14.06.2011 13:18:00
В марте основатель Mirax Group Сергей Полонский заявил, что ликвидирует бренд Mirax и просит больше не считать его бизнесменом. Впрочем, это не помешало ему вступить в публичную перепалку с вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным из-за отзыва разрешения на строительство башни "Федерация" и вызвать на дуэль главу РЖД Владимира Якунина. В интервью "Ъ" СЕРГЕЙ ПОЛОНСКИЙ рассказал о конфликте вокруг Курского вокзала, отношениях с РЖД и ответил на обвинения бывшего партнера Максима Привезенцева (интервью с ним см. на этой стр.).
— Несмотря на громкие заявления, вы активно занимаетесь бизнесом Mirax Group, которая теперь переименована в Nazvanie.net. Как это понимать?
— В нашей стране, к сожалению, немногие понимают разницу между акционером и управленцем. Я никогда не говорил, что перестаю быть владельцем компании, просто я минимизировал свое участие в оперативном управлении. Поэтому я и прошу не называть меня бизнесменом в управленческом понимании этого слова.
— Иными словами, вы полностью отошли от дел?
— Я бы хотел это сделать, но пока информационный фон и возникающие вокруг компании конфликты не позволяют мне полностью отойти от решения текущих вопросов.
— Почему вы решили отказаться от управления компанией, которая в течение многих лет ассоциировалась лично с вами и была вашим детищем?
— Сейчас передо мной стоит задача достроить начатые проекты, а с этим вполне могут справиться мои топ-менеджеры. Для этого не нужны предпринимательские таланты и креатив с моей стороны, которые были необходимы ранее. Я осознанно принял решение о создании так называемых троек, каждая из которых управляет конкретными проектами. Это очень талантливые и профессиональные люди, часть из которых пришли к нам во время кризиса. Поэтому я не вижу необходимости на данном этапе развития участвовать в управлении бизнесом самостоятельно.
— Какой долей во всем бизнесе владеете вы?
— У меня больше контрольного пакета и избавляться от него я не собираюсь. Точную долю я назову чуть позже, поскольку в число наших акционеров вошел Роман Троценко (глава Объединенной судостроительной корпорации.— "Ъ") и другой инвестор, назвать которого я пока не могу. Эти сделки пока до конца не структурированы, поэтому говорить о точном распределении было бы преждевременно.
— В начале этого года вы сумели получить кредит в Сбербанке на сумму $370млн на достройку башни "Федерация" (439тыс. кв. м) в "Москва-Сити". Какую часть денег вы уже получили?
— В апреле мы полностью расплатились с Альфа-банком, погасив долг перед ним на $150млн, $90млн из которых — это кредит Сбербанка. Остальные деньги будут направлены на достройку "Федерации", приступить к началу строительных работ мы намерены в ближайшее время.
— Откуда вы взяли еще $60млн?
— Это собственные средства, а также средства от продажи одного из наших проектов.
— Какого?
— Это неважно. Я не буду его называть. Главное, что Альфа-банку мы больше не должны ни копейки.
— На каких условиях Сбербанк предоставил вам кредит?
— Первый транш выделен нам под 12% годовых, но как только мы начнем строительство, ставка начнет снижаться и ближе к завершению строительства будет уменьшена до 9%. Залогом выступают непроданные площади в "Федерации" (140тыс. кв. м).
— Денег от их продажи хватит, чтобы расплатиться со Сбербанком?
— С лихвой. В нашей бизнес-модели, которую утвердил Сбербанк, заложена цена продажи на уровне $3тыс. за кв. м, но уже сейчас площади в здании можно продавать по $6,5-7тыс. за кв. м. Таким образом, мы рассчитываем, что с помощью вырученных от продажи площадей денег не только расплатимся со Сбербанком, но и погасим 50-60% нашего публичного долга перед держателями облигаций и CLN ($392млн.— "Ъ").
— Как идет процесс реструктуризации этой задолженности?
