05.07.2011 13:05:00
29 июня 2011 года Государственная Дума ФС РФ приняла во
втором чтении проект №520154-5 федерального закона «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сферой действия закона
обозначено осуществление закупок:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами
естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды
деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения,
водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения)
твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями,
муниципальными унитарными предприятиями; автономными учреждениями, а также
хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в
совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более
пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит юридическим лицам,
указанным в п.1 ч.2 ст.1 закона;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более
пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 2
ч.2 закона дочерним хозяйственным обществам.
Сфера действия принимаемого закона не будет пересекаться со сферой действия
федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
(федеральный закон №94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов
лишь для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений).
Требования к осуществлению закупок, в том числе порядок подготовки и
проведения процедур закупок и условия их применения, а также иные связанные с
обеспечением закупок положения должны будут содержаться в Положении о закупках,
утверждаемом в соответствии с ч.3 ст.2 закона. Закупки, как и прежде, будут
осуществляться путем проведения аукционов или конкурсов.
По общему правилу Положение о закупках, изменения, вносимые в указанное
Положение, планы закупок, извещение о закупках и иные сведения о закупках
подлежат обязательному размещению на официальном сайте в сети «Интернет»,
определенном Правительством РФ, и сайте заказчика в сети «Интернет» не позднее
пятнадцати дней со дня их принятия (утверждения).
Не подлежат размещению на официальном сайте и на сайтах заказчиков сведения о
закупках, составляющие коммерческую или государственную тайну, при условии, что
такие сведения содержатся в извещении о закупках, документации о закупках либо
в проекте договора, а также сведения о закупках, по которым принято решение
Правительства Российской Федерации в соответствии с ч.11 ст.4 закона. Заказчик
вправе не размещать на официальном сайте и на сайтах заказчиков сведения о
закупках товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.
Как мы видим, из провозглашенного принципа информационной открытости
торгов имеются существенные изъятия:
•По сравнению с первой редакцией законопроекта возможностей ограничить
публикацию стало больше: в первой редакции стоимость закупок не должна была
превышать 100 тыс. рублей. 500 тыс. рублей – значительная сумма и сохранение ее
в законе, как представляется, негативно скажется на эффективности контроля (в
т.ч. общественного) за проведением торгов.
•Ранее предусматривалось ограничение только для государственной тайны,
теперь же появилась и коммерческая. Под коммерческую тайну можно подвести
достаточно широкий круг сведений (см. Федеральный закон №98-ФЗ «О коммерческой
тайне»). По мнению начальника управления ФАС Михаила Евраева, коммерческая
тайна не должна быть основанием для засекречивания информации.
•В торгах, которые будут проводиться в соответствии с готовящимся законом,
смогут участвовать любые юридические или физические лица, но только если они
соответствуют Положению о закупках госкомпании. Отсутствие в законе четкого
содержания положения о закупках может создать почву для злоупотреблений и
нарушения прав участников закупок.
•Во второй редакции законопроекта исчез административный способ
обжалования нарушенных прав. Гражданско-правовые средства защиты в таком случае
могут оказаться не очень эффективны.
В Бюджетом послании Президент России Д.А. Медведев отметил, что для государства
значима сфера закупок не только непосредственно для нужд государства, но и для
государственного сектора экономики. В Послании указано, что «в целях повышения
эффективности расходов при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) субъектами
естественных монополий, корпорациями и компаниями с государственным или
муниципальным участием необходимо соответствующим образом сформировать
процедуры их закупочной деятельности с учётом особенностей каждого из этих
заказчиков. Прежде всего целесообразно установить требования, обеспечивающие
информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить указанные
заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников
(товаров), а также публичность результатов этих конкурсов».
Строительное сообщество и иные участники размещения заказа ждут доработки
закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», приведения его в соответствие с действующим законодательством
и построения внутренне согласованной системы закона (в т.ч. в части, качающейся
последовательного проведения принципов информационной открытости закупок,
равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений
конкуренции по отношению к участникам закупок, целевого и экономически
эффективного расходования средств на приобретение товаров, работ, услуг) с
учетом указаний Президента РФ, заложенных в Бюджетном послании.
http://www.omorrss.ru/
фото: http://www.omorrss.ru/