Тихий дом

23.06.2011 12:58:00

Даже квартиру в панельном доме можно обустроить так, чтобы не слышать ни соседских ссор, ни уличного шума. Необходимые технологии для этого есть. Впрочем, стоить это будет недешево, а квартира станет хуже приспособлена для жизни.

Тишина требует жертв

"Мы сразу предупреждаем, что звукоизоляция в квартире съест 10-15см от каждой стены, после этого большинство потенциальных клиентов отваливается,— рассказывает начальник лаборатории акустики телецентра "Останкино" Владимир Сиводедов, параллельно подрабатывающий реализацией акустических проектов в строительстве.— В результате за год в лучшем случае два-три таких товарища набирается. Остальные предпочитают бороться с шумом в источнике — бить морду соседу".

Звукоизоляция покушается не только на полезную площадь. Придется еще поднять пол хотя бы на 6см и пожертвовать примерно 15см с потолка. Стоит ли удивляться, что застройщики пренебрегают защитой от шума. Ведь строительство ограничено по высоте, и экономя этот 21см на перекрытиях, можно при стандартной высоте потолков 2,7м получить дополнительный этаж уже в 14-этажном доме. Учитывая тот факт, что к звукоизоляции покупатели квартир обычно не придираются, никто не хочет терять таких денег. Поэтому-то у сталинских домов шумозащита хорошая, а у современных зданий обычно плохая.

Исходя из этой же сугубо экономической логики неизменно снижаются нормативы по толщине межквартирных и межкомнатных перегородок. По нынешним СНиПам первые могут быть 20см толщиной, вторые — 10см. Этого, безусловно, мало.

"Стандартные технологии подразумевают толщину стены в 51см, слой шумоизолирующего утеплителя, поверх которого укладывается слой штукатурки и отделочный материал,— объясняет Дмитрий Котровский, управляющий по продажам жилого комплекса "Олимпийская деревня Новогорск".— Любое современное решение вопроса звукоизоляции приводит к увеличению стоимости квадратного метра".

В результате все, на чем сэкономили застройщики, жильцы, если хотят жить в тишине и покое, вынуждены делать сами. Тратя свои деньги (в среднем $800 за 1кв.м) и теряя свои уже оплаченные квадратные метры.

Слоеный пирог

Звуко- и теплоизоляция материалов не всегда коррелируются друг с другом. Так, из традиционных строительных материалов лучше всего защищает от посторонних звуков кирпич. Возможно, этим и объясняется такая любовь владельцев загородных домов к этому "несовременному", тяжелому, дорогому и не лучшему с точки зрения сохранения тепла материалу. На последнем месте — современные, дешевые и хорошо держащие тепло пеноблоки. Промежуточное положение занимают брус и сэндвич-панели.

Так что с точки зрения защиты от шума лучше всего, конечно, было бы отделать квартиру изнутри кирпичом. Но кирпич дорог и тяжел, поэтому для улучшения акустической защиты готовой квартиры обычно используют специальные шумозащитные панели.

Зачастую застройщики и продавцы стройматериалов подразумевают под звукоизоляцией просто слой минерального утеплителя. Действительно, самые простые материалы для защиты от шума так и устроены. Например, отечественный термозвукоизол, представляющий собой слой стекловаты, обшитый с двух сторон стеклополотном — он в нем как одеяло в пододеяльнике. Но одним слоем тут не отделаться: для полноценной звукоизоляции слои такого материала придется чередовать с минеральной ватой и гипсокартоном. То есть одним защитным "одеялом" проблемы не решить.

Не каждый шумопоглощающий материал можно запросто упрятать под обои. Есть, например, специальные панели для звукозаписывающих студий и всевозможных аппаратных, для которых принципиально важна форма, а отдельную роль в поглощении шума играет перфорация.

А вот полноценные, готовые к установке панели для защиты от соседского шума, которые можно, ко всему прочему, убрать под обои, устроены сложнее. Они похожи на слоеный пирог, в котором твердые материалы (обычно — гипсокартон) чередуются с мягкими (в основном — минеральная вата). По несколько слоев того, по несколько слоев другого.

"Только слоистые конструкции можно приблизить по свойствам к кирпичу,— констатирует Владимир Сиводедов.— Идеальной же звукоизоляцией будет так называемая система "коробка в коробке"".

Речь идет о том, чтобы добавить ко всем звукозащитным слоям еще и слой воздуха. Дважды пройдя через границу двух сред, звук изрядно потеряет в громкости. Со стенами и потолком все более или менее понятно. А опорные балки пола кладут на пружины или толстые резиновые прокладки.

Не попасть в резонанс

Кстати, воздушная прослойка не соответствует принципу "чем больше — тем лучше". Есть четкие границы: не меньше 6см воздуха и не больше 12см.