— Весной мы уже подписали соглашение о реструктуризации с ВТБ (примерно $5млн.— "Ъ") на семь лет под 8% годовых. Сейчас ведем переговоры с остальными держателями бумаг о реструктуризации долга на тех же условиях. В частности, кредиторы с привлечением аудиторских компаний провели due diligence всех наших проектов, представленных к реструктуризации, сейчас они изучают его результаты. Мы поставили задачу, что к концу лета соглашения о реструктуризации должны быть подписаны со всеми держателями ценных бумаг.
— Кто-то уже согласился?
— Сейчас мы достигли соглашения по привлечению трех компаний из числа держателей облигаций к финансированию проекта Paradise Living (306тыс. кв. м.— "Ъ"). Назвать я их пока не могу, но эта сделка проводится как раз в рамках реструктуризации публичного долга.
— Вы не раз говорили, что проект реконструкции Курского вокзала у вас украл бывший партнер Максим Привезенцев. По его версии, никакой "кражи вокзала" не было, а вы потеряли его по своей вине...
— Давайте смотреть на факты: деньги в реконструкцию вокзала я вложил, а управления вокзалом так и не получил. Значит, вокзал и деньги у меня украли. Вокзал теперь достался РЖД, а часть моих денег уже получил Привезенцев. Вот и судите сами, была кража или нет.
— Максим Привезенцев говорит, что деньги вам вернут, но в 2014 году, когда истечет срок займа, который вы предоставили его компании "Инфотриумф", выступавшей техническим заказчиком реконструкции вокзала.
— Вы сами в это верите? Про 2014 год — это вообще отдельная история: этот срок был прописан Максимом Привезенцевым в сентябре 2009 года, за несколько дней до того как он решил уйти. Изначально инвестиции на реконструкцию Курского в размере 823млн руб. были выделены "Инфотриумфу" в 2008 году сроком на год. В то время я не вдавался в такие подробности проекта, так как доверял Максиму. Первоначальная концепция была такова: мы инвестируем в реконструкцию вокзала, после от арендных платежей отбиваем вложенные средства, а затем вокзал передается управляющей компании, акционерами которой становимся мы и РЖД. К тому же в тот момент мы согласовали совместный проект с РЖД на 2млн. Но Максим вместе с Сергеем Абрамовым (начальник дирекции железнодорожных вокзалов.— "Ъ") сели и вместе придумали всю эту схему, по которой РЖД получила 100% управляющей вокзалом компании, а Максим Привезенцев — деньги. Вы знаете, кто защищал Привезенцева в суде? Юристы РЖД. Сейчас вся команда "Инфотриумфа" работает в РЖД. Я не получил с этого проекта, который сам придумал, ни цента, к тому же потерял управление вокзалом.
— Почему вы с такой легкостью выделили деньги компании, которая принадлежала Максиму Привезенцеву?
— Тогда я даже не думал о том, что эта история может закончиться таким образом. "Инфотриумф" был генеральным подрядчиком реконструкции, а Максим Привезенцев был председателем правления Mirax Group. И на тот момент у меня не было оснований ему не доверять.
— Как вы считаете, зачем РЖД понадобилось участвовать в такой схеме?
— Я не знаю. Я знаком с Владимиром Якуниным (президент РЖД.— "Ъ") более десяти лет и абсолютно не понимаю, что произошло. Никаких личных конфликтов у нас с ним не было. Даже если бы они были, то кто я, а кто Якунин? Я просто строю домики, а он управляет госкорпорацией, в которой работают миллионы человек. Я не строю на этот счет никаких иллюзий. Но факт остается фактом: ни вокзала, ни денег у меня нет. При этом, когда РЖД приняли решение расторгнуть договор на управление вокзалом, мне никто даже не позвонил и никаких претензий не выдвинул, потому что мы действительно превратили самый криминогенный и запущенный вокзал в современное и эффективное здание. Нам удалось увеличить арендные платежи на 320%, не взяв у государства ни копейки, а после этого нас просто ограбили.
— Кроме реконструкции Курского вокзала вы планировали также реализовать крупный девелоперский проект совместно с РЖД. Максим Привезенцев утверждает, что от этой идеи отказались именно вы, что частично и стало причиной прекращения сотрудничества с вами. Что будет с этим проектом?
