести будет
проблематично. А ведь руководством
страны поставлена четкая задача: к 2016
году увеличить объемы строительства
жилья до 100 млн м2 в год, к 2020 году – до
140 млн. Без внедрения современных методов
работы, новых технологий и строительных
материалов выполнить ее, на мой взгляд,
не представляется возможным.
Сегодня
крайне необходимо создавать задел по
проектно-сметной и градостроительной
документации, готовить площадки под
застройку, обеспечивать их коммуникациями,
заранее прорабатывать вопросы
финансирования социальной инфраструктуры.
Пока такая работа ведется очень медленно.
Если ничего не изменится, то никакого
ежегодного ввода 1 м2 на каждого россиянина
ни к 2020 году, ни потом мы не достигнем.
На сегодняшний день по пяти месяцам
промышленность строительных материалов
приросла от 10 до 20%, включая и цементную
группу, цементная группа на 13%, плюсам
2,3 млн. тонн цемента, то есть всего 18 млн.
тонн цемента выпустили за эти пять
месяцев. То есть рост есть. Ну, и мы
понимаем, почему этот рост, - потому что
есть несколько крупнейших строительных
объектов, на которых работает вся Россия.
Это Сочинская Олимпиада, это АТЭС на
Дальнем Востоке, это Универсиада в
Казани. Но для того, чтобы строительный
бизнес развивался, чтобы строительный
процесс шел, необходимо, чтобы эта
стройка шла во всех городах, поселках,
деревнях и так далее. Тогда это будет
ощутимо и тогда это будет понятно. В
плане строительства дорог, к сожалению,
мы опять очень активно отстаем. В нашей
стране по статистическим данным числится
порядка 900 тысяч километров разных дорог
и в больше степени, похоже, с грунтовым
покрытием. Почему я так говорю? Потому
что два ведомства совсем недавно начали
спор, сколько же у нас дорог, это
Министерство имуществ, которое определило,
что у нас 410 тысяч километров федеральных
дорог, а министерство, отвечающее за
дороги, говорит, что у нас всего лишь 50
тысяч километров федеральных дорог.
Поэтому вот 360 тысяч километров по дороге
при расчетах, подсчетах, инвентаризации
куда-то затерялись. Ну, и рядом соседняя
страна, на опыт которой мы часто опираемся,
Китайская Народная Республика, - у них
3,5 млн. километров дорог. На 900 тысячах
километров, наша территория в разы
больше Китайской Народной Республики,
ну и так далее. Ну, и последнее из этой
всей оперы. По плотности дорог в крупнейших
городах. Наши генпланисты в свое время
видимо не учли те вопросы, те проблемы,
которых мы достигли в конце 20 – в начале21
века. Если говорить о плотности дорог
даже в одной нашей столице, о плотности
наших улиц, то под дорогами в Москве
занято всего лишь 7% территории.
Европа – 25-27%, Америка – 30-35%. Вот исходя
из этого, мы должны делать сразу же
архитектурные, и строительные, проектные
выводы, куда? как мы пойдем, что мы будем
делать с городами. Неслучайно, сегодня
по Москве возник вопрос о том, что из
центра необходимо выводить часть
федеральных структур, часть городских
структур, опять предприятия, которые
находятся еще и продолжают работать и
так далее. Это всё те проблемы накопившихся
лет. Ну, и на сегодняшний день. Если
генеральные планы все-таки на территориях
в рамках законодательства подготавливаются
и начинают работать. Ну, может быть,
старые планы с небольшой корректировкой,
то схем территориального развития, по
которым определяются точки развития,
к сожалению, практически везде отсутствуют.
И поэтому если страна не будет, начиная
с регионов, иметь стратегии развития,
если не будет опираться на территориальные
планы , на генеральные планы, значит,
ничего хорошего мы в ближайшее время
не получим. Но в то же время от пессимизма
все равно переходим к оптимизму, есть
возможности развития, есть желание
развиваться, необходимо только правильно
выстраивать. И государство должно на
себя брать те обязательства, которые
оно должно нести. Всё, что связано с
социальными обязательствами, что связано
с инженерной инфраструктурой, что
связано с дорожным строительством, -
никакой бизнес не потянет. Бизнес пойдет
тогда, когда будет дорога, когда будет
электричество, когда будет газ. Вот
тогда будет развиваться бизнес, тогда
появляются рабочие места. А чтобы создать
25 млн. рабочих мест в ближайшие 2-2,5
десятилетия, правда, цифру уже
откорректировали, уже сказали, не 25, а
15 млн., но и 15 млн. – это большое количество
рабочих мест. На это потребуются
огромнейшие усилия от всех.
Очень
показателен пример малоэтажного
строительства. Пять лет назад о нем
много говорили, но мало что делали. И не
было в этом секторе ничего новомодного
и современного. Но когда стало понятно,
что за данным видом строительства
будущее, и что это направление будет
всячески поддерживаться государством,
то промышленность для малоэтажного
строительства сразу начала развиваться.
Сначала появились небольшие кустарные
производства, а потом им на смену пришли
специализированные ДСК для малоэтажного
жилья. Сегодня на малоэтажку приходится
уже около 50% объемов ввода".
Комитеты
Российского Союза строителей работают
на создание новых производственных
мощностей в строительстве и модернизацию
действующих, члены российского союза
строителей, производители стройматериалов
переходят на инновационные рельсы,
вооружившись энерго- и ресурсосберегающими
технологиями. Снятие с бизнеса
бюрократических обременений поможет
серьезно снизить стоимость строительства,
повысить объемы выпуска продукции. Но
нужно, чтобы этим вопросом озадачились
администрации всех уровней – федеральные,
региональные, местные.
http://www.omorrss.ru/
фото: http://www.omorrss.ru/