"При меньшей прослойке работает эффект совпадения частот, при большей между внешней и внутренней панелями возникает резонанс,— объясняет Владимир Сиводедов.— В обоих случаях звук прекрасно передается".

По тому же принципу делают специальные акустические окна. Любой производитель пластиковых стеклопакетов упирает на их шумозащитные характеристики. Но настоящие звукоизоляционные окна устроены по-другому. Ведь очень важно, чтобы стекла не попадали в резонанс. Для этого в звукозаписывающих студиях стекла в пакете устанавливают не параллельно, как обычно, а под углом друг к другу. В быту такое окно не очень-то удобно. Поэтому для квартир используют другую конструкцию — стеклопакеты со стеклами разной толщины, опять же для избавления от резонанса.

Двери в защищенном от звука помещении тоже должны быть специальные. Во-первых, сама конструкция у них многослойная, внутри — минеральная вата. Кроме того, акустическая дверь прилегает к дверной коробке плотнее благодаря уступчатой форме притвора. В результате в такой конструкции не остается щелей.

Глушитель для трубы

Но окна, двери и несущие конструкции — это еще не все проводники шума. Важнейшую роль тут играют инженерные системы. Каждый знает, что с помощью отопительных труб можно перестукиваться с соседом через несколько этажей. Чтобы перекрыть этот источник, можно оборудовать трубы в том месте, где они входят в квартиру, так называемыми вибровставками. Это такие эластично соединенные конструкции, которые гасят передающиеся по трубам шум и вибрацию.

Другая акустическая проблема внутридомовой инженерии состоит в том, что неотъемлемой ее частью являются всевозможные насосы, которые сами производят немало шума. Строители решают эти проблемы по-разному. Программа минимум — вибровставки в трубах на выходе из насоса. Некоторые застройщики подходят к делу более капитально.

"При строительстве и вводе в эксплуатацию первого элитного дома в квартале на Ленинском проектировщики столкнулись с проблемой распространения структурного шума внутри монолитных домов,— рассказывает начальник отдела маркетинга ООО "Квартал Эстейт" Олег Исаев.— После этого наша компания уделяет большое внимание звукоизоляции. Был разработан типовой комплекс мероприятий по шумоизоляции для каждого вида технического шума. Индивидуальные тепловые пункты и насосные станции оборудуются "плавающими" полами (стяжка "не касается" пола), каждой установке готовится индивидуальный фундамент, а подвесной потолок крепится через виброгаситель. Внутри технических помещений выполняется дополнительная шумоизоляция коробов вентиляционных камер и систем дымоудаления".

Еще один серьезный источник шума — принудительная вентиляция. В домах, где она есть, приходится устанавливать на воздуховод специальные глушители, точнее, целые ряды таких глушителей, поскольку одного обычно бывает недостаточно. Состоит глушитель из двух трубок разного диаметра, вставленных одна в другую. Промежуток между ними заполнен уплотнителем из минеральной ваты. Меньшая трубка — собственно воздуховод — в этом месте изобилует отверстиями. Воздушный поток в этом глушителе расширяется, а шум поглощается ватой.

Звуки на природе

Конечно, в многоэтажке все эти меры по звукоизоляции насосов и котельных не забота жильца, а обязанность застройщика и управляющей компании. Но строя собственный дом, надо уделять особое внимание таким источникам шума. Вообще, у загородных домов в плане звукоизоляции есть ряд особенностей. Например, передача звука между этажами.

"Наша компания, например, обладает патентом на технологию Silence Zoom: эта технология позволяет почти в десять раз уменьшить звуковой и вибрационный шум, передаваемый со второго этажа на первый. Суть технологии в том, что пол второго этажа и потолок первого базируются на двух независимых системах балок. Кроме того, сами балки лежат на специальных резиновых прокладках, что уменьшает передачу конструкционного шума с балок на стены",— описывает один из вариантов решения этой проблемы Александр Дубовенко, директор по развитию инвестиционно-строительного холдинга "Гуд Вуд".

Зато за городом появляется еще один способ защититься от уличного шума — построить правильный забор. Правда, сделать это не так-то просто. Ведь для того, чтобы какая-то экранирующая конструкция защищала дом от звука, этот дом должен оказаться в ее звуковой тени. То есть для звуковых волн не должно быть прямого пути от источника шума к защищаемому зданию. Для стопроцентной защиты понадобится забор в полтора раза выше дома. При этом сам он должен быть полноценной звукозащитной конструкцией не меньше 10см в толщину. Такая ограда не только портит вид из окна, но и влетает в копеечку.

Впрочем, все шумозащитные мероприятия, как мы уже убедились, удовольствие дорогое. Так что благодаря современным строительным материалам, алчным застройщикам и мягким СНиПам тишина в доме превратилась в предмет роскоши.

Никита Аронов

Технологии звукоизоляции

Что

Как работает

Звукоизоляционные панели

Эти панели состоят из нескольких чередующихся слоев твердых и мягки хшумопоглощающих материалов и обеспечивают хорошую звукоизоляцию

"Коробка в коробке"

Идеальная звукоизоляция достигается за счет конструкции "коробка в коробке". Для этого между стенами, полом, потолком и шумозащитными панелями оставляют воздушную прослойку в 6-12 см. К полу такая коробка крепится на мощных пружинах

Акустические окна

Чтобы внутренние и внешние стекла окон не попадали в резонанс друг с другом, их устанавливают под углом друг к другу или делают разной толщины

Акустические двери

Звукоизоляционные двери состоят из нескольких слоев, внутри — слой минеральной ваты. Кроме того, акустическая дверь плотнее прилегает к дверной коробке благодаря уступчатой форме притвора

Шумоглушитель для вентиляции

Вентиляционный шумоглушитель работает по тому же принципу, что и глушитель мотоцикла: трубка меньшего диаметра (в данном случае — воздуховод) испещрена отверстиями и вставлена в более толстую трубу. В пространстве между ними и гасится шум. Правда, в отличие от мотоцикла, это пространство для большей эффективности заполнено стекловолокном или минеральной ватой

Вибровставка для труб

Эластичные вставки в трубах снижают передачу шума и вибрации. Их обычно устанавливают там, где труба выходит из насоса, чаще всего в подвале дома

Независимые балкипола и потолка

Такой подход актуален для загородного деревянного дома. Потолок первого этажа и пол второго крепятся к двум разным системам балок, разделенных резиновыми прокладками

Забор

Чтобы защитить дом от уличного шума, забор должен быть не тоньше 10 см и желательно в полтора раза выше дома

Специалист-акустик способен не только повысить звукоизоляцию или улучшить звучание концертного зала. В позапрошлом веке различные акустические эффекты частенько использовали для развлечения публики. Они входили в число любимых русскими помещиками так называемых парковых затей. О барских "затеях" со звуком нам рассказал историк русской усадьбы, профессор культурологии МГУ, доктор технических наук ГЕОРГИЙ БЛЮМИН.

Начну с хорошо известного примера. В деревне Марьино, что в Рыльском районе Курской области, расположена построенная во втором десятилетии XIXвека усадьба князей Барятинских, ныне президентский санаторий. Есть там два танцевальных зала: большой и поменьше. В обоих наблюдается интереснейший акустический эффект: если вы встанете в одном углу, а ваш собеседник — в противоположном, вы сможете слышать даже самый легкий его шепот. Представьте себе: бал, музыка, танцующая публика, вы как бы невзначай отходите в угол зала, ваша возлюбленная делает то же самое, и вы едва слышным шепотом говорите с ней через всю эту танцующую публику.

Звук здесь стелется по потолку. Акустики с физфака МГУ объясняли мне этот эффект стоячей акустической волной, но точного понимания феномена танцевальных залов усадьбы Марьино у ученых нет до сих пор. Когда в одном из этих залов сделали ремонт, эффект пропал, поэтому второе помещение решили не трогать.

А вот мое собственное открытие касается замка баронессы Мейендорф в Барвихе, сейчас принадлежащего управлению делами президента. В фасадной части здания есть балкон, выходящий к парку на берегу озера. Если один человек встанет на этом балконе, а другой — в определенной точке на противоположном берегу озера, то есть примерно в 300м от первого, то они смогут шептаться, причем настолько тихо, как будто стоят вплотную друг к другу. Эффект основан на том, что звуковая волна отражается от поверхности озера. Поэтому он не работает зимой и в ветреную погоду.

А нашел я его благодаря дневникам Матильды Кшесинской. Она, как известно, была возлюбленной НиколаяII. В дневнике балерина писала, как, прогуливаясь у озера, вдруг отчетливо услышала шепот Николая, назначавший ей свидание в укромном уголке сада. Я долго искал точку на берегу, где работает этот акустический эффект и наконец обнаружил нужное место возле старой ветлы.

Еще одну акустическую парковую затею я отыскал в усадьбе Архангельское князей Юсуповых, причем совершенно случайно. Есть там одно здание — кладовая над оврагом, возведенная архитектором Осипом Бове, который строил Большой театр. Если встать возле этой кладовой, то очень хорошо слышно человека, стоящего в 200м ниже по оврагу.

Мы обнаружили этот эффект, когда вместе с помощником исследовали этот овраг. Кто и как пользовался этой затеей, еще предстоит выяснить.

http://www.kommersant.ru/

фото: http://www.kommersant.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 1253
Автор: @ВесьБетон