— Что будет, я сказать не могу. Хочется верить, что мы все-таки сможем его реализовать. А насчет отказа — это просто смешно. Если бы это было так, то должны были сохраниться какие-то письма или документы, согласно которым я отказываюсь от реализации этого проекта. Но таких писем ни у кого нет, а значит, это инсинуации.
— Максим Привезенцев заявляет, что причиной его ухода стало несогласие с выбранной вами стратегией развития компании: "Mirax Group начала скупать активы за рубежом по ценам, завышенным в два-три раза, и я заподозрил, что таким образом из компании выводятся деньги..."
— Первое: все решения о покупке того или иного объекта недвижимости принимались на совете директоров компании всеми его участниками. Об этом есть протоколы. Второе: у каждого члена совета директоров было право наложить вето, и тогда никакой сделки бы не было. Третье: если его (Максима Привезенцева.— "Ъ") не устраивало то, что мы покупаем, то он мог уйти раньше, например, до кризиса. Человек ищет себе оправдание. Мы прекратили покупать новые проекты примерно за полгода до кризиса, при этом Максим Привезенцев ушел именно в кризис, в сентябре 2009 года. Почему он не сделал этого на полтора-два года раньше? Логично же. Что касается экономики, по любому проекту я могу предоставить исчерпывающую информацию, зачем и по каким ценам мы их покупали.
— Господин Привезенцев также говорит, что вы задолжали ему денег по совместному бизнесу, управляющей компании "Миракс Сервис". О какой сумме идет речь?
— Если говорить о деятельности "Миракс Сервис", которая занималась управлением домами, то за все время существования — почти восемь лет — ее обороты достигли всего $1,2млн. Это без учета того, что Mirax Group постоянно предоставляла ей дотации, а компания была убыточной. Фактически же "Миракс Сервис" ничего не заработала. К тому же "Миракс Сервис", конечно, не только из-за Максима Привезенцева, но при его участии потеряла управление жилыми комплексами "Золотые ключи-2" и MIRAX Park.
— Владимир Якунин не единственный известный человек, с которым вы последнее время публично конфликтуете. Вы написали достаточно резкое письмо в адрес первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина. Вы столько лет успешно работали со столичным стройкомплексом, какая кошка пробежала между вами и господином Ресиным?
— Я не знаю, у меня нет достоверной информации. Спросите у Владимира Иосифовича. Наверно, возраст, другого объяснения у меня нет.
— Весной Владимир Ресин заявил, что другой ваш спорный проект — "Кутузовская миля" — будет достраиваться уже без вас. Намерены ли вы бороться за эту стройку?
— Если честно, мне вся эта история уже надоела. И я готов уйти из этого проекта, но только в том случае, если получу компенсацию всех понесенных затрат. А это примерно 4млрд рублей.
— На что были потрачены эти деньги?
— Проект "Кутузовская миля" реализован на 50%, при этом продано в нем всего 33% квартир. Дома-то стоят — они же взялись не из воздуха! И я готов подтвердить все эти затраты до последнего цента.
— Почему же тогда суды планомерно отказывают вам в праве требования 1,9млрд рублей по всем вашим искам?
— По идее, мы вообще не должны были бы судиться из-за этих денег, так как все доказательства — построенные дома — на нашей стороне. Увы, российская система правосудия далека от идеала и в ней по-прежнему находится место коррупции и непрофессионализму. В этот проект нам в свое время предложил прийти город. "Федеральный центр социального развития" (ЗАО ФЦСР; заказчик проекта.— "Ъ") в течение пяти лет даже не приступала к освоению этого участка, поэтому город и привлек к застройке нашу компанию. Но в случае расторжения инвестиционного контракта городским властям пришлось бы провести инвестиционный конкурс на выбор нового инвестора. Для того чтобы не ввязываться в эту процедуру, было решено сделать нас генеральным инвестором проекта. Мы даже согласились подарить ФЦСР 5% проекта просто так — без вложения хоть одного цента. И мы финансировали эту стройку до середины 2009 года. Потом финансирование временно было приостановлено, а через некоторое время Петр Иванов (гендиректор ФЦСР.— "Ъ") заявил о своих правах на весь проект, которых он никогда не имел и не мог бы получить ни в одной другой стране мира, кроме России. В итоге между нами разгорелся конфликт, который длится до сих пор. А саму ситуацию вокруг "Кутузовской мили" я не могу охарактеризовать иначе, чем рейдерский захват.
