16.06.2011 12:54:00
В одном из кафе Амстердама (столица наркотиков) портреты сотрудников Института лубяных культур взяли в рамки и вывесили на стенах как главных врагов конопли. Все дело в том, что каннабис здесь — не наркотическое вещество, за которое грозит уголовная ответственность, а растение, из которого вьют веревки и даже строят... дома.
На 200 гектаров конопли в 150 км от Сум наркоманы не зарятся, хотя как никто осведомлены об этих плантациях. А все из-за того, что еще в 70-х годах прошлого века в Институте лубяных культур (тогда во всесоюзном, а сейчас — Нацакадемии аграрных наук Украины) ученые вывели специальные сорта конопли с низким содержанием тетрагидроканнабинола (ТГК — психотропное вещество в классическом растении. — Авт.).
«В 70-х весь мир запретил выращивание конопли, так как была борьба
с наркотиками. А вот в Советском Союзе была поставлена задача вырастить коноплю,
которая бы не несла никакой социальной опасности. С этой задачей наши ученые справились»,
— говорит замдиректора института по научной работе Рубиль Гилязетдинов. Ушло на
это больше 10 лет, сейчас на счету ученых около десятка безнаркотических сортов
этой культуры.
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14259372.html">Источник</a>
Посмотреть на огромные площади, о которых слагают легенды и анекдоты, «Сегодня» разрешили без проблем. Да и хвастаться сотрудникам института есть чем: ровными рядами без сорняков, без следов охотников за «дурью» в паре километров от ближайшего жилого дома растет почти 200 га конопли. Все бы ничего, да вот Рубиль Нуртдинович сокрушается на погоду: «В такую пору конопля уже до пояса, но из-за жары пока лишь до колена. А в августе она будет выше человеческого роста».
Высаживают культуру обычно весной, буйствует она целое лето, сбор урожая — в сентябре. На всех премудростях конопляного дела сотрудники института, можно сказать, съели собаку. «До сих пор наши ученые выводят безнаркотические сорта конопли. Одни из последних, где и вовсе отсутствует ТГК, — «Ника» и «Виктория», — говорит директор Института Виктор Кабанец. Сотрудники института регулярно снабжают семенами (а также зернами и волокнами) производителей не только в Украине, но и в соседней России и в Европе.
Прекращать работу на конопляной ниве сотрудники Института не
собираются, говорят: селекционеры конопли — долгожители, да и продукт — экологически
чистый и полезный. «Золотой век» этой культуры прошел, но сейчас мир возвращается
к ее выращиванию, отстает только наша страна. В советские времена конопля использовалась,
в основном, для производства веревок, шпагатов и строительных блоков, а на сегодня,
к примеру, в Днепропетровской области производят масло из конопли, в Полтавской
— одеяла и коврики, в Харькове — канаты и веревки. Но это — минимальная занятость
конопляного рынка. По словам коноплеводов, это растение может сберечь лес, если
его будут использовать в бумажном производстве, из него можно изготавливать ткани
и строительные блоки. «Люди ведь хотят иметь натуральное жилье, пищу, одежду — все
это можно делать из конопли», — говорит Кабанец.
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14259372.html">Источник</a>
Сегодня в Украине, кроме Института, коноплей засеяны поля двух производителей в Сумской и Полтавской областях: для текстильного производства, изготовления канатов и кормов для животных. Остальные предприниматели, которые бы и хотели заниматься выращиванием безнаркотической культуры, не хотят тратиться на содержание охраны и постоянную угрозу уголовной ответственности. «Мы понимаем, что наркомания — большая проблема. Но нигде, кроме Украины, коноплю с минимальным содержанием ТГК не нужно охранять. У нас этот вид деятельности лицензирован и по закону мы должны охранять безопасную коноплю, но это все равно, что у обычной травы выставить охрану», — говорит Рубиль Гилязетдинов. Возможно, желающие заниматься выращиванием конопли и не спорили с этой нормой закона, если бы не суммы, которые уходят на ее выполнение. «Себестоимость выращивания гектара конопли — около 5 тыс. грн., четвертая часть уходит на охрану. На это бюджет не дает нам денег», — говорят в институте.
С КОНОПЛЕЙ С ДЕТСТВА. Сотрудники института прикипели душой к своему продукту. «Да я и родился на пенькозаводе (обработка конопли. — Авт.) в Башкирии, где работали родители. Раньше, при Союзе, эти заводы размещались в поселках в виде небольших городков со своей электрической станцией, магазином, домами, а работников таких заводов называли местной интеллигенцией», — говорит Рубиль Нуртдинович. Мужчина работает в институте уже 31 год и без труда может доказать, что конопля — один из самых полезных продуктов для человека. «В конопляном масле настолько сбалансированы жирные кислоты, что ему уступает даже оливковое масло. Да у меня дом и хозяйственные постройки — из костроблоков (из конопли выделяют костру, на основе которой производили строительные блоки. — Авт.). У этого материала теплопроводность лучше, чем у обычного кирпича и это более экологически чистый продукт», — говорит Рубиль Гилязетдинов.
Пиво и косметика
Сейчас во всем мире массово увеличивают площади посева конопли, говорят специалисты. Во Франции, например, ее используют для строительства экологически чистых домов, изготавливают утеплители из волокон. В Чехии популярностью пользуется косметика и даже пиво на конопле. Добавляют зерна конопли и в корма для животных, в хлеб. «В Канаде продаются очищенные зерна конопли с девизом, что каждый житель страны каждое утро должен съедать по ложке этих зерен ради здоровья», — говорит Гилязетдинов. «Так что равно рано или поздно нас ждет массовое производство продукции из конопли», — уверены в Институте.
Оксана Ермоленко
http://www.segodnya.ua/
фото: http://www.segodnya.ua/