— На каком основании господин Иванов пытается получить контроль над проектом?
— А ни на каком! Просто ему так захотелось. Чужой актив всегда привлекательнее, особенно если учесть, что построено квартир у нас больше, чем продано. Если бы было наоборот, то и желания завладеть этим проектом у ФЦСР бы не было. Я убежден, что Петр Иванов обычный аферист, который умудрился к тому же продать 10тыс. кв. м доли города в проекте, на которую не имел никаких прав, и теперь пытается выкрутиться. Но если он все-таки хочет дальше строить "Кутузовскую милю" — ради бога, но сначала пусть признает все наши затраты и компенсирует их. До этого момента строить "Милю" он не начнет. Поскольку если он зальет хоть один кубометр бетона, то нам будет намного сложнее доказать факт понесенных затрат и вернуть деньги. Зная характер Иванова, я не сомневаюсь, что он попытается убедить всех, что и все остальные дома построил он.
— Можете ли вы сами достроить этот проект?
— Мне нужно десять дней, чтобы выйти на площадку. Еще полтора года назад финансирование на проект готов был предоставить Сбербанк. Я более чем уверен, что и сейчас он не откажется, хотя переговоров по этому поводу мы не вели из-за сложной ситуации на проекте.
— Какую роль в этом проекте играет МСМ-5?
— Кандидатуру МСМ-5 как альтернативного застройщика нам предложил город. И мы подписали с ними контракт на завершение строительства "Кутузовской мили". Я устал от этого проекта и постоянного конфликта, поэтому я готов переуступить его любому инвестору при условии, что верну свои деньги. Но в случае необходимости я также готов его достроить.
— Помимо строящихся проектов у вас есть огромных портфель проектов бумажных. Что вы собираетесь делать с ними?
— Помимо обязательств перед дольщиками у нас есть обязательства перед кредиторами по облигациям. Чтобы их погасить в полном объеме, мы будем запускать еще какие-то проекты. Но пока детали я обсуждать не готов.
— Что будет с вашими зарубежными проектами?
— Мы также ведем переговоры с различными партнерами о том, как распорядиться ими. В частности, мы планируем возобновить строительство проекта в Черногории (рекреационный комплекс Astra Montenegro площадью 120тыс. кв. м; инвестиции $1,5млрд.— "Ъ"), дождаться восстановления рынка на Украине и запустить киевский проект (комплекс "Миракс-Плаза" площадью 296тыс. кв. м.— "Ъ"), ведем переговоры с инвесторами по поводу развития проектов в Англии (небоскреба Mirax-Beetham Tower; инвестиции около ?500млн.— "Ъ") и Швейцарии (горнолыжный комплекс площадью 136тыс. кв. м стоимостью $300млн.— "Ъ"). Я просто пока не хочу обсуждать эти проекты, поскольку не хочу, чтобы кто-то попытался сорвать нам эти сделки.
— Около года назад вы заявили, что 70% российских предпринимателей сидят на чемоданах. Не думаете ли вы сами собраться и уехать?
— Сначала я дострою дома, расплачусь по всем долгам, а потом подумаю на эту тему.
Интервью взяли Антон Белых и Маргарита Федорова
http://www.kommersant.ru/
Фото: Дмитрий Духанин http://www.kommersant.ru/
Полонский Сергей Юрьевич
Родился 1декабря 1972 года в Санкт-Петербурге. Проходил срочную службу в ВДВ. В 2000 году окончил Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет по специальности "экономика и управление на предприятии строительства". С 1991 года занимается бизнесом. В 1994 году вместе с партнером Артуром Кириленко основал компанию "Строймонтаж", в 1997 году занял пост ее гендиректора. В 2000 году компания вышла на московский рынок и была переименована в Mirax Group. До 2011 года являлся основным владельцем (78%) и председателем совета директоров Mirax Group. 3марта 2011 года на пресс-конференции обнародовал решение о ликвидации бренда Mirax и попросил больше не считать его бизнесменом. Однако владельцем компании Сергей Полонский остался — Mirax Group была переименована в Nazvanie.net.
Максим Привезенцев: Курский вокзал у Полонского я не крал
Бывший председатель правления Mirax Group МАКСИМ ПРИВЕЗЕНЦЕВ в интервью "Ъ" рассказал о причинах конфликта с Сергеем Полонским и скандале вокруг реконструкции Курского вокзала.
— Почему вы ушли из Mirax Group?
— В 2009 году у меня сложилось ощущение, что Mirax Group движется не в том направлении. В частности, компания начала скупать активы за рубежом по ценам, завышенным в два-три раза. Меня насторожил этот факт, и я заподозрил, что таким образом из компании выводятся деньги.
— Конфликт с основателем Mirax Group Сергеем Полонским возник из-за вашего ухода?
— Не только из-за него. Сергей задолжал мне определенную денежную сумму. Называть я ее не буду, но речь идет о деньгах от совместной реализации проектов. Несколько раз мы с ним пытались сесть за стол переговоров, но он отказывался от конструктивного диалога. Мы подали иски в суды и выиграли их все. Получить хоть какие-то деньги мне не удалось, поскольку на балансе этих компаний не осталось никаких активов.
— Сергей Полонский утверждает, что причина конфликта то, что вы украли у него проект реконструкции Курского вокзала...
— Курский вокзал у Полонского я не крал. Этот проект изначально в компании вел именно я. Договор с РЖД состоял из нескольких частей и был заключен с разными структурами. Так, непосредственно реконструкцией Курского вокзала занималась компания "Инфотриумф", которая на тот момент принадлежала мне. Мы получили заем от компании Сергея Полонского для проведения реконструкции. Условием предоставления этого займа было привлечение к реконструкции подрядчиков, которые входили в Mirax Group. И это условие было выполнено. Mirax Group же больше интересовалась проектом застройки прилегающих к вокзалу территорий. После завершения реконструкции вокзала одна из структур Mirax Group, принадлежащая Сергею Полонскому и мне, должна была получить право на доверительное управление вокзалом сроком на пять лет. Но это был отдельный договор, который лишь косвенно был связан с выполнением работ по реконструкции вокзала. Поскольку вокзал является стратегическим объектом, то контроль над управляющей компанией должен был принадлежать РЖД. Соответственно, нас всех попросили передать часть своих акций этой компании железнодорожной госкорпорации. Я согласился, а Сергей Полонский отказался. Тогда же стали масштабироваться финансовые проблемы Mirax Group, и Сергей Полонский вынужден был отказаться от планов по застройке прилегающей к вокзалу территории. Вкупе все эти факторы и вынудили РЖД прекратить сотрудничество с компаниями Полонского и передать управление вокзалом собственной структуре.
— Насколько я знаю, вложенные деньги Сергею Полонскому так и не были возвращены?
— Он действительно пока не получил свои деньги назад. Но у него их не украли. Во-первых, еще в бытность мою владельцем "Инфотриумфа" мы перечислили компаниям Полонского примерно 100млн руб. в качестве компенсации части полученного займа. Во-вторых, все делается в рамках договора займа, который был заключен между "Инфотриумфом" и структурами Сергея Полонского. Согласно этому соглашению, заем предоставляется до 2014 года и никаких обязательств по досрочному его погашению в нем записано не было. То есть РЖД в данном случае действует в строгом соответствии с заключенными договорами и платит деньги той компании, которая их вкладывала. А уже она в указанные сроки должна будет рассчитаться с компаниями Полонского.
Интервью взял Антон Белых
http://www.kommersant.